"Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кондратова Светлана Викторовна

Обобщение по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Класс: 3

Цель:  научиться самостоятельно осмысливать информацию по изучаемой теме.

Задачи урока:

Образовательная:

-обобщить и расширить знания об имени существительном.

Развивающая:

Развивать умения учащихся:

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах; в группах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер (составлять схему- памятку).

Воспитательная:

Воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.

Методы и методические приемы: 1) общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый 2) частно-дидактические: целеполагание, «мозговой штурм», приём «толстых и тонких» вопросов, игра «Слова из слова»; составление кластера, рефлексия.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

Психологический настрой.

Настраивает их на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.

- Что полезнее: хмуриться или улыбаться?

- Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

I. Целеполагание

Минутка чистописания

-Какое время года наступило? По каким признакам вы узнали?

Письмо В, в

Загадки о весне.

Вечером светлее стало,
Солнце ярче засияло,
Птицы с юга прилетают
И сугробы быстро тают. (весна)

Золотая кошка

С весной лезет в окошко. (солнце)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц… (март)

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Огороду, полю — врач,
Кто по пашне скачет?  (грач)

Собой речку укрывала,

Словно гладким одеялом,

Но пришла весна, и вот

По реке она плывёт. (льдина)

-Объясните написание орфограмм в словах.

-Слова какой части речи назвали? (имена существительные)

-- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи.  

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Что это такое?

-Кластер-это пучок, созвездие, гроздья.

II. Актуализация знаний.

Составление кластера.

Вопросы на экране.

1. Что обозначает имя существительное как часть речи?

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

3. Какие имена существительные пишутся с  большой буквы?  с маленькой?

4. Какого рода бывают имена существительные?

5. Как  изменяется?

6. Каким членом предложения обычно бывает?

III. Обобщение изученного.

  1. Игра «Анаграммы»

Работа в группах

Вам даны карточки с заданиями.

(письмо, луна, библиотека, ключ, кошка)

ИМПСЬО

АЛНУ

ИТЛАБИБОЕК

ЧКЮЛ

КОАКШ

- Составьте слова  (каждая группа).

- Определите у существительных род, одушевленное- неодушевленное.

  1. Какой народный праздник мы отмечаем в конце зимы - начале весны?

- Прочитайте стихотворение.

Здравствуй, Масленица,
Авдотья  Ивановна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Гостья важная, долгожданная…

- Спишите. Найдите в тексте собственные имена существительное. Подчеркните.

2. Физкультминутка «Много-один»

Учитель диктует имена существительные, ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – одна рука, множественное число – две руки).

ТРАВА, ЛУЖИ, ВЕТЕР, НЕБО, ДРЕВЬЯ, ОБЛАКА, ПОГОДА, СОСУЛЬКИ, ДОЖДИК, РАДОСТЬ, ПТИЦЫ, ТЮЬПАНЫ,МЕСЯЦ.

4. Работа с  текстом 

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом.

Весной.

Весеннее со…нце пригрело землю. Зазвенела весенняя к…пель. У д…мов галдят крикливые в…робьи. С пригорков поб…жали говорливые ручейки. На п…лях зеленеют озимые хлеба. Ветки ивы покрылись з…лотыми шарами. В лесу зацв…ли голубенькие подснежники. 

- Спишите текст, вставляя орфограммы. У выделенных существительных определите падеж.

- Выделите грамматическую основу во втором и последнем предложениях. Каким членом предложения является имя существительное?  (Вывод)

5. Игра «Аукцион»

Морфологический разбор имени существительного.

ОТ УЛЫБКИ

ВЕСНУШКИ

К РУЧЬЮ
6. Тест

Тест «Имя существительное»  ____________________________

  1. Выберите верное утверждение: имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос:

А) какой? какая? какое?

Б) кто? что?

2.Имена нарицательные пишутся:

А) с большой буквы

Б) с маленькой буквы

3.Имена существительные по числам:

А) изменяются

Б) не изменяются

4.Имена существительные бывают:

А) только мужского и женского рода

Б) мужского, женского и среднего рода

5.Какое из слов является именем существительным женского рода?

А) тёмный               Б) темнеть             В) темнота              Г) шкаф

6.Укажи неодушевленные имена существительные:

    А) сорока              В) коса                          Б) гнездо                               Г) врач                       

7.На какие вопросы отвечают существительные в В.п.?
А) кто? что?                 Б) кого? чего?                 В) кого? что?

8. Определи падеж существительного на печи.
А) Р.п.                 Б) П.п.                 В) Д.п. 

 9. Подбери к слову радость противоположное по смыслу слово:

А) счастье      Б) праздник          В) горе          Г) крик    

10. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим?

А) в И.п.          Б) в Р. п.         В) в Т.п.

IV. Рефлексия

Подведение итогов. Рефлексия.

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Что из того, что вы услышали на уроке, вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите это соответствующим сигналом (солнышко- тучка)

-Оцените свою работу, дополняя предложения:

  • У меня всё получилось. Я справился с заданиями, могу научить и помочь …
  • Мне удалось на уроке не всё. Ещё придётся потрудиться…

Выставление оценок за урок

Домашнее задание: повторить материал по кластеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное (обобщение)

Конспект открытого урока русского языка, проведенного в 4 классе....

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Имя существительное. Обобщение.

Урок русского языка по образовательной системе "Школа 2100". Урок проводится в форме деловой игры....

Урок русского языка "Имя существительное. Обобщение"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Урок русского языка "Имя существительное (обобщение)"

Обобщающий урок по теме "Имя существительное"...

Имя существительное (обобщение)

Урок посвящён повторению темы "Имя существительное" во 2 классе....