«Способы образования имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Джумагалиева Гульмира Сансызбаевна

Крнспект урока по русскому языку 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Словообразование существительных. УМК "Начальная школа XXI века"

Класс: 3в

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.

Задачи.

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;
  • отработать умение определять способы образования имён существительных;
  • наблюдать за образованием имён существительных;
  • учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;
  • развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:

  • содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.

Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.

Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

Метапредметные умения.

Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.

Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.

Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.

Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.

Формы работы: фронтальная,парная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Приготовились? Начинаем наш урок с пословицы.

Прочитайте, объясните ее значение.

Волков бояться в лес не ходить.

- Мы с вами трудностей не боимся и девиз нашего урока «Вперёд за Знаниями!»

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

 Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело

II. Актуализация знаний и фиксация проблемы.  Постановка цели урока.

Минутка чистописания:

         

Выбери и запиши к слову волк родственное слово, выраженное именем существительным

(волчонок)

Почему слово волки и волчий не подходят?

(волки –изменение формы слова

волчий – прилагательное)

Каким способом образовалось слово «волчонок»?

+

Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов

             

Назовите известные вам способы словообразовния?

  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно – суффиксальный

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( о способах образования имён существительных)

Какую часть речи будем исследовать? ( имена существительные)

Тема урока : ««Способы образования имён существительных»

Давайте сформулируем  гипотезу нашего исследования.

Прописывают элементы букв

Подбирают к слову волк родственное слово волчонок

Доказывают правильность выбора –это имя существительное, называет детёныша волка

(волки –изменение формы слова

волчий – прилагательное)

показывают каким способом образовалось слово волчнок

Выбирают части слова , которые участвуют в образовании новых слов

- Сегодня мы вспомним способы образования имен существительных , будем упражняться в образовании новых слов.

Называют тему урока

формулируют гипотезу исследования

  1. Этап выявления места и причины затруднений.  

(работа в парах)

Определи способ образования каждой группы:

Образец:

  1. Погода- когда нет хорошей погоды

Не+ погода=  непогода (приставочный)

  1. Дубок- маленький дуб

Дуб+ок=дубок ( суффиксальный)

  1. Подсвечник- подставка под свечу

Под+ свеча+ ник= подсвечник (приставочно-суффиксальный)

На каждой парте лежит напечатанное слово. Ваша задача –определить каким  способом образовано данное слово и прилепить на доске в нужную колонку.( на классной доске заголовки способов словообразования 

  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно – суффиксальный)

Неудача, невезение, неуважение, неверие

Грибок, дымок, лесок, мосток, адресок, браток, волосок

Подстаканник, подоконник, подлокотник, подводник, подснежник

Запишите новое словарное слово в тетрадочку «Погода»

Слово погода образовалось от исчезнувшего

 слова года, которое называло  погоду вообще.

Тогда, погода – «хорошая погода», а  

негода –  «плохая  погода»

Сейчас  мы погодой называем  любую погоду,

добавляя имена прилагательные  хорошая, плохая,

дождливая, ненастная. А вот  в чешском языке до сих пор сохранилось слово, обозначающее плохую  погоду, которое по-русски можно записать как   «негода»

Работа в парах

Работа с новым словарным словом

IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

( фронтально)    

Подумай, значения каких слов приведен  в упражнении. Запиши эти слова. Определи способ их образования.

Образец: Музыкант, играющий на барабане.- барабанщик.

Барабан+ щик=барабанщик(суффикс.)

Специальная подставка для мыла – (мыльница)(суфф.)

Детёныш аиста – (аистёнок)(суфф.)

Человек, живущий в городе – (горожанин)(суфф.)

Маленькая частичка снега – (снежинка)(суфф.)

Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку – (наушники) (пр.-суфф)

Каким  способом образованы слова?                                   ( суффиксальным)

 Дети определяют способ образования слов

  1. Открытие новых знаний

(работа в группах)

Образуй как можно больше слов способом сложения. Выдели корни в словах. Каким образом соединяются корни?

Земл(я)

Вод(а)

Мерить

Нефть

- е -

Проводить

Газ

- о -

Возить

Камн(и)

Падать

Звёзд(ы)

Лист(ья)

Назови слова, которые соответствуют схеме

Когда же приставка может быть в середине слова?

Откройте учебники на стр.76.упр.5

Прочитайте задание.

Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?

Музей дом, самолёт ковёр, кровать диван

Некоторые имена существительные образуются сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис-маленькую чёрточку.

Лётчик+космонавт=лётчик-космонавт

Ковёр+самолёт=ковёр-самолёт

Какие новые способы образования слов мы открыли для себя?( способ сложения , сложение целых слов без соединительных гласных)

Открывают новые способы образования имён существительных

Работают в группах

 Открывают новый способ – сложение целых слов без соединительных гласных

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(Групповая работа)

Ребята, в результате исследований мы с вами научились определять способы образования имён существительных.

Предлагаю вам новую задачу: выделить части слова и определить способ образования существительных.

Каждой группе предлагается группа слов:

1.Приставочный: переход, побег, вылет, пригород.

2.Суффиксальный: жадность, трусость, грубость, глупость.

3.Приставочно-суффиксальный: подберезовик, нарукавник, подбородок, подснежник.

4. Сложение двух корней при помощи буквы соединительного гласного:

кашевар, пешеход, птицелов, самовар.

Групповая работа

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Какие слова подходят к схеме?

Кафе-ресторан, беспорядок, водопад, плащ-палатка.

Работают самостоятельно на листочках

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какая тема урока?

Сколько способов образования сущ. исследовали?

Было ли открытие нового знания?

Подтвердилась ли наша гипотеза?

Кто может про себя сказать:

«Я научился..»

«Я сомневаюсь..»

«Ещё не усвоил…»

-Как бы вы оценили свою работу?

Урок окончен.

Подводят итог урока

Делают выводы, подтвердилась ли гипотеза урока

Дают оценку своей деятельности на уроке

Земл(я)

Вод(а)

Мерить

Нефть

- е -

Проводить

Газ

- о -

Возить

Камн(и)

Падать

Звёзд(ы)

Лист(ья)

                                                                         

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Земл(я)

Вод(а)

Мерить

Нефть

- е -

Проводить

Газ

- о -

Возить

Камн(и)

Падать

Звёзд(ы)

Лист(ья)

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)   Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века»)    Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...

урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...

Способы образования имён существительных.

Тема: Способы образования имён существительных.Цель:  познакомить с новым способом образования имён существительных.Задачи:   повторить и закрепить то , что уже знаем о способах образов...

"Способ образования имён существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Способ образования имён существительныхЦели урока:- учить классифицировать существительные по способу образования.Планируемые результаты:Предметные:- закрепить знания о способах образовани...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...