Имена собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рослякова Полина Валерьевна

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

 

Класс: 2, 2023-2024 года

Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные; знать правила написание имен собственных; находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоланализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, карточки со словами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 105 г. Челябинска имени В.П. Середкина"

Фрагмент урока

Русского языка

Выполнила: учитель начальных классов

Рослякова Полина Валерьевна

Челябинск, 2024

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Класс: 2, 2023-2024 года

Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные; знать правила написание имен собственных; находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоланализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: открытие нового знания 

Оборудование: презентация, карточки со словами.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Здравствуйте! Посмотрели на своего соседа, улыбнулись ему. Молодцы, присаживайтесь!

Приветствуют учителя

Регулятивные: самоорганизация

II.Актуализация знаний

Практич.: оценка настроя на работу

Практич.: минутка чистописания

Словесн.: диалог

Практич.: вставка пропущенных букв

Практич.: взаимоконтроль

1 мин

3 мин

4 мин

Самоопределение

Ребята, на экране пословица: «Прочел хорошую книгу - встретился с другом». Как вы понимаете эту пословицу?

На партах у вас лист, на которой книга. Если у вас хорошее настроение, и вы готовы плодотворно трудиться, раскрасьте первую книгу в зеленый цвет, если не готовы, то в красный цвет.

Молодцы! Уберите лист на край стола.

Минутка чистописания

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начнем урок с минутки чистописания. Для чего нужна минутка чистописания?

Молодцы! Пропишите с отрывом согласно образцу.

Кто готов, руку на локоток.

Взаимоконтроль

Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь тетрадью с соседом, посмотрите, как ваш сосед прописал элементы и обведите один самый красивый.

Молодцы!

Посмотрите на экран, перед вами словарные слова, но в них пропущены буквы. Ваша задача списать слова, вставить букву и подчеркнуть ее. Первое слово с большой буквы, все остальные с маленькой, через запятую.

В.с.ло, д.ревня, к.пуста, к.ртина, м.шина, з.вод, к.рзина.

Взаимоконтроль

Закончили, обменяйтесь тетрадями со своим соседом, проверьте работу по ответу на экране. Если есть ошибка, исправьте ее карандашом и поставьте на полях минус, если ошибок нет, то плюс.

Поднимите руку, у кого плюс. Молодцы!

Объясняют значение пословицы

Проводят анализ своего настроя на работу

Запись числа и классной работы

Минутка чистописания нужна для улучшения каллиграфии.

Проверка работы соседа по парте

Вставляют пропущенные буквы, записывают слова

Проводят анализ работы

Познавательные: выявление существенного; преобразование учебной деятельности.

Коммуникативные: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

III.Постановка учебной задачи

Словесн.: диалог, постановка темы и целей

3 мин

Работа в паре

На столах у вас карточки со словами, совместно с соседом по парте распределите слова на две группы:

Город, Маша, девочка, мальчик, Сергей, Москва, страна, Россия, река, Волга.

На какие две группы распредели слова?

На экране даны слова-подсказки (нарицательный, собственный), попробуйте догадаться, какова тема сегодняшнего урока. Какие цели поставим на урок?

Молодцы!

Распределяют слова на две группы

Названия, без названия

Тема урока: «Имена собственные и нарицательны»

Цели:

- узнать, что такое имя собственное, имя нарицательное;

- узнать, как пишутся имена собственные и нарицательные.

Познавательные: осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: овладение диалогической формой общения.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

IV.Открытие нового знания

Словесн.: эвристическая беседа

Практич.: работа с картой

2 мин

5 мин

Посмотрите на слова, которые вы распредели.

Скажите, сколько городов мы можем назвать? Сколько городов с названием Москва?

Сколько рек мы можем назвать? Сколько рек с названием Волга?

Что обозначают имена нарицательные?

Найдите общее для слов Москва, Санкт-Петербург, Челябинск. Что обозначают имена собственные?

С какой буквы пишутся имена собственные? Молодцы!

Работа с картой

Посмотрите на карту нашей страны.

Какое место по площади занимает наша страна? (показ границ нашей страны).

Давайте найдем 5 городов нашей страны и запишем.

Отступите красную строку. Записываем названия городов, заглавную букву подчеркиваем. (один ученик работает на доске).

https://ynavigator.ru/wp-content/uploads/2022/08/karta-rossii-s-gorodami-full.jpg

Давайте посмотрим на карту, какими морями омывается наша страна?

Давайте найдем 5 морей и запишем.

Отступите красную строку. Записываем названия морей, заглавную букву подчеркиваем. (один ученик работает на доске).

Молодцы! Откройте страницу учебника 15. Прочитайте, что нам сообщает Самоваров. Давайте подумаем, верные ли вывод мы сделали. Если верный поднимите руку. Молодцы!

Много, один

Много, один

Предмет

Название предмета

С большой

Записывают названия городов и морей.

Читают правило

Познавательные: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей, обобщение; понимание информации изображенной в схематической форме.

Коммуникативные: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

ССЫЛКА НА ФРАГМЕНТ УРОКА

https://vk.com/sc105?z=video-194005816_456239169%2Fe2797b6d1026a17e2f%2Fpl_wall_-194005816 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Имена собственные и нарицательные

Презентация по русскому языку для 2 класа...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....