Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
статья по русскому языку

Условия формирования навыка орфографического письма- системность повторения,что гарантирует нам закрепление навыка.  Так как память младших школьников не долговременна, следует продумывать периодичность повторения орфограмм. Каждый урок должен включать этап «Орфографическая  минутка».Сложность заданий должна возрастать поэтапно: словарный диктант, диктант из словосочетаний, предложений.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Б. Бочарова,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №12, г. Йошкар-Ола.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

          Одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность обучающихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении обучающихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Довольно часто приходилось слышать  от родителей учеников : «Мы учили правило. Он знает  как подобрать проверочное слово…» и т.д и т.п.

       Действительно, ученик может знать правило, но не суметь его применить, так как не видит орфограмму в слове. Задача учителя  - научить ребенка видеть орфограммы, знать способ проверки и суметь его применить. То есть, учитель должен сформировать у  ученика  орфографическую зоркость. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.  .

      Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

       Д.Н. Богоявленский выделяет четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинают на ранних этапах:

- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

-  устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;

- применять правило;

- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

          Пропедевтическую работу по развитию орфографической зоркости следует начинать в букварный период. Выполняя  звуковые схемы слов,  мы формируем у учащихся умение ставить ударение в слове, определять сильные и слабые позиции гласных звуков, что является пропедевтикой к орфограмме «Безударные гласные в слове». Давая характеристику согласным звукам,  дети учатся определять звонкий это звук или глухой, что необходимо знать, когда изучаем  орфограмму «Правописание парных звонких и глухих согласных».

По окончании букварного периода вводим понятие «орфограмма» или «опасное место в слове», где произношение может расходиться с написанием, знакомимся со способами проверки.

       Первый этап работы – знакомство с правилом, те есть теоретическая база. Чтобы заучивание правила не превращалось в механический процесс, а происходило осознанно нужно применять различные способы воспроизведения:  вставить пропущенные слова в правиле, рассказывать правило друг другу, составить вопросы для одноклассников по тексту правила, привести свои примеры.

     Второй этап работы -  отработка способов применения правила. В этом случае уместно использование алгоритма или памятки.

      Третий этап – умение находить эту орфограмму в словах в процессе письма.

Здесь можно порекомендовать различные приёмы и методы работы. Вот некоторые из них:

1)        Орфографическое чтение.

2)        Объяснительный диктант (после написания анализируют слово, находят «опасное место»)

3)        предупредительный диктант (анализ  слова проводится до его написания)

4)        комментированное письмо (анализ слова происходит во время письма)

5)        письмо с пропусками, использование перфокарт

         В игровой форме проходит работа с «Волшебными квадратами» или «волшебной лесенкой», где учащимся необходимо вспомнить все словарные слова.

        0                0                0

        0                0                0

        0                0                0

             __0___

        __0__ 0__

        __0___0__

   __0  ___0__ 0

6)        Нахождение неправильного написания. «Невозможно без улыбки видеть Кузины ошибки»

7)        Выборочный диктант – развивает умение выделять необходимые слова на слух. Ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию.

8)        Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу разнообразной, интересной и не утомляет учеников. Например: Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр: 1 –а, 2 – о. Сложите все записанные числа и запишите ответ.

Гореть,  ракета, помидор, яблоко, салют, воскресенье, комбайн,  хозяйство, календарь, овес,  погода. Сумма = 17

9)        Синонимический, антонимический и фразеологические диктанты – предполагают образование у учащихся некоторых лексических представлений, формируют понятия, помогают расширению словарного запаса, усвоению оборотов речи, уместности их употребления в тексте, расширяют интерес к русскому языку.

10)        Диктант с антонимами. Подбери антонимы к каждому слову, укажи в них орфограмму: (гаснуть, вчера, ужин, нападение,  налево,  поражение, гореть, сегодня, завтрак, оборона,  направо,  победа).

11)        Можно использовать такой прием, когда  орфограмма  слова связывает с каким-то ассоциативным образом, который вспоминается при написании этого слова. Ценность данного приема работы – наличие у каждого ребенка своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. Ассоциативная связь может быть по ряду признаков, например: По цвету  БЕреза – БЕлая    бЕреза кудрявая нужен грЕбень, чтобы рассчесать    кАникулы  - урА    Примеры учеников.

     Эффективность  работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена Одно из важных условий формирования навыка орфографического письма- системность повторения. что гарантирует нам закрепление навыка.  Так как память младших школьников не долговременна, следует продумывать периодичность повторения орфограмм. Каждый урок должен включать этап «Орфографическая  минутка», где и выполняем вышеперечисленные виды работ. При организации дифференцированной работы можно предложить учащимся подготовить «орфографическую минутку»  для одноклассников.

Сложность заданий должна возрастать поэтапно: словарный диктант, диктант из словосочетаний, предложений.

Список источников

1.        Богоявленский Д.Н. психологические принципы усвоения орфографии,  обучение орфографии.// Начальная школа -  2003.

2.        Волина В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3.        Лободина Н.В.  Русский язык 1-4 классы Словарно-орфографическая работа. Волгоград  Издательство «Учитель» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...