Мастер – класс: «Учимся эффективно запоминать».
методическая разработка по русскому языку

Паскарь Наталья Анатольевна

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания? Учимся эффективно запоминать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_effektivno_zapominat.docx54.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся эффективно запоминать.

Тема моего мастер – класса: «Учимся эффективно запоминать».

 - Не секрет, что очень часто в своей работе мы встречаемся с такой проблемой, как пересказ текста с помощью письменной и устной речи, т.е. изложение, запись текста по памяти или пересказ.

Существует совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации - мнемотехника. Она известна с древних времён (как минимум 2000 лет). Мнемоника – искусство запоминания, а мнемотехника .  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существуют несколько основных приёмов мнемотехники и я озвучу некоторые из них:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование)
  • Рифмизация
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания слов, связанных в рассказ

Эти методы помогут не только  в жизни, но и в нашей профессиональной деятельности.

Итак, что такое образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование)

-Как запомнить цвета радуги?

-Конечно, всем известная фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и помогает  нам с детства запомнить о последовательности цветов в  спектре.

-Кто помнит название падежей в русском языке?

 Тот, кто помнит с 3 класса смешную фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

Запишите Римскими цифрами  числа: 1, 5, 10,15, 50, 100, 500, 1000.

Записали до 50, а дальше не помним. На практике редко пользуемся ими. А знать надо. Поможет фраза: «Мы Dарим Сочные Lимоны, Xватит Vсем Iх».

Рифмизация

Это перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные
определенным ритмом или рифмой.

Кто не знает песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка едет на такси?»

Прочитайте своему соседу слова: торты,шарфы,банты, жалюзи,щавель, каталог, свекла

А теперь давайте проверим правильность поставленного вами ударения в этих словах. Помогут рифмы.

  • У бабы Фёклы растёт на грядке свёкла.
  • Долго ели тОрты –
    Не налезли шОрты!
  • Не говори катАлог, а только каталОг.
  • Срубили ель. Сорвали щавЕль.
  • Как у нашей Марфы
    Есть в полоску шАрфы!
  • Солнце. Жарко. Привези
    Нам для окон жалюзИ.
  • Если есть в тебе таланты,
    Завяжи на праздник бАнты.

 Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Как же она работает? Сейчас попробуем разобрать с вами на практике. Перед вами текст. Попробуйте в течение минуты запомнить этот текст и его записать.

Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Для решения этой проблемы нам может помочь создание мнемотаблиц.

- А сейчас попробуйте записать этот текст, используя мнемотаблицу

А теперь сравните свой первоначальный текст и текст , который вы записали используя мнемотаблицу.

- Разучивание песни с помощью жестов «Во поле береза стояла»

Все перечисленные методы похожи на увлекательную игру. Запоминание учебного материала становится более эффективным. Секрет мнемотехники прост – это ассоциация (связь нескольких образов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Мастер-класс "Учимся работать с мобильным классом"

В данном материале представлен опыт работы с" мобильным классом", обучающихся начальной школы....

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"

Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....

Мастер - класс "Учить учиться"

Мастер - класс знакомит с приемами и  методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя...

Мастер-класс "Учись учиться"

laquo;Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...

Мастер – класс: «Учимся эффективно запоминать».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....