Мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку

Якутина Татьяна Романовна

Мягкий знак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_zak.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Урок русского языка в 3 классе

Якутина Татьяна Романовна, учитель начальных классов


Цель:

Овладеть приемом  правописания  ь на конце имен существительных после букв шипящих.

          Задачи:

          образовательные:

  • познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.  Москва "Просвещение", 2020 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, таблицы «Шипящие звуки»,  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут  внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной существительное.

Что это такое?

Я хочу о нем узнать

- Кто о нем может сейчас рассказать?

-Часть речи, отвечает на вопрос

Кто?, Что? Изменяется по падежам,

Числам (ед. и множественное число)

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

              отвечает на вопросы                                    и

              обозначает                      

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ

                         и                                ,                                       и

изменяются по                                      и                               ,

                                            имеют                                     .

2. Чистописание. Повторение шипящих звуков.

- Послушайте стихотворение и подумайте, группа каких согласных звуков встречается чаще других (читаю, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С 
чистотою я дружу, 
На "отли
чно" напишу.

Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] . - Охарактеризуйте эти звуки

(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки» вывешивается на доску).

Ч – [ Ч᾽] Щ –[ Щ᾽] Ж – [ Ж ] Ш - [ Ш ]

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

1. Актуализация знаний. Анализ пословиц. Определение назначения ь.

- Прочитайте пословицы.

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?

(Об учебе.В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору)   в тетрадь.

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах: 

  • ученье, неученье(разделяет согласный и гласный);
  • тьма, слушать (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

Вывод:ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

3. Постановка проблемы учащимися.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на  мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

4. Определение целей урока.

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

IV. Работа по теме урока.

1. Открытие детьми нового знания.Работа в группах.

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.    

Задание для мальчиков:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Каждая группа выполняет задание в тетрадях.  Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

2. Работа с учебником с. 31(правило).

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

(Читаем правило, делаем вывод.На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»).

3. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

4. Первичное закрепление.

А)   Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

Б)Работа у доски. Упр. 55 с.32. Один ученик работает у доски. Задание : подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму.

Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

В)Самостоятельная работа. Упр.57  с.33

Записать словосочетания, объяснить орфограмму.2 человека работают у доски: один выписывает одушевлённые существительные, второй -  неодушевлённые существительные, вставляют, где нужно, мягкий знак на конце.

Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.

Памятка

1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?

Нет                              Да

2. Это существительное в н. ф.?

Нет                          Да

3.Определяю род

М.родЖ.род

(он)                     (она)

не пишу Ь              пишу Ь

Самопроверка.

V. Закрепление изученного на уроке.

1.Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму.

Отгадавший комментирует написание.

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает.    (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит.(мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча.  (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем.  (калач)


5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын.

(дочь)

2.Творческая работа.

Составить устно небольшой текст, используя  слова  - отгадки: мышь, дочь, калач, печь, ночь.

3. Проверка выполнения творческого задания.

VI. Электронная физминутка для глаз.

VII. Задание на дом.

Правило с. 31

Упр.56 с.33или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору).

РЕЗЕРВ – задание № 53, 54 с.26 в рабочей тетради (комментируют по цепочке).

IX. Рефлексия. Сочинение синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 VШ. Обобщение и систематизация знаний и умений.Итоги урока.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.Что было легко? Что было трудно?

- Что понравилось?

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.

Итоги.

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...

           -На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...