Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание орфограмм в значимых частях слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Анатольевна Лимонова

На уроке ставится цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_orfogramm_v_znachimyh_chastyah_slov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  3 класс

Тема. «Правописание орфограмм в разных значимых частях слова»

Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.

Деятельностная цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУДумение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы.

Познавательные УУДумение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя (если есть необходимость) словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое «орфограмма», «морфемы». Знать алгоритм нахождения орфограммы в слове (в корне, в приставках, суффиксах, окончании).

Уметь находить орфограммы в изученных морфемах, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку, оценку работы товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в форме таблицы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о порядке выполнения работы (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия: орфограмма, морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).

 Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

- Ребята, почему важно знать и владеть русским языком?

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.»

                                                              В. Г. Белинский

- Как вы понимаете высказывание В. Г. Белинского? (Русский язык дарит человеку, владеющему им, разные ощущения, понимание жизни.)

2. Каллиграфическое упражнение с грамматическим заданием

а) Угадайте букву. Эта буква похожа на шалаш. (Это буква Л).
– Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой Л.

б) Есть у осени и лета, у весны отыщешь это,
У зимы ж как не крути, не сыскать и не найти. 
(Это буква Е)

в) Согласный парный глухой, твёрдый, встречается в слове весна. (Это звук С). Какой буквой обозначается?
– А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Какое слово получилось? 
(Лес).

3.Актуализация опорных знаний.

Дифференцированные задания:

Задание 1 уровня

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесника, слесарь.

Задание 2 уровня

Записать 3 слова такого же состава, что и слово прогулка.

4. Постановка темы и целей урока

-Из каких частей может состоять слово?

А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов, обладающих поистине волшебными корнями? Например, глагол идти – что делать? Что сделать? – прийти, уйти, перейти. Что делал? – шел. Корни ид-й-ш. А в слове вынуть совсем нет корня!

А для чего нужно знать состав слова?

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня повторим, в каких частях слова могут встретиться орфограммы и как их проверить.

5. Работа по теме урока

1) (работа в парах) Распределите слова на две группы:

Позвоню, подтащу, вазочка, петушок, летчик, горошек, доедет, запишет.

-Подчеркните орфограммы, объясните их написание. В каких морфемах орфограммы? А в окончании бывают? Да, но их написание будем изучать в 4 классе.

2)Попробуем составить алгоритм правописания орфограмм в разных значимых частях слова. Разделимся на группы. У каждой группы свое задание.

1группа.

Вставь пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала те, которые можно проверить, изменив форму слова, затем те, что проверяем подбором однокоренных слов и, наконец, с непроверяемыми орфограммами.

Кр.чит, гл.за, т.желый, вет.р, стр.на, д.рога, л.шадка, м.рской, хв.лить.

Расскажите, как проверяем безударные гласные в корне слова.

2группа.

Вставь пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала те, которые можно проверить, изменив форму слова, затем те, что проверяем подбором однокоренных слов и, наконец, с непроверяемыми орфограммами.

Шар(в,ф), голо(в,ф)ка, обу(в,ф)ь, жира(в,ф), вдру(г,к), бли(з,с)кий, (в,ф)торник, мя(г,к)кий, площа(д,т)ка.

Расскажите, как проверяем парный согласный в корне слова.

3группа.

Вставь, где нужно, пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала слова с непроизносимыми согласными, которые можно проверить, затем – с непроверяемыми согласными, затем слова, в которых не нужно вставлять буквы.

Ярос.ный, прекрас.ный, сер.це, влас.ный, здра.ствый, лес.ница, вкус.ный, чу.ство, со.нце.

Расскажи, как проверяем непроизносимый согласный в корне слова.

4группа.

Запиши слова с удвоенными согласными в корне слова, затем – на стыке приставки и корня, затем – на стыке корня и суффикса.

Перрон, сумма, длинный, поддержка, рассказать, малинник, ссора, сонны, ванна.

5группа.

Запиши слова в 2 столбика: с безударными гласными в приставках, с парными согласными в приставках.

П.обедать, по.писать, пр.ехать, п.р.думать, пре.сказать, з.смеяться, н.клеить, .делать, д.читать.

Что знаете о правописании приставок?

6группа.

Сначала запишите слова с суффиксом - ик-, -ек-, затем с гласной о после шипящих, затем остальные слова.

Крюч.к, мал.нький, бараш.к, пауч.к, школьн.к, луч.к, смел.сть,учит.ль, ковр.к, замоч.к.

Какие правила вспомнили?

(на доску каждая группа вывешивает схемы проверки своих слов)

Физминутка (упражнение из нейрогимнастики «ушко-нос» с хлопком и сменой рук)

3) Мы вспомнили, как действовать, чтобы правильно написать слова с орфограммами в разных морфемах. Выполните самостоятельную работу (упр.258). проверка по доске, где два ученика выполняют это задание.

4) «Лови ошибку» - работа по карточкам в парах.

Зима.

Ноступила марозная зема. На землю выпал мяхкий снежок. Речька сковано толстым лединым панцирем. Диревья нарядились в белые пушыстые шабки.

(проверка – по образцу на слайде).

6.Итог урока

-В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание)

- Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово)

- А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю)

7.Рефлексия.

Дополните предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Было трудно…

8.Домашнее задание упр.260 – списать, вставляя буквы или составить свой текст по аналогии. На выбор.

Приложения

1группа.

Вставь пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала те, которые можно проверить, изменив форму слова, затем те, что проверяем подбором однокоренных слов и, наконец, с непроверяемыми орфограммами.

Кр.чит, гл.за, т.желый, вет.р, стр.на, д.рога, л.шадка, м.рской, хв.лить.

Расскажите, как проверяем безударные гласные в корне слова.

Кр.чит, гл.за, т.желый, вет.р, стр.на, д.рога, л.шадка, м.рской, хв.лить

2группа.

Вставь пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала те, которые можно проверить, изменив форму слова, затем те, что проверяем подбором однокоренных слов и, наконец, с непроверяемыми орфограммами.

Шар(в,ф), голо(в,ф)ка, обу(в,ф)ь, жира(в,ф), вдру(г,к), бли(з,с)кий, (в,ф)торник, мя(г,к)кий, площа(д,т)ка.

Расскажите, как проверяем парный согласный в корне слова.

4группа.

Запиши слова с удвоенными согласными в корне слова, затем – на стыке приставки и корня, затем – на стыке корня и суффикса.

Перрон, сумма, длинный, поддержка, рассказать, малинник, ссора, сонный, ванна.

3группа.

Вставь, где нужно, пропущенные буквы, объясни. Запиши сначала слова с непроизносимыми согласными, которые можно проверить, затем – с непроверяемыми согласными, затем слова, в которых не нужно вставлять буквы.

Ярос.ный, прекрас.ный, сер.це, влас.ный, здра.ствый, лес.ница, вкус.ный, чу.ство, со.нце.

Расскажи, как проверяем непроизносимый согласный в корне слова.

5группа.

Запиши слова в 2 столбика: с безударными гласными в приставках, с парными согласными в приставках.

П.обедать, по.писать, пр.ехать, п.р.думать, пре.сказать, з.смеяться, н.клеить, .делать, д.читать.

Что знаете о правописании приставок?

6группа.

Сначала запишите слова с суффиксом - ик-, -ек-, затем с гласной о после шипящих, затем остальные слова.

Крюч.к, мал.нький, бараш.к, пауч.к, школьн.к, луч.к, смел.сть,учит.ль, ковр.к, замоч.к.

Какие правила вспомнили?

Шар., голо.ка, обу.ь, жира., вдру., бли.кий, .торник, мя.кий, площа.ка.

Перрон, сумма, длинный, поддержка, рассказать, малинник, ссора, сонный, ванна

Ярос.ный, прекрас.ный, сер.це, влас.ный, здра.ствый, лес.ница, вкус.ный, чу.ство, со.нце

П.обедать, по.писать, пр.ехать, п.р.думать, пре.сказать, з.смеяться, н.клеить, .делать, д.читать

Крюч.к, мал.нький, бараш.к, пауч.к, школьн.к, луч.к, смел.сть,

учит.ль, ковр.к, замоч.к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Состав слова с позиции его значимых частей».

Образовательные:          -уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,...

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Части слова. Приставка»

Конспект урока с использованием электронных материалов с сайта Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. УМК "Школа 2100". ФГОС...

Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"

Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....

конспект урока по русскому языку в 4 классе Распознавание значимых частей слова.

Данный урок является уроком обощением по теме по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Суффикс-значимая часть слова"

Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс-значимая часть слова" + презентация...