Проектно-исследовательская работа.«Правописание «НЕ» с глаголами слитно и раздельно»
проект по русскому языку (3 класс)

Данная проектная работа проводилась в 3 классе.

Цель:узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно, значение этих слов, создание словаря глаголов, которые пишутся с «не» слитно.

Задачи:

изучить и проанализировать учебную и справочную литературу по данной теме;

узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно и дать их толкование;

разработать анкету и выяснить, знают ли  мои  сверстники глаголы, которые пишутся с «не» слитно;

проанализировать и описать полученные результаты исследования;

обобщить собранные материалы и создать толковый словарь слов глаголов, которые пишутся с частицей «не» слитно для удобства изучения их в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 13

с углублённым изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Адрес: 193230, Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 17, корпус 3, литер Ж

Телефон/факс: (812) 585-33-28;

e-mail:  school13spb@inbox.ru

Направление:

                                                                   гуманитарное (русский язык)

«Правописание «НЕ» с глаголами

слитно и раздельно»

проектно-исследовательская работа

Руководитель проекта:

Дьячкова Нина Ивановна

учитель  начальных классов

ГБОУСОШ № 13

с углублённым изучением

английского языка

Невского района

 Санкт-Петербурга

Работу выполнила:

ученица 3«В» класса

Сметанина Вероника                                                                                                  

Санкт-Петербург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………….……………………………………………………3

Глава 1. Основная часть…..……………………………………………………. ………………4

1.1. Что такое частица НЕ……… ………………………………………………………………4

1.2. Когда НЕ с глаголами пишется раздельно…………………………………………………4

1.3. Когда НЕ с глаголами пишется слитно………………………………………………...…  5

Глава 2. Практическая часть ……………………………………………………………………9

2.1. Анкетирование обучающихся 3 и 4 классов  и результаты опроса………………………9

2.2. Создание словаря…………………………………………………………………………   10

Выводы …………….…………………………………………………………………………....11

Список использованной литературы и интернет ресурсов …………………....………….....12


                             ВВЕДЕНИЕ

       Мне очень интересно изучать русский язык. Хотя я всего лишь в третьем классе, но мне стало любопытно разобраться в одном вопросе: «А есть ли слова – глаголы, которые с «не» пишутся слитно?». Ведь есть правило, что частица «не» с глаголами пишется раздельно. Можно сказать «Золотое правило» русского языка, которое дети проходят в конце второго класса.

    На мой взгляд, работа актуальная. Актуальность работы заключается в том, что она нужна для учеников и для учителей начальной школы для того, чтобы при написании этих слов не допускать ошибок, уметь использовать их, грамотно строить свою речь, да и просто знать их.

   Цель проектно-исследовательской работы - узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно, значение этих слов, создание словаря глаголов, которые пишутся с «не» слитно.

  Для достижения цели мною были поставлены задачи:

  1. изучить и проанализировать учебную и справочную литературу по данной теме;
  2. использовать интернет- ресурсы;
  3. узнать глаголы, которые пишутся с «не» слитно и дать их толкование;
  4. Разработать анкету и выяснить, знают ли  мои  сверстники глаголы, которые пишутся с «не» слитно;
  5. проанализировать и описать полученные результаты исследования;
  6. обобщить собранные материалы и создать толковый словарь слов глаголов, которые пишутся с частицей «не» слитно для удобства изучения их в начальной школе;
  7. провести обсуждение с классным руководителем и родителями для более глубокого понимания темы и погружения в неё.

   Объектом исследования является: «Правописание глаголов с частицей не»

 В данной работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ справочной литературы и Интернет-источников поданной теме;
  2. Метод проектирования – создание анкеты для опроса одноклассников;
  3. Опрос;
  4. Качественный и количественный анализ полученных данных;
  5. Наблюдение.

     Практическая значимость исследования заключается в том, что созданный толковый словарик может использоваться учителями и ребятами на уроках русского языка при изучения темы: «Глагол» для обогащения словарного запаса учащихся; полученные знания  помогут ученикам грамотно использовать в речи данные глаголы

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое частица – «НЕ»?

Данная частица служит для выражения отрицания при разных частях речи.

а) Придаёт слову противоположное значение (например, неприятель (враг), невеселый (грустный));

б) то же, но с оттенком умеренности качества, например: неплохой, нехотя;

в) значение лица или  предмета неспособного совершить действие, обозначенное основой или корнем, например: неумеха, незнайка, непоседа, неуч, непроливашка;

г) значение противопоставления, отрицания, отсутствия (того, что заключено в значении слова или основы без «не»), например: неаккуратный, несемейный, неоконченный труд.

Образует местоименные слова со значением отрицательным или неопределенности, например: негде, некогда, незачем, некоторый, несколько, нечто.

1.2 Когда «не» с глаголами пишется раздельно?

Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.

Сравните две части пословицы

- «Серьёзный человек откладывает безделье, да не откладывает дело». (с)

Какое маленькое слово (частица) помогает создать противоположное значение?

- Частица НЕ придаёт словам отрицательное значение: любит – не любит, видит – не видит.

Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.

«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами.

Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:

  • Солнце взошло над горой.
  • Солнце еще не взошло над горой.

В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.

Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».

Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.

Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.

Например:

НЕ могу бежать;

НЕ хочу говорить;

НЕ забудь ручку;

НЕ написал письмо;

НЕ заметил ошибку;

НЕ пришла вовремя;

НЕ буду отвечать.

При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:

  • не могу не поехать = должен поехать;
  • не могу не согласиться = соглашаюсь.

«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.

1.3  Когда «НЕ» с глаголами пишется слитно?

Теперь давайте поговорим о другом написании «НЕ» с разными глаголами. Отрицательная частица «НЕ» с большинством глаголов пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ- не употребляются.

Приведем примеры глаголов, которые с «НЕ» пишутся слитно. Узнаем, почему такие глаголы с «НЕ» следует писать слитно.

В русском языке в соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с отрицательной частицей «НЕ» пишутся раздельно, несмотря на это в некоторых случаях «НЕ» с глаголами пишется слитно.

Это происходит в написании тех слов, в морфемном составе которых НЕ- является приставкой или частью корня, то есть без НЕ- эти слова не существуют как самостоятельные лексические единицы. Без начального НЕ- они не употребляются в речи.

Отсюда можно сделать вывод и получить правило:

«НЕ» с глаголами пишутся слитно тогда, когда без «НЕ» такие слова не употребляются.

Глаголы, которые без «не» не употребляются:

Недоумевать - находиться в недоумении. Например, по поводу отказа.

Небречь – пренебрегать кем или чем-либо. Не заботиться о ком-чём-либо.

Неистовствовать - находиться в состоянии неистовства – Быть в состоянии безудержной ярость, буйстве.

Нежничать – быть нежным в обращении с кем-либо; говорить нежные слова;быть слишком мягким, деликатным в обращении с кем-либо

Невеститься - становиться невестою, достигать брачного возраста (о девушке).

Небрежничать – быть небрежным, проявлять небрежность в чём-либо

относящийся к своим делам, обязанностям без должного внимания, старательности;

-выражающий невнимание к кому-либо, чему-либо, пренебрежение кем-либо, чем-либо.

-неряшливый, неаккуратный.

Невежничать – поступать невежливо.

Неглижировать - устаревшее. ироничное. относиться (отнестись) к кому-либо или к чему-либо без должного внимания; пренебрегать (пренебречь)

Нежить - содержать в неге холить, баловать.

   

 

Написание глаголов с «недо-» и «не до-»

В составе некоторых глаголов можно встретить приставку «НЕДО-», которая всегда пишется слитно (это же приставка!). Такие глаголы обозначают действие, которое сделали некачественно, не соответствующее какому-то уровню, выполненное ниже нормы, например В таких словах частица «НЕ» является частью сложной приставки НЕДО-

Примеры таких слов:

  • недовесить (взвесить меньше положенного);
  • недоедать - -аю, -аешь; несов. Есть недостаточно, плохо питаться. IIсущ. недоедание, -я, ср.
  • недосыпать (спать мало);
  • недослышать (плохо слышать).
  • недолюбливать– чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-нибудь.

Если возникли сомнения, можно использовать такой прием: заменить «недо-» на приставку с противоположным значением «пере-». Если звучит хорошо, значит, «недо» точно нужно писать слитно с глаголом. Вот так:

  • недоварить кашу — переварить кашу;
  • недооценить противника — переоценить противника.
  • недожарить пирожки — пережарить пирожки;
  • недовыполнить план — перевыполнить план;
  • недолить молока — перелить молоко;

Но помните: бывают и случаи-исключения, в которых этот прием не работает.

Например: Мне тебя недостает.

Частица «не» пишется раздельно с глаголом с приставкой «до», если он обозначает, что действие начато, но не доведено до конца. Сравним:

  • недожарить рыбу (рыба сырая) — не дожарить рыбу (оставить на потом);

  • недослышать (плохо слышать) — не дослушать историю (закончить слушать);
  • недосчитаться денег — не досчитать до ста.

У таких глаголов часто есть дополнение с предлогом «до»:

  • не донести (до чего?) до дома;
  • не дочитать книгу до конца.

Следует различать написание слов «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» в значении «не дотягиваться, не достигать чего-либо», например:

  • ему недоставало в жизни удачи;
  • рыболов не достает веслом до дна речки.

Приведем список глаголов, которые без не- не употребляются:

  • недовыполнить
  • недомогать
  • недолюбливать
  • недооценить
  • недослышать
  • недопонимать
  • недополучить
  • недоучесть

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование 3 и 4 классов и его результаты

         На этом этапе работы мной была подготовлена анкета для выявления знаний наших сверстников по теме: «НЕ» с глаголами: слитно или раздельно?

       В опросе участвовали ребята из 3 и 4 классов нашей школы, всего в анкетировании участвовало  ‒ 52 ученика 3 классов и 54 ученика 4 классов.   Общее количество участников – 106 человек.

      Всем обучающимся мы предлагали ответить на 4 вопроса:

  1. Какой частью речи является слово НЕ в русском языке?

     2. Какое значение имеет слово НЕ?

     3. Как пишутся глаголы  со словом НЕ? Примеры.

     4. Знаешь ли ты глаголы, которые пишутся с НЕ слитно? Приведи примеры.

     Результаты анкетирования 3-их и 4-ых классов (см. таблицу)

 

 

 

3-и классы

4-ые классы

52 ученика

54 ученика

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Какой частью речи является слово НЕ в русском языке?

27%

73%

39%

61%

Какое значение имеет слово НЕ?

15%

85%

41%

59%

Как пишутся глаголы со словом НЕ? Примеры.

67%

33%

93%

7%

Знаете ли вы глаголы, которые пишутся с НЕ слитно? Приведите примеры

0%

100%

11%

89%

    По результатам опроса учащихся 3-4 классов мы видим, что ученики 3 классов плохо знают, какой частью речи является слово НЕ в русском языке (73%) и какое оно имеет значение (85%). Меня порадовало, что ученики моей школы в 3 классах неплохо знают правило, что глаголы со словом НЕ пишутся раздельно и могут привести примеры (67%).

Но опрос показал, что глаголов, которые пишутся с НЕ слитно не знает никто из опрошенных. И привести соответственно примеры никто не смог.

   В 4 классе дети владеют большей информацией по разным вопросам: 93% из 100% знают как пишутся глаголы со словом НЕ и привели разные примеры. Почти половина опрошенных учеников 4 классов знают, какое значение имеет слово НЕ  в русском языке (41%) и какой частью речи оно является (39%). И всего 11% знают глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.

2.2 Создание словаря

ВЫВОДЫ:

   Задавшись целью узнать про глаголы с НЕ, которые пишутся слитно и проведя анкетирование среди учеников моей школы, я пришла к выводу, что ученики 3-4 классов знакомы с частицей «НЕ» и относительно хорошо знают правило, что глаголы с НЕ

пишутся раздельно. Но вот о том, что есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно, почти никто не знает и не может привести примеры. Теперь можно смело сказать, что значимость данного проекта оказалось очень высока и изготовление и применение словаря стало необходимым и важным для применения учениками начальных классов.

Список использованной литературы и интернет ресурсов:

1.Д.Э. Розенталь Универсальный справочник по русскому языку.

2.С.И.Ожегов Словарь русского языка

3. Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» учебник для общеобразовательных организаций в двух частях.

4. https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/primeryi-glagolov-kotoryie-ne-pishutsya-slitno.html

5. https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-chasticy-ne-s-glagolami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...