Урок русского языка "Имя существительное. Обобщение"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip192.19 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный

момент.

2 мин.

 Прозвенел звонок. Внимание!

          Проверь, дружок,

          Готов ли ты начать урок?

          Всё ль на месте, всё ль в порядке:

          Книжки, ручка и тетрадка?

          Проверили? Садитесь.

Запись  в тетради даты, вида работы.

Слайд 1

  1. Словарная работа.

3 мин.

Словарный диктант: костёр, сорока, свитер, газета, пальто, хозяин, карниз, артист, копейка, престиж.

Взаимопроверка по доске.

Слова какой части речи записали?

Слайд  2

  1. Формулирование  темы и цели урока.

2 мин.

Мы заканчиваем изучать раздел «Имя существительное» и сегодня обобщим наши знания о данной части речи.

Запишите тему урока: «Имя существительное. Обобщение».

Чему будем учиться на уроке?

Цель:   обобщение знаний об имени существительном.

           

Слайд 3

  1. Определение имени существительного.

Что такое имя существительное?

  1. Постоянные признаки.

Одушевлённые – неодушевлённые.

Род.

5 мин.

Какие постоянные признаки существительных знаете?

Как определить одушевлённое существительное или нет?

В записанных словарных словах найдите одушевлённые существительные. (Сорока, хозяин, артист_

Как определить род?

Назовите  род данных  существительных: снег, метель, зима, волк, озеро, мышь, тихоня, пальто.  

У какого слова затрудняетесь определить род?

Некоторые существительные имеют форму общего рода. Например: тихоня,  плакса, недотрога, ябеда, неряха.

Запишите эти слова в тетрадь.

Слайд

 4

Склонение.

7 мин.

Как определить тип склонения существительных?

На доске записаны слова: снег, метель, зима, волк,  даль, мороз, касса, дочь, лось, комната,  собака, мышь, пальто, озеро, профессия, печь.

Разделить слова на три группы – столбика по типу склонения.

Почему существительное «пальто» не определили в группы?

Запишите слово «пальто» в тетрадь, напишите ещё 3 несклоняемых существительных. Фронтальная проверка.

Какая орфограмма встретилась у существительных  3 склонения?

Выборочный диктант. Первый вариант записывает слова с Ь, второй – без Ь. Обозначить орфограмму. Речь, меч, вещь, рожь, грач, нож, ночь, борщ.

Проверка по доске.

 

Зачем надо уметь различать тип склонения?

Слайд  5

 

Слайд

6

  1. Физминутка.

1 мин

  1. Непостоянные признаки существительных.

Число.

5 мин.

Какие непостоянные признаки существительных знаете?

 В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Употребите эти имена существительные в форме множественного числа. Что меняется? (Окончание)

Какое слово не смогли поставить во множественное число?  (Рожь).

Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. Например: рожь, молоко, лень, сахар, масло, вода, добро, тепло.

 А как вы думаете, бывают ли существительные  только форму множественного числа?    Например: сани, очки, брюки, ножницы, ворота, прятки, каникулы.

Слайд

6

Слайд

7

Изменение по падежам.

5 мин.

Сколько падежей в русском языке?

Назвать их по порядку  с вопросами.

Работа по карточкам в группах.

1. карточка

Определить падеж выделенных существительных.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

2 карточка.

Определить падеж выделенных существительных.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

3 карточка.

Определить падеж выделенных существительных.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Фронтальная проверка.

Зачем необходимо уметь определять падеж существительных?

Слайд  8 пустой

  1. Безударные падежные окончания существительных.

6 мин.

Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Закончите фразу.


В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном 
Пишется… -
е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - 
е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - 
и.

 В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и? (Таблица)

 Как можно проверить  правописание   безударных   окончаний?  (Слова – помощники).

Списать предложения, вставить пропущенные окончания, выделить орфограмму.

Лес стоит в снежном убор_, словно в сказк_. На скатерт_ снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушк_ раскинул свои ветви дуб. На вершин_ ел_ сидит ворона.

Коллективная проверка. Вставить пропущенные буквы.

Слайд

9

Слайд

10

  1. Роль в предложении.

1 мин.

Подчеркните грамматическую основу в последнем  предложении.

Каким членом предложения могут быть имена  существительные?

  1. Морфологический разбор.

3 мин

Разберите слово (на) вершине как часть речи. Ученик работает у доски.

(На) вершине - (на чём?), н.ф. вершина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., в ед.ч., в П.п., второстеп. член предл. 

Слайд

11

пустой

  1.  Итог урока.

 Рефлексия.

Что интересного вы узнали об имени существительном?

Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке.

Слайд

12

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Урок - путешествие "Имя существительное. Обобщение".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, научить выполнять группировку существительных по существенному признаку,продолжить работу над деформированными предложениями...

Открытый урок "Падежи имён существительных. Обобщение"

Открытый урок русского языка в 4 классе. Учебник Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...