Памятка по работе над ошибками в тетради по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку

Агеева Вероника Геннадиевна

В памятке ёмко описаны алгоритмы выполнения работы над ошибками, допущенными в работах по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
• Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
• Определи, на какое правило допущена ошибка.
•Повтори данное правило.
•Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
• Прочитай внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке.
1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и точку:
Выпал пушистый снег.
2. Пропуск буквы.
Напиши слово по слогам:
зво-нок
3. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса: осино - вый.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
4. Мягкий знак b, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой: ель, мальчик, пальто.
5. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: малыши, карандаши.
6. Сочетания ЧК, чи, нш, щн. Выпиши слово правильно.
Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой:
дочка, речка, мощный.
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е, и, Я). Выпиши слово. В корне подчеркни безударную гласную.
Подбери проверочное слово и запиши рядом: с
ады - сад
8. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря). Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется: ягода.
9. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную: морозы - мороз.
10. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой: Илья, Петров, Мурка.

11. Разделительный мягкий знак Ь. Выпиши слово правильно. запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак в и гласную букву: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами
Е, Е, И, Ю, Я.
12. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с такой орфограммой. Подчеркни двойную согласную: группа, класс, суббота
13. Правописание предлога со словом. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово: к крутому берегу. Запомни! Предлог - отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
14. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Проверь непроизносимую согласную: звезда. звёздный.
15. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой: полетели, побежали, потянул
16. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
17. Разделительный твердый знак. Выпиши слово. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную: съезд, объявление, объём. Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами Е, Ё. ЮЮ. Я.
18. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой: лещ(м.р.), шалаш, товарищ
19. Соединительные гласные в сложных словах (о, е). Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

20. Не с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму: не пришёл, не_выучил, не_знал».
21. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.                               ,              .
22. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример: на опушке (на земле, 1 скл. ), на полянке (па земле. 1 скл.).
23. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного: к лесу ( как ому ?) дальн ел - м.р., ед.ч., Д.п.).
24. Предлог с местоимением. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму: у нас, ко мне, с тобой. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
25. Мягкий знак b на конце глаголов 2-го лица единственного
числа настоящего времени.

Выпиши глагол. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой:
пишешь. решаешь. читаешь (наст.вр.. 2л., ед.ч.). Запомни! На конце глаголов
2-го лица единственного лица пишется мягкий знак b.
26. Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Выпиши глагол. Поставь его в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед суффиксом-ть. Определи спряжение и гласную, которую надо писать в окончании глагола.
Іспр. (-с, -ут. -ют ) П спр. ( -1, -ат, -ят ): н.ф. Іспр.
прочитать - прочитает
27. Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Выпиши слово, напиши еще 2 слова с такой орфограммой: душем, ключом, свечой. Запомни! под ударением пишется -О, без ударения-Е.
28. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Выпиши глагол вместе с существительным, укажи род, выдели окончание:
C.p. Солнце ( что делало?) пригревало.
29. E-И в суффиксах существительных - ек, -ик: Записать слово правильно, записать проверочное слово, изменив форму. Мячик -
мячики
30. Правописание суффиксов и приставок: записать слово правильно, записать еще три слова с такой же частью слова.
Беленький, синенький, красненький, маленький.
31 Ошибки в грамматическом разборе.
32-1
 Если слово неверно разобрано по составу: записать слово, разобрать верно.
32-2 Если неверно выделен корень, приписать два родственных слова.
32-3 Если неверно выделено окончание, записать две формы слова.
32-4 Если неправильно определен падеж имени существительного: выписать словосочетание с этим существительным, с вопросами;
определить падеж.
32-5 Если неправильно определено склонение: выписать слово, записать его начальную форму, указать род. выделить окончание, определить склонение.
32-6 Если неверно определены род. число. время: выписать слово и надписать верный вариант.
33. Ошибки в разборе предложения по частям речи и членам
предложения:
выписать предложение, надписать части речи или подчеркнуть члены предложения верно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся. Работа над ошибками на уроках русского языка

Данная памятка помогает ученику  увидеть свои ошибки и правильно выполнить работу над ошибками и закрепить проблеммную орфограмму. Данную памятку можно использовать на уроке работая совместно...

Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе

Памятка позволяет провлодить систематическую работу над  орфографическими и пунктуационными ошибками....

Памятка "Работа над ошибками" 2 класс русский язык

Памятка пригодится для обучения второклассников работе над ошибками по русскому языку. Может использоваться как для работы в классе, так и при выполнении домашней работы....

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Памятка для учащихся начальных классов. Работа над ошибками на уроках русского языка.

Материал содержит орфограммы, изучаемые в начальных классах и поможет учащимся при выполнении работы над ошибками по русскому языку...

Памятка "Работа над ошибками" ( к урокам русского языка)

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка....