Рабочая программа по курсу " Школа развития речи" в 4 классе
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Ирина Анатольевна Семёнова

Программа позволяет учащимся 4 классов в рамках внеурочной деятельности расширить и обогатить свои знания, умения  в области русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kursu_shkola_razvitiya_rechi._4_klass.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ " ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ" В 4 КЛАССЕ

                                               Планируемые результаты освоения программы.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Современный национальный воспитательный идеал личности– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых  для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) в МБОУ «Мариинская гимназия»   реализуется  общая цель воспитания  – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
    на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
    (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Целевым приоритетом в воспитании  является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в Мариинской гимназии  педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося.  Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
    или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);  
  • проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
    в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Метапредметные результаты

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные результаты:

 - иметь представление об омонимах ,фразеологизмах, омоформах ,омофонах

-выделятьизобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

-определять стили речи: разговорный и книжный и типы текстов ;  

-давать определения тем или иным понятиям;

-совинять по сюжету;

 -редактировать предложения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                                                        4 класс (34 ч)

                                               

Культура речи.(5ч)

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.(7ч)

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.(12ч)

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.(10ч)

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Формы работы

викторины, создание стенгазет, конкурсы, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Тематическое планирование рабочей программы осуществлялось, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «Мариинская гимназия» на 2021-2025 гг.

№ п\п

Название раздела

По авторской программе

По рабочей программе

1

Культура речи

5

5

2

Слово

7

7

3

Предложение и словосочетания

10

12

4

Текст

10

10

Итого

32

34

 

    Приложение

                                                 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактически

1

Омонимы, омофоны,  омоформы, Каламбуры.

1

2-3

Фразеологизмы

2

4

Диалектизмы.

1

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

6

Метафора.

1

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

8

Сочинение по пословице.

1

9

Анализ сочинений по пословицам.

1

10

Художественный стиль. Общее понятие.

1

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

12

Рифма.

1

13

Диалог и монолог.

1

14-15

Драматические импровизации.

2

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

17

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом

1

18

Творческая работа.

1

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

20

Творческая работа.

1

21

Публицистический стиль.

1

22

Газетно – публицистический стиль.

1

23-24

Деловая игра «Вёрстка газеты»

2

25

Официально – деловой стиль.

1

26

Тезисы. Конспект.

1

27

Аннотация.

1

28

Я пишу письмо.

1

29

Личный дневник.

1

30

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

31

Сочини сценарий для мультфильма.

1

21-33

Конкурс на лучшее название конфет.

2

34

Лингвистический турнир

1

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа к кружку "Школа развития речи", 1 класс.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по спецкурсу "Школа развития речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ». Рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования...

Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 1-4 классов.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи" 3 класс...