конспект урока по русскому языку. Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бабичева Ирина Ивановна

Урк открытия нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagolov.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Бабичева Ирина Ивановна

Предмет:

Русский язык

УМК:

В.П.Канакина. В.Г.Горецкий

Тема урока:

Неопределенная форма глагола

Тип урока:

ОНЗ

Цель деятельности педагога:

Создание условия для формирования у учащихся знаний и умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение определять по вопросам   неопределенную форму глагола;

Развивающие: развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, навык чёткого и красивого письма; способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;

Воспитательные: расширять коммуникативные способности детей;

Планируемые результаты:

Предметные: иметь знания о неопределенной форме глагола;

Метапредметные :

Познавательные –  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; данного раздела; определяют круг своего незнания

Коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

Регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; уметь самоорганизовываться; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивание усеваемого содержания

Образовательные ресурсы:

Карточки, учебник, презентация

Формируемые УУД

Коммуникативные:  Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Личностные: ценить и понимать позицию другого;

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения

Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.

Будем мы внимательны, активны и старательны!

2.Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.

Цель: актуализировать знания и ввести обучающихся в учебную деятельность

3.Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:  мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

-А свою внимательность мы проверим на орфографической минутке. Прочитайте слова. Что я вам предложу сделать?

СЛ: перехадил, нашол, зиленеет, провидет, зазванит, надвигается.

Д (найти ошибку, доказать, назвать орфограмму).

Верно. (коллективное выполнение задания, исправление ошибок на слайде.)

- прочитайте правильно написанные слова. Что их объединяет? (глаголы)

- Что такое глагол? (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др. )

На какие 3 группы можно разделить глаголы?

(глаголы прошедшего времени, будущего времени и настоящего времени)

- Какие глаголы указывают нам на форму будущего времени.? Настоящего? Будущего?. Выпишите столбики в тетрадь.

Проверка. Докажите, что выполнили верно. Что значит доказать? (Задать вопрос)

- Что сейчас повторили?

-Как думаете у всех ли глаголов можно определить время?

 Я сейчас вам предложу задание, в котором вам необходимо заменить фразеологизм одним глаголом. Глаголы записать.

  1. Бить баклуши- бездельничать
  2. Болеть душой-переживать
  3. Вгонять в краску- смущать
  4. Вешать голову- унывать
  5. Дать слово - пообещать
  6. Зарубить на носу- запомнить

 - определите время действия записанных глаголов (вызывает затруднение)

- что вызвало затруднение? (не можем определить время)

-Эти глаголы не обозначает ни категорию времени, ни категорию числа.

 Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

-Какова тема нашего урока? (неопределенная форма глаголов)

-Назовите цель нашего урока? (Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. )

1- прочитайте еще раз все глаголы? На какой вопрос они отвечают? (значит глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос что делать и что сделать?)

2. что общего заметили? Заканчиваются на ть.

 Прочитайте предложение. Как вы его понимаете?

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

- найдите глаголы, неопределенной формы. Какой вывод можем сделать? На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

3.глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на ти.

Физкультминутка

-Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь, (бороться).

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

Посмотрите внимательно на эту схему. Прочитайте глагол.

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

-От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

Какой вывод можно сделать? ( неопределенная форма глагола- это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глаголов. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать ? Что сделать?. Оканчиваются на ть, или ти.

- Откройте учебник на стр. 72 и прочитайте правило, правильно ли мы сделали вывод?

- как называется эта часть глагола ть или ти (суффикс)

Вывод.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти,  

Внимание! Если глагол отвечает на вопрос что делает? – то н.ф. отвечает на вопрос Что делать?

Запишем!

Помогают (что делают?)- (что делать?) помогать.

Сравните!

решу (что сделаю?) – (что сделать?) решить

стр 72, упр 149. Спишите 1 и 2 предложение. Подчеркните глаголы неопределенной формы

5.Самостоятельная работf.

Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.

- Выполните задание.

На карточке:

Подчеркни глаголы неопределенной формы.

                                  Не мешайте мне мечтать!

                                  Мне б мешок конфет достать,

                                  Развернуть, жевать, сосать,

                                  Чавкать, чмокать, уплетать,

                                  Долго, долго не глотать,

                                  Наслаждаться, смаковать.

                                  Мне не надо в рот смотреть!

                                  Совесть надобно иметь!

                                  Так могу я подавиться

                                   И на месте умереть.

Подведение итогов

- какие цели мы ставили себе на уроке. Достигли ли мы их? С какими глаголами познакомились на уроке? Что было трудным? С чем справились легко на уроке?

Дом.зад. стр 73, упр 150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"

Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола»....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...

Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты:Предметные: знать понятие неопределе...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса....