Разработка урока по русскому языку на тему "Родительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Веретельникова Наталья Андреевна

В разработке урока дано описание всех этапов урока, расписаны разнообразные формы, которые использовались на данном уроке.Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc879.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Уразовская  СОШ №2»

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе

на тему:

Подготовила и провела:  

учитель начальных классов

Веретельникова Н.А.

        

Класс: 3 «А»

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока:

Родительный падеж имен существительных. Кого? Чего?

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цели урока:

Обучающие: учить распознавать имена существительные в родительном падеже в предложениях, познакомить с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже

Развивающие: развивать умение правильно писать падежные окончания имен существительных в родительном падеже; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям и народным традициям  

Планируемые результаты:

Предметные:

создать условия для знакомства детей со способом определения родительного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в родительном падеже; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тескте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД:

создать условия для положительной мотивации к учению: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения, определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично-поисковый, словесной и наглядной передачи, самостоятельная работа

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2 часть,  мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку, карточки  с заданиями для  парной и групповой работы,  с домашним заданием по выбору.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности

(Организационный момент. Эмоциональный настрой).

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

(2 мин)

Все друг к другу повернулись.

Все друг к другу улыбнулись.

Гости? Рады им всегда.

Так начнем работать? Да! (слайд _2_)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ооржак  Аржаана Николаевна. Сегодня на уроке русского языка мы будем работать вместе.  Скажите, пожалуйста, какой праздник приближается?

-А как во время нашего национального праздника ШАГАА здороваемся? Давайте поздороваемся с нашими гостями. Это тоже пожелание благополучия, удачи, здоровья.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

- У вас на партах есть оценочные листы. В начале листа есть поросенок с белой шапочкой. Проверим ваше рабочее настроение. Если у вас отличное рабочее настроение закрашиваем в красный цвет, а если хорошее настроение – в синий цвет, а если плохое – в зеленый цвет.

     И в течение урока будете сами оценивать себя и выставлять оценки, и в конце урока подведем итоги.

.Приветствуют учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

АМЫР-ЛА, АМЫР!

Обычаи нашего народа

Загадочны и красивы.

Среди этих традиций

Есть праздник Шагаа.  (слайд _3)_

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализировать представление об имени существительном

(3 мин)

  1. Разговорная пятиминутка

-Мы начали разговор о Шагаа. Что это за праздник? Это какой праздник. А вы готовитесь ли к празднику?

-Какой год приближается?

-Свинья, какое животное?

-У кого есть свинья?

-Как ухаживаете за ними?

- Ребята, всегда ухаживайте, берегите своих домашних животных!

2.Мозговая разминка.

 -Что вы любите делать больше всего                        

- Тогда давайте, начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да-нет-ка».

 - Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?

- Имена существительные изменяются по падежам?

- В русском языке семь падежей?

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные?

- Имя существительное кофе среднего рода?

- В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

- Мы с вами уже всё знаем об имени существительном?

- Кто нам расскажет правилу  «ЧТО ТАКОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?»

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

- Сколько падежей в русском языке?

-Это встреча Нового года и встреча весны. Это красивый, интересный, необычный, наш прекрасный национальный праздник.

-Год желтоватой свиньи

-Свинья домашнее животное

-…

-Кормим, очищаем после кормления, построить теплый свинарник, выгуливают после кормления…

-Играть

-Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или  «Нет!»

-Да

-Да

-Нет

-Да

-Нет

-Да

-Да

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -  это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

ИМЕНА существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

- ИМЕНА существительные изменяются по числам, по родам и по падежам.

- 6

3.Постановка проблемы (Определение темы урока. Постановка цели урока.)

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений; согласовать цель и тему урока

(4 мин)

ЧИСТОПИСАНИЕ  (слайд 4_)

семь

девять

- Кто что заметил в данных словах?

- И поэтому каллиграфически правильно и грамотно напишем в чистописании слова девять и семь.

- Девять и семь – это священные цифры, которые всегда нас оберегают от злых духов. У нас есть «Тос эртине», «Тос ыдык», «Тос чузун мал», «Тос сыртык», «Тос аржаан» и т.д.

И какая орфограмма есть в этих словах?

 

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (слайд 5_)

 - Из данных слов выпишите имена существительные именительного падежа

ПРАЗДНИК, ДО РЕКИ, Айдаш, ИГРА, ЗИМА, ОСИНЫ, БРАТА, ШКОЛА, ОТ СЕСТРЫ

- Теперь какие имена существительные остались?

- На какие вопросы отвечают эти имена существительные?

- Какой падеж отвечает на вопросы кого? чего?

- Из всего, что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока: РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (слайд 6_)

- На какие вопросы предстоит  ответить на уроке при изучении данной темы?

- Мы будем изучать РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. А что мы можем узнать о нем?

-А вы знаете, что такое падеж?

Работа со словарем. (слайд 7  )

 В толковом словаре Ожегова слово «падеж» произошло от латинского casus – падение.

    Имена существительные употребляясь в речи «падают» той или иной формой, то есть изменяют свою форму.

 

- Сегодня   Девятое февраля.

(комментируемое письмо)

- В конце этих слов пишем мягкий знак

 

Праздник, Айдаш, игра, зима, школа.

До реки, осины, брата, от сестры.

- Кого? чего?

-Родительный падеж

- Будем говорить о признаках имен существительных в родительном падеже.

- На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже и с какими предлогами употребляется?

- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

   Падежи служат для связи слов в предложении

4.Проектирование и фиксация  нового знания

 Цель: научить отличать имена существительные родительного падежа от других падежей на основе морфологических признаков

(10 мин)

1.- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают наши  падежи?

Игра «Разложи правильно». Работа в парах

Рассмотрите содержимое конвертов. Разложите по порядку названия падежей, вопросы к ним (работают на партах, проверяют с таблицы)

2. – А теперь, послушайте, что вам говорит Родительный падеж. (слайд 8__)

Задание 69 стр.32 (рабочая тетрадь)

-А я – падеж Родительный,

Характер мой – общительный.

Кого? чего? – И вот он я:

Предлоги часто мне друзья:

И «С», и «ДО», и «У», и «ИЗ» -

ДО неба вверх и С неба вниз.

                           О.Соболева

- Впишите в сигнальную карточку вопросы, на которые отвечает имя существительное в родительном падеже.

Познакомимся с этимологией слова родительный: буквально означает «полученный с рождением». Название возникло потому, что имена существительные в родительном падеже без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (сын Петра, дом отца)

3.-Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

(Задание 77  стр. 73) (слайд 9_)

Каждая группа получает лист, на котором написаны словосочетания и алгоритм выполнения исследования.

1 шаг. Прочитайте словосочетания.

   Ветка (чего?) осины, ранец (кого?) брата, письмо (от кого?) от сестры, был (без чего?) без пальто, вышел (из чего?) из трамвая, цветы (для кого?) для мамы, доехал (до чего?) до реки.

2 шаг. Определите падеж выделенных имен существительных (по вопросам)

3 шаг. К каким из них вы поставили вопрос кого?, а к каким – чего?

4 шаг. Докажи, что они являются именами существительными родительного падежа (на какой вопрос отвечает слово)

5 шаг. Подчеркни предлоги. С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже.

6 шаг. Выделите окончания имен существительных в форме родительного падежа.

7 шаг. Сделайте вывод, используя правило на учебнике стр.44

-А как пишутся предлоги? А приставки?

Группы защищают работы. Оцените свою работу в группах  

-Давайте, вместе прочитаем правило на учебнике стр.44

(Используем таблицу)

И.п. (есть) кто? что?                 Иван

Р.п. (нет) кого? чего?               рубит

Д.п. (дать) кому? чему?            дрова

В.п. (вижу) кого? что?             Ваня

Т.п. (творю) кем? чем?             топит

П.п. (думаю) о ком? о чем?      печь

Сигнальная карточка

Р. п.

(нет)

  _____________

  _____________

Дети вспоминают правило работы в группах. Затем формируют группы, выбирают лидера.

В группе должен  быть  ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит – другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

  1. Читают словосочетания

2.Выделенные имена существительные в родительном падеже.

3.Кого? – брата, от сестры, для мамы

Чего? – осины, без пальто, из трамвая, до реки

4.Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего?

5.Употреблются  с предлогами от, без, из, для, до.

6.Окончания: -ы, -а, -о, -я, -и.

7. Вывод: имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и употребляются с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

  • Предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно.

Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. 

Дети ещё раз читают правило на учебнике

5.Физкультминутка

(3 мин)

(слайд  _10_)

Все встанем, поиграем. Я называю существительное, если оно в именительном падеже – вы хлопаете в ладоши, а если в родительном падеже – прыгаете легко как мышки.

 Белка, около леса, с плеч, туча, из-за туч,  вокруг дома, много задач, с крыш, зубы.

«Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны.

И.п. – белка, туча, зубы

Р.п. – около леса, с плеч, из-за туч, вокруг дома, много задач, с крыш.

6.Первичное закрепление нового материала

(7-8 мин)

  1. Рубрика «Обрати внимание» (слайд 11)

- Ребята, теперь проверим ваши знания.  Что вы можете сказать о родительном падеже?

- Верны ли ваши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»

Правило на учебнике стр.45

  У имен существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.

2. Рубрика «Давай подумаем». (слайд 12-14)

Определи падеж выделенного имени существительного

На снегу видны следы зайца (Р.п.) Утром Таня (И.п.) подошла к окну. Осина и без ветра (Р.п.) шумит.

- Теперь применим полученные знания и выполним упражнение

3.Работать будем коллективно у доски и в тетрадях.

Задание 78 стр.44  (Прочитайте пословицы. Объясните их смысл)

 От скуки бери дело в руки.

У страха глаза велики.

Без терпенья нет уменья.

До поры до времени не сеют семени.

Из пушки по воробьям не стреляют.

Не для шапки голова на плечах.

Коллективное обсуждение: «Как распознавать имена существительные в родительном падеже?» Рассуждение: «В первой пословице От скуки бери дело в руки имя сущ-ное скуки имеет предлог от, этот предлог употребляется с формой родительного падежа; проверяем: бери (от чего?)  от скуки, имя сущ-ное скуки отвечает на вопрос чего?, по вопросу чего? и предлогу от мы определили падеж правильно»

  • Спишите пословицы, в которых все имена существительные  употреблены в форме родительного падежа

 

-Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? или чего?, употребляются с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Чтение пословиц, выделение главной мысли любой пословицы.

- Чтобы не было скучно, нужно заняться каким-то делом, если весь день нечем  себя занять – начинаешь заниматься всякими глупостями.

- Часто человек, испытывающий страх, сильно преувеличивает опасность или видит её там, где опасности нет

-Чтобы чему-то научиться необходимо усердно и терпеливо учиться.

-Всему свое время, не стоит спешить что-то делать.

-Не стоит тратить свое время и силы по каждому незначительному поводу.

-Голова в плечах для того, чтобы мыслить, а не совершать глупости.

Вывод: найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос. По падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Без (чего?) терпения (Р.п.) нет (нет чего?) уменья. До (чего?) поры до (чего?) времени не сеют (чего? что?) семени.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой

(5 мин)

1. Индивидуальная работа  «Обучающий калейдоскоп» (для сильных учащихся)

-Хотите  ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами обучающий калейдоскоп и  карточки

Задание: определи род и падеж имени существительного в словосочетаниях.

Работа с перфокартами (для слабых учащихся)

Задание: изменить имена существительные по падежам

И.п.  (это кто?) собака                  (это что?) сосна

Р.п. (нет кого?) собаки                 (нет чего?) сосны

Д.п. (даю кому?) собаке               (даю чему?) сосне

В.п. (вижу кого?) собаку              (вижу что?) сосну

Т.п. (доволен кем?) собакой         (доволен чем?) сосной

П.п. (думаю о ком?) о собаке        (думаю о чем?) о сосне

2. (слайд _15_)

- Теперь проверим полученные знания, для этого сделаем тест.

1. Сколько падежей в русском языке?

а) 5     б) 6       в) 7

2. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

а) кто? что?      б) кому?  чему?     в) кем?   чем?

3.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

а) кто? что?      б)  кого? что?      в) кого?   чего?

4. Каким членом в предложении являются имена существительные?

а) подлежащее  б) сказуемое

5. Имена существительные в родительном падеже употребляются ли с предлогами?

а) нет    б) да

Самостоятельная работа детей.

На обороте рабочего поля описаны правила работы с пособием.

На обороте карточек даны верные ответы и цветовая индикация для самопроверки.

Проверяем по эталону

Взаимопроверка.(слайд _16_)

1б, 2а, 3в, 4а, 5б.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке; организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

(2  мин)

Оцените свою работу на уроке. (слайд _17_)

   -У ВАС НА партах поросята из сказки «Волк и три поросенка». Выберите поросенка и заселите их в свои дома

«5»-Ниф-Ниф  (шапка красного цвета), все понятно о родительном падеже

«4»-Нуф-Нуф  (шапка синего цвета), есть некоторые затруднения

«3»-Наф-Наф (шапка белого цвета), мне трудно разобраться

  (Оценочный лист) Самостоятельно выставляют итоговую оценку

Дети оценивают свои работы при помощи поросенка

9.Подведение итога урока

Цель: подвести итог работы на уроке.

( 2  мин)

- Над какой темой работали?

- Каким правилом пользовались?

-Давайте сделаем вывод. Мы научились находить  имена существительные в родительном падеже?

-…

Работали над темой РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ имен существительных. Кого? Чего?

Ответы детей

Домашнее задание.

(2  мин)

Комментируется домашнее задание.

Задание 81 стр.45

Спишите, вставляя пропущенные буквы и слово. Укажите падеж выделенных имен существительных.

Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текста.

Придумайте продолжение текста. Подготовьтесь его рассказать.

(слайд _18_)

Используемая литература:

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России).
  2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. / В.П. Канакина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с. – (Школа России).
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс.

                                   

\

   

Оценочный лист

                                             


                                                                                                                 

                                                                                                 

           

                                                                                                                                                               

Итоговая оценка: ______________________________

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.

Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;- разв...

Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...

Разработка урока по русскому языку 4 класс Дательный падеж имени существительного

Разработка урока по русскому языку 4 класс Дательный падеж имени существительного...

Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"

Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...