ВПР в 4 классе по русскому языку. Часть вторая.
консультация по русскому языку (4 класс)

В этой статье анализируются задания второй части ВПР по русскому языку в 4 классе и даются рекомендации по подготовке к их выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_po_russkomu_yazyku._chast_2.docx983.01 КБ

Предварительный просмотр:

Решили подготовить ребенка к ВПР самостоятельно?  В этом нет сложностей. Интернет-ресурсы всегда придут на помощь. Важно не нагнетать страх. Это породит неуверенность ребенка в своих силах. Занятий одного раза в неделю вполне достаточно. Плюсом можно добавить работу со словарями. Не забывайте, что нагрузка у детей и так большая. Используем в работе ресурс "Решу ВПР".

 Четвероклассники пишут ВПР

ВПР часть вторая

Вторая часть ВПР пишется в течении 45 минут и состоит из 12 заданий. Их нумерация не начинается заново, а является продолжением первой части.

Ударение

В задании под номером 4 предлагается поставить ударение в словах над ударными гласными. Как правило, это 4 слова, постановка ударения в которых не является простой и очевидной. Ударения в этих словах рассматриваются на страницах учебника по русскому языку. В учебнике есть вкладка “Произноси правильно”. Это небольшой словарь ударений. Полезным будет обращаться к орфоэпическому словарю, в котором указано правильное произношение слов.

Звонкие и глухие согласные

Задание под номером 5 проверяет знание фонетики. Звонкие и глухие согласные рассматриваются в 1 классе. Первоклашки в этом вопросе разбираются хорошо. Есть приемы проверки звонких и глухих согласных.
Прием первый: закрываем пальцами уши, произносим звук. Если мы слышим голос, звук звонкий.
Прием второй: кладем ладошку на горло, произносим звук. При произнесении звонкого звука мы ощущаем вибрацию.
Звонких звуков в русском алфавите не так много, можно их просто выучить: б, в, г, д, ж, з, й, м, л, н, р.
Эти знания помогут выполнить пятое задание безошибочно.

 

Задания второй части

Анализ текста

С 6 по 14 задания построены на анализе текста. Учащимся предлагается текст, по содержанию которого нужно выполнить задания.

Основная мысль текста

Основная мысль текста - это то, что хотел сказать автор текста читателю, чему хотел его научить. Она может быть выражена явно, может быть иносказательно. Искать ее нужно или в начале текста, или в его конце. Текст нужно внимательно прочитать и определить, где то предложение, которое выражает основную мысль. Обратиться к началу текста, перечитать его конец. Выделить главную мысль или сформулировать ее. Это задание под номером 6.

 

Основная мысль

План текста

В седьмом задании проверяется умение составлять план текста. Он состоит не менее чем из 3 пунктов.
Для составления плана текста перечитываем отдельно каждый абзац (их обычно тоже 3) и определяем главную мысль каждого абзаца. Записать план важно правильно. Оформляем как предложение: с большой буквы, в конце точка. Записывать можно предложения (берем их из текста или формулируем самостоятельно) и словосочетания.

 

План текста

Вопрос по содержанию текста

Одно из самых простых заданий - записать вопрос по содержанию текста. Если сформулировать вопрос для детей несложно, то балл теряется при оформлении вопроса. Соблюдаем правила оформления вопросительного предложения: первое слово с большой буквы, в конце - вопросительный знак. Это задание восемь.

Толкование значения слова

Девятое задание проверяет богатство словаря выпускника начальной школа. Выбирается слово из предложения (любое), ученика просят дать его толкование: как ты понимаешь значение слова...
Для обогащения словаря очень полезно читать толковый словарь русского языка. Слова бывают многозначные. Нужно определить, в каком значении слово употребляется в этом предложении, в этом тексте.

Синонимы и антонимы

Умение подбирать к словам синонимы (близкие по значению) и антонимы (противоположные по значению слова) проверяется в задании под номером 10. В помощь для обогащения словаря используем словари синонимов и антонимов.
Удивительное - восхитительное, необычное - синонимы.
Далекий - близкий, добрый - злой, широкий - узкий, говорить - молчать - антонимы.
В этом задании важно учитывать контекст (предложение, в котором это слово употребляется). В русском языке есть слова многозначные. Только в предложении мы можем выяснить, в каком значении оно употребляется.

Морфемика (состав слова)

Знание состава слова, умение проводить морфемный анализ проверяет задание под номером 11. Ученику предлагается схема слова. Важно: в определенном предложении нужно найти слово, соответствующее этой схеме. Нужно помнить, что у глагола, как правило, 2 суффикса. Поэтому, если в схеме один суффикс, ищем или прилагательное, или существительное.

Части речи

Три задания: 12, 13 и 14 проверяют знания и умения в определении частей речи и их морфологических признаков.

Имена существительные

Двенадцатое задание. Выписать из предложения (дан номер) все существительные в той форме, в которой они употреблены. Проверяется умение находить эту часть речи в предложении.
У одного существительного нужно определить род, склонение, число, падеж. Это морфологический анализ слова. На протяжении четырех лет учащиеся расширяли и пополняли знания об имени существительном. Умение определять эти категории - норма. Подробнее об имени существительном вы можете прочитать по
ссылке.
Важно учесть порядок определения категорий. Определить их нужно в том порядке, в каком они даны в задании.

[caption id="attachment_1077" align="alignnone" width="700"] Найди имена существительные[/caption]

Имена прилагательные

Задание тринадцатое очень похоже по структуре на предыдущее. Но здесь нужно найти имена прилагательные.  Выписать их нужно вместе с именами существительными, к которым они относятся. Важно  записать  в той форме, в которой они употреблены.
Баллы теряются, если упускают существительные, записывают только прилагательные.
Нужно определить число, род (если есть), падеж одного из прилагательных. Род определяется только у прилагательного в единственном числе.

Глаголы

С глаголами все гораздо проще. Нужно просто выписать все глаголы из предложения в той форме, в которой они употребляются.

Это задание четырнадцатое.

Создание текста

 

Создание текста

В пятнадцатом задании предлагается создать текст, т.е. Написать небольшое сочинение по пословице. С пословицами дети начинают работать еще в 1 классе. Объясняют их скрытый смысл, предлагают варианты, где эту пословицу можно употребить и в какой ситуации. Такая работа ведется на протяжении всех четырех лет. К сожалению, именно с этим задание возникают большие трудности.  При самостоятельной подготовке дома можно взять словарь пословиц и разбирать ситуации, когда будет уместно эту пословицу употребить.

Совет эксперта

Это все задания ВПР по русскому языку в 4 классе. Для кого-то это простая работа, для кого-то сложная. Все зависит от индивидуальных особенностей памяти и внимания. Если вы готовитесь дома, обращайте особое внимание на формулировку заданий. Они состоят из нескольких частей. Часто бывает первая часть заданий выполнена, а вторая пропущена.
Я предлагаю применять такой прием: выполнил задание - поставил плюсик рядом с ним. Так легче осуществлять самоконтроль. Все-таки 10-11 лет, это не взрослый человек с его ответственностью и самостоятельностью. Желаем вам и вашим детям легко и просто подготовиться к ВПР с набрать наибольшее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Корень слова" урок русского языка во втором классе

Тема урока: Корень слова:Цель: Создать условия для формирования умения распознавать однокоренные слова и выделять корень: уточнение представлений о том, что корни в словах пишутся одинаково; раз...

Урок русского языка во втором классе на тему: "Части текста"

Парная работа обучающихся с алгоритмом выполнения заданий к каждой части текста....

Урок в 3 классе по русскому языку "Часть речи - прилагательное"

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Часть речи – прилагательное.Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.Задачи:1. Ознако...

Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

2 класс. Урок русского языка. Части слова

2 класс. Урок русского языка. Части словаТема: Части словаЦели:Формирование понятий частей слова (окончание, корень приставка, суффикс), понимание их функцийРазвитие речи, пополнение лексического запа...