Обучение письму. Письмо заглавной буквы Е
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Обучение письму. Письмо заглавной буквы Е

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl._zaglavnaya_bukva_e.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 1 КЛАССЕ

Тема урока: Письмо заглавной буквы «Е»

Цель: создать условия для овладения практическим умением написания новой буквы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебные задачи:
         Направленные на достижение личностных результатов:

- овладение начальными навыками адаптации в школьной жизни;

- формирование личностного смысла учения;

- принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, образа «хорошего ученика».

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознание безошибочного письма;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Оборудование: для учителя: пособие для анализа буквы Е; «папка почёта для лучших тетрадей»; предметные картинки (изображение Машеньки, медведя, ели, сосны, осины, пенька); макет короба; модель «барометра чувств» (три выражения лица человечка: весёлое, грустное, спокойное и стрелка-указатель);

для учащихся: пропись № 2 (программа «Школа России», автор В.Г. Горецкий); касса букв; карточка с буквой Е (из наждачной бумаги); трафареты ёлочки, Машеньки; цветные карандаши.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

      1. Девиз урока:     Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

                       Будем буквы изучать

                       И красиво их писать.

2. Эмоциональный настрой учащихся.

Игровой момент «Барометр чувств».

 - С каким настроением вы пришли на урок?

- Постарайтесь работать так, чтобы барометр показывал только радость и хорошее настроение нашего класса. А для этого надо внимательно слушать объяснение, активно работать на уроке, красиво писать.

II. Гимнастика для рук, массаж пальцев.

В гости к пальчику большому      

 Приходили прямо к дому:

Указательный и средний            

Безымянный, а последний,      

Сам мизинчик – малышок,      

Постучался на порог.

Большой пальчик мы потрём,        

 Указательный – пожмём,  

Средний пальчик мы погладим,

Безымянный мы пощиплем,

А мизинец – разогнём.

Ответы учащихся могут быть самые разнообразные, учитель, ориентируясь на них, устанавливает стрелку на нужном лице человечка.

Ученики читают стихотворные строчки и выполняют ряд движений.

(соединяют большие пальцы обеих рук)

(соединяют указательные и средние пальцы)

(соединяют безымянные пальцы обеих рук)

(соединяют мизинцы)

(растирают)

(жмут от ладони к краю пальца)

(пощипывают подушечки пальцев)

III. Сообщение темы и задач урока.

1. Беседа.

- Начинаем урок письма. Сегодня мы будем учиться писать новую букву. Работать будем в прописях, но у некоторых учеников их нет на партах. Как вы думаете, почему?

Правильно. Тетради лежат в «папке почёта». (Учитель называет фамилии и раздаёт прописи.) Вы очень старательно работали на прошлом уроке, аккуратно и правильно выполняли все задания. Молодцы! Давайте постараемся и напишем сегодня так, чтобы все наши тетради оказались в папке.

   2. Знакомство с интригой урока.

- К нам на урок пожаловал гость, который внимательно будет следить за вами: как правильно и красиво пишете, как следите за своей посадкой, как держите авторучку.

Его мы назовём, если доскажем словечко в стихотворении:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной … (медведь).

Медведь – герой многих русских народных сказок. Назовите их. (Ответы учащихся)

К нам он пришёл из сказки, про которую есть загадка:

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам, того не зная,

Несёт её домой.

О какой сказке идёт речь?

Как зовут девочку, сидящую в коробе? (учитель показывает короб)

Конечно, это Машенька. (Достаёт из короба Машеньку).

О ней сложено много разных сказок, а мы с вами расскажем свою.

Летним днём пошла Машенька с подружками в лес по грибы, по ягоды, а в самой чаще отстала от подружек и заблудилась.

(на доске выставляются макеты елей и пенька, на котором сидит Машенька.)

- Давайте нарисуем такой лес в прописях.

IV. Работа в прописях.

1. Рисование узора по точкам.

- Положите правильно тетрадь.

Каким цветом будем рисовать ели в дремучем лесу?

Я на доске покажу вам, как нужно правильно рисовать этот дремучий лес.

Словарь: дрёма – темно, густо растут деревья.

2. Выполнение узора «Ели» учащимися.

V. Знакомство с заглавной буквой Е, со способом её написания.

1. Продолжение сказочного сюжета.

Был этот лес не простой, а волшебный. В нём на деревьях росли буквы. И вот под елью Маша встретила одну из них.

(Учитель демонстрирует на плакате заглавную букву Е)

- Как зовут тебя? – спросила Маша.

- Что же ей ответила буква?

Маша спросила:

- А зачем ты нужна – заглавная Е?

- Какая трудная буква! – сказала Маша. – Не пойму, как тебя писать?!

- Давайте посмотрим, из каких элементов состоит эта буква. Сколько их?

2. Анализ прописной буквы Е.

 (учитель демонстрирует «гармошку» с буквой Е)

Вывод: У прописной буквы Е – два полуовала. Один располагается на межстрочном пространстве, другой – на строке.

ответы учащихся

чтобы писать имена собственные и начала предложений

Ученики смотрят в прописи, называют количество элементов и их названия: первый и второй элементы – левые полуовалы.

VI. Работа над развитием и формированием тактильной памяти.

1. Ощупывание буквы Е из наждачной бумаги.

Маша хотела обойти букву Е, но не вышло это у ней, буква посадила девочку на самый верх своего первого элемента. Тогда Маша решила спуститься по букве и убежать.

(на доске учитель демонстрирует, как Маша попала на самый верх заглавной буквы Е.)

_ Давайте вместе с Машей проделаем этот путь. Поставьте указательный палец на то место, где сидит Маша.

Она спустилась медленно по полуовальной голове буквы

 Потом спустилась по закруглённой спине. Что такое? Не отпускает Машу буква. (учитель снова поднимает Машу на букву.) Маша попробовала спуститься ещё и ещё раз.

Наступила ночь. А Машеньку буква всё не отпускает.

- Тут буква молвила человеческим голосом: «Я отпущу тебя, если ребята научатся меня правильно и красиво писать».

- Давайте поможем Маше!

2. Показ написания заглавной буквы Е учителем:

А) поэтапное написание буквы Е с подробным комментированием;

Б) «письмо в воздухе»;

В) обведение образцов буквы Е в тетради;

Г) самостоятельное написание заглавной буквы Е.

- Проверим, насколько правильно и красиво вы написали нашу новую букву. Сможет ли буква Е отпустить Машеньку?

- Маша говорит вам спасибо!

Отпустила её буква Е, и побежала девочка дальше. А в лесу много деревьев.

3. Работа над предложением.

_ Какие это деревья, вы узнаете, если прочтёте предложение на следующей строчке прописи.

Вспомните правило, которое поможет без ошибок написать предложение.

Посмотрите, как пишется соединение буквы Е с буквой л. Какое это соединение?

Назовите виды соединений букв в слове высокие.

Напишите один раз это предложение в прописях. Проверьте написанное.

Давайте покажем, какие высокие были эти ели.

ученики выполняют  

выполняют учащиеся

Ученики ощупывают букву три раза.

Дети вновь ощупывают букву, но с закрытыми глазами

Каждый ученик накладывает образец на кальке на буквы, которые он написал.

Ученики читают про себя, затем хором: ели высокие. 

Школьники говорят о заглавной букве в начале предложения и точке – в конце.

Нижнее

VII. Физкультминутка:

поднять руки, потянуться, помахать руками, повернуть туловище влево, вправо, потрясти кистями.

VIII. Списывание слов с печатного текста.

- Какие деревья могут расти ещё в нашем сказочном лесу?

1. Работа над звуковым составом слова сосна.

А) анализ звуков

Б) постановка ударения

В) составление и закрашивание схемы

Г) запись слова в пропись.

2. Письмо с комментированием слова осина. Постановка ударения. Выделение «опасных мест» - буква о – звук [а], деление слова на слоги для переноса.

(сосны, осины, берёзы)

IX. Повторение ранее изученных букв.

Не скоро сказка делается, скоро дело делается. Когда Маша бежала по волшебному лесу, ей встретились не только буква Е, но и другие буквы. Они росли под разными деревьями.

- Давайте прочитаем их.

Е росла под елью. Под каким деревом выросла буква О? (На доске выставляется картинка с этим деревом).

Буква С?

Буква В?

Напишите каждую букву пять раз.

(под осиной)

(под сосной)

(под вербой)

X. Работа с трафаретом.

- А что же дальше произошло с Машей? Я прошу каждого из вас дома придумать окончание сказки. Завтра вы её расскажете классу. А сейчас нам осталось только нарисовать Машеньку. Возьмите шаблон, обведите его в тетради и заштрихуйте цветными карандашами.

XI. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке письма?

Какую букву научились писать?

Где может пригодиться нам это умение?

Маша благодарит вас за хорошую работу на уроке, за то, что помогли ей спуститься с буквы. А медведь посмотрит на прописи и лучшие работы положит в «папку почёта». Это всё будет завтра. А сегодня нам надо обратиться к «барометру чувств». Встаньте те, кому на уроке было легко работать, те, кто не встретил в заданиях затруднений, кому в тетрадях всё удалось написать красиво и правильно. Признайтесь те, кто испытал чувство тревоги за то, что у него ничего не получается. (по ответам учеников учитель на барометре устанавливает стрелку и делает выводы.)

Вот теперь урок окончен. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Обучение грамоте. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме"

Конспект урока. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме". Программа 2100...

Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»

Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной  буквы Т....

УМК "Перспективная начальная школа". Урок обучения грамоте (письмо). Письмо заглавной буквы Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 города Белгорода               УМК «Перспективная начальная шк...