Открытый интегрированный урок по русскому языку-окружающему миру
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шарлай Наталья Владимировна

Открытый интегрированный урок по русскому языку-окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок во 2-м классе "Каша - подруга наша"

 Цели:

  • закрепить понятие об имени существительном и имени прилагательном;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
  • расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
  • формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
  • расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  • сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.

 Формируемые УУД

Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого   характера.

Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнера высказывания.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Учитель: У нас сегодня урок русского языка. Он не совсем обычный, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном и прилагательном, но и поговорить о правильном питании. А начнём мы наш урок традиционно с минутки чистописания.

3. Чистописание. Закрепление знаний об имени существительном

На доске записаны слова. (Слайд №1)

Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, кукуруза.

Учитель: Прочитайте слова, найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква находится в слове, которое состоит из двух слогов. а в слове состоящем из 3х слогов её сразу две. Эта буква обозначает согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква Кк)

А может ли эта буква обозначать мягкий звук. В каких случаях? (Ке, ки, кё, кя, кю, кь)

– Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша)

– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения)

– Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к культурным? (Культурные)

– Почему? (Возделывает человек)

– На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)

– Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)

– Как называются такие слова? (Имена существительные) (Слайд №2)

– На какие группы можно разделить данные сущесвительные? (Существительные женского, мужского рода и среднего рода)

– Запишите существительные и обозначьте род.

4. Работа над определением одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с предложением. Постановка задач

– Какое слово мы с вами не записали? (Каша)

– Какая связь между словами каша и злаковыми растениями?

(Из злаковых растений получают крупы, из которой затем готовят каши.)

– Прочитайте слова. (Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, кашный.) (Слайд №3)

– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У них общий корень и они близки по смыслу.)

– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?

– Выпишите только имена существительные?

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые) (Слайд №4)

– Придумайте предложения, используя данные слова.

– Посмотрите, какое предложение придумала я. Варит кашу кашевар для Васи. (Слайд №5)

– Запишите его, подчеркните главные члены предложения. Найдите в предложении существительное одушевлённое, собственное. (Вася)

– Как они пишутся? (С большой буквы.)

Сегодня вам предлагают поговорить об этом блюде ваши знакомые Зелибоба, Кубик, Бусинка и тётя Нина. (Слайд №6)

Каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной. (Слайд №7)

5. Из истории каши. Работа с фразеологическими оборотами

– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. (Слайд №8)

Каша – исконно русское блюдо. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.

Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.

Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.

Работа в группе

Сапоги каши просят
Во рту каша
В голове каша
Мало каши ел
Заварил кашу
Расхлёбывать кашу

распутывать сложное дело
рваная обувь
затевать хлопотное, сложное дело
у кого-либо нет ясности в понимании
о человеке слабом
говорит непонятно

 

Коллективная проверка (Слайд №9)

.– А кто из вас пробовал берёзовой каши? Что обозначает это выражение? (Наказать розгами, выпороть, высечь)

– Я, вместе с Зелибобой и его друзьями и вам советую, каждый день есть кашу на завтрак. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

5. Физкультминутка

Кашка-малашка (Слайд №10)

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (
“наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (
соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (
дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (
“держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (
соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (
дающее движение рук)
(
Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (
“с трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (
соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (
дающее движение рук)

6. Закрепление знаний о прилагательных

Рассказ учителя о том, из чего варят каши.

– А из чего варятся каши? (Из крупы)

– Из каких растений получают крупы? (Ответы детей.)

Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу? (На столе у каждого ребёнка цветная таблица.) Работа с таблицей. (Слайд №11)

Растения

Зерно, крупа

Каша

пшеница

манная

манная

пшеничная

пшеничная

просо

пшено

пшённая

овёс

овсяные хлопья

овсяная

геркулес

геркулесовая

гречиха

гречка

гречневая

ячмень

ячневая

ячневая

перловая

перловая

– А теперь посмотрите, какие слова записаны.

– На какой вопрос они отвечают?

– Что обозначают все эти прилагательные? (Слайд №12)

– К какой части речи относятся?

– А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (Ответы учеников.)

– Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные

Какая? Вкусная, сладкая, горячая, полезная, любимая, молочная.

– К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные?

(К слову каша.)

– Запишите прилагательные сладкая и молочная и подчеркните опасные места.

7. Как сделать кашу вкусной?

– Сегодня мы узнаем как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов. (Слайд №13)

Однажды в одном из военных походов Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии. Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.

Второй совет вам решили дать Зелибоба, тётя Нина(Слайд №14)

В кашу ещё можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши -может положить орешки.

8. Домашнее задание

Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовшись советами Зелибобы и его друзей. Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните текст прилагательными, а также найдёте в словаре значение слов полба и мюсли.

1. Дополни рецепт каши прилагательными.

Рецепт………..…. ……… каши.

  1. Взять 4 горсти.…. ………… крупы. Промыть её в………. ……… воде.
  2. Налить в…...…………….…кастрюлю воды или молока. Поставить на ………………….. огонь. Добавить соль и сахар по вкусу.
  3. После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю крупу.
  4. Варить на …………………… огне, помешивая …………..……… ложкой, до полного приготовления каши.
  5. В кашу можно добавить…… ………… фрукты, ………………… варенье или ………….……… орехи.

2. Найди в словаре и запиши значение слов:

Полба___________________________________________________________

Мюсли – ________________________________________________________

8. Подведение итогов

Учитель: Подведём итог нашей работе.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что повторили?
  • Что нового узнали?
  • Что полезного вынесли для себя.

Выслушиваются ответы детей.

9. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока

Учитель: Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова. (Слайд №15)

Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю, детвора.

– Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.)

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистописание Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы , явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

Слайд 2

Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, кашный. Каш а, каш ица, каш евар, каш еварить, каш еед, каш ный.

Слайд 3

каша кашица кашевар кашеед Одушевлённые Неодушевлённые

Слайд 4

Кашу варит кашевар для Васи. Кашу варит кашевар для Васи .

Слайд 6

Сегодня мы поговорим о каше. Она очень вкусна и полезна и всегда была любима на Руси. Мы узнаем какие каши бывают, из чего их варят и как сделать их вкусными.

Слайд 7

рисовая овсяная перловая пшеничная манная ячневая кукурузная гречневая пшённая

Слайд 8

Сапоги каши просят Каша во рту В голове каша Мало каши ел Заварил кашу рваная обувь затевать сложное дело нет ясности в понимании о слабом человеке распутывать дело говорит непонятно Расхлёбывать кашу

Слайд 10

ПШЕНИЦА ОВЁС ПРОСО ЯЧМЕНЬ ГРЕЧИХА Манная крупа Пшеничная крупа Манная каша Пшеничная каша Пшено Пшённая каша Овсяная каша (геркулесовая) Овсяные хлопья (Геркулес) Гречка Перловая крупа Гречневая каша Ячневая крупа Ячневая каша Перловая каша

Слайд 11

рисовая овсяная перловая пшеничная манная ячневая кукурузная гречневая пшённая Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, события или явления и отвечает на вопросы какой? ; какая? ; какое? ; какие? . Имя прилагательное зависит от имени существительного.

Слайд 12

Вкусная, сладкая, горячая, полезная, рассыпчатая, молочная. Сладкая, молочная.

Слайд 14

В кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши, может положить орешки.

Слайд 15

Чтобы стать весёлым, смелым, Сильным, ловким и умелым И с утра чтоб не лениться, Нужно кашей подкрепиться. Кашу вкусную с утра Кушай вволю детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, раз...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Открытый интегрированный урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Обобщение знаний о глаголе»

В данной работе представлен конспект интегрированного урока по русскому языку в 4 классе. Урок построен на использовании алгоритма "Написания безударных окончаний глаголов", учащиеся работают с произв...

открытый интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

в уроке содержится материал регионального компонента...

открытый интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

в уроке содержится материал регионального компонента...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству Тема: « Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне».

Это разработка интегрированного урока пр русскому языку, окружающему миру и изобразительному искусству. На уроке закрепляются темы: " Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гл...