"Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта к уроку  русского языка во вторм классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс А

Учитель

Афанасьева Ольга Евгеньевна

Тема урока

Правописание слов с суффиксом –ость-.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

Способствовать развитию умения распознавать слова с суффиксом –ость-.

Формируемые УУД

 Личностные: развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в учебном диалоге.

 Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; ориентироваться в своей системе знаний; делать выводы на основе анализа объектов.

Планируемый результат

1) Учащиеся должны :

- распознавать слова  с суффиксом –ость-;

- выделять суффикс в слове;

-определять значение суффиксов;

-действовать по алгоритму и образцу.

Оборудование

Учебник Русский язык. 2 класс. ч.1  Иванов С.В.

Презентация.

Карточки для парной , групповой и индивидуальной работы

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная. Групповая

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация, самоопределение к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию нового.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.       

РегулятивныеУУД:

самоорганизация

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Запишите число, классная работа под диктовку.

Начнем с минутки чистописания.

- Зачем  нужно аккуратное письмо?

- Что нам поможет красиво написать? (правильная посадка, правильно держать ручку, тетрадь).

      Обсудить каждое буквосочетание и записать в тетрадь.

-Запишем красиво каллиграфически сочетания букв в тетрадь.

евн евич овн ич иничн

ушк юшк чик еньк ок ек

(буквосочетания записаны на доске)

- Выберите и подчеркните буквосочетания, которые написаны лучше всего,

-Что мы сейчас записали?

-Какие части слова знаете? Что такое корень? Что такое окончание?

-Вспомним, что мы знаем о суффиксе. СЛАЙД 1

-Составьте вопросы.

- Ответьте на эти вопросы.

-Каково значение суффиксов в первой строчке? Приведите примеры.

-Каково значение суффиксов во второй строчке? Приведите примеры.

-А зачем мы повторяем суффиксы?

-На доске записаны слова. СЛАЙД 2

Ключ.к, горош.к, лис.нок, волч.нок, смел.сть.

-Прочитайте. Где пропущена орфограмма? Запишите в тетрадь, вставьте пропущенную букву, выделите суффикс, устно докажите орфограмму. Работаем индивидуально.

Записывают под диктовку, проверяют.

Обсуждают соединения букв, записывают сочетания букв.

Рассказывают об известных частях слова.

Составляют вопросы про суффикс.

Отвечают на вопросы. Приводят примеры (устно).

Записывают слова, доказывают орфограмму.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

III.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

-В правописании какого слова возникло затруднение? -Назовите варианты написания этого суффикса.  

 - Почему не можем вставить букву и объяснить ее написание? - Чего мы не знаем?

- Произнесите слово. Какой гласный звук слышим в слове? Что можем написать?

- Какую перед собой поставим цель?

Отвечают на вопросы.

Объясняют причину затруднения.

Формулируют под руководством учителя цель.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять цели урока

IV. «Открытие нового знания».

Выделите пункты плана работы при открытии нового на уроке.

- Назовите первый пункт плана (исследование). Работаем в парах. Вспомните правила работы. Возьмите карточку №1. Выполните задание устно.

Задание 1

1.Прочитайте слова.

2. Какой частью речи они являются?

3. Подумайте, от каких слов – имён существительных или имён прилагательных они образованы.

4.Есть ли в этих словах одинаковый суффикс?

5. Зависит ли написание суффикса от места ударения в слове?

6. Сделайте вывод.

Злость, глупость, гордость, грубость, молодость, мудрость, робость, слабость, старость, строгость, хитрость, храбрость, юность, ясность, щедрость.

Вывод: Мы сравнили  слова …

Заметили, что…

- Давайте определим значение этого суффикса. На что он указывает? (качество, состояние)

– Как проверить верность наших выводов? Где найдем эталон? Откройте стр.131 учебника. Найдите правило, прочитайте.

-Что мы сейчас сделали? Назовите пункт плана. (открыли новое)

Работают  с доской.

Работают  в парах

Наблюдают, отвечают на вопросы.

Называют источники получения знаний.

Вывести правило самостоятельно, т.е. провести исследование.

Проводят в паре исследование по карточкам и делают выводы.

В учебнике находят эталон.

Делают вывод, что провели исследования, пришли к одинаковым выводам.

Читают правило в учебнике.

Физминутка

2 мин.

Выполняют упражнения.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вернемся к словам, которые записали в тетрадь.. Какой же суффикс пишется в слове храбрость и почему? Проверьте, исправьте.

- Назовите следующий этап урока открытия нового. (применение)

- Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

- Работаем вместе. Образуйте существительное от слова вежливый при помощи суффикса –ость-. (обсуждаем, пишем под диктовку).

- Составьте и запишите любые 5  пар слов по образцу.

- О какой орфограмме должны помнить при написании слов гибкий, ловкий, честный?

Работаем индивидуально.

- Проверка.

Объясняют орфограмму.

Выполняют упражнение с комментированием.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: 

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь предлагаю вам поработать в парах.

-У вас на партах лежат карточки. На них написаны противоположные по смыслу слова. Прочитайте задание. Кто закончит - просигнализируйте.

Задание 2

1.Вставь пропущенные буквы.

2.Соедини пары слов.

молод.сть                        груб.сть

храбр.сть                         глуп.сть

вежлив.сть                      трус.сть

мудр.сть                          стар.сть

-Назовите, какие пары у вас получились.

(работа с карточками)

-Какие качества вы бы хотели приобрести для себя?

Запишите любые две пары к себе в тетрадь, не забудьте выделить суффикс.

Выполняют работу в парах.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: 

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

5 мин.

  -Теперь будем работать в группах.

-Повернитесь друг к другу и объединитесь по четыре человека. Вы получили карточку с текстом. Прочитайте задание. Помним про правила работы в группе.

-Кто закончит - просигнализируйте.

- Прочитайте ваш тест. Какие слова вы подчеркнули? У кого был такой же текст? Какие слова подчеркнули вы? И т.д.

Всеми этими качествами должен обладать настоящий защитник отечества!

Какой суффикс встретился во всех этих словах? Какая гласная пишется в этом суффиксе?

Читают рассказ. Обсуждают. Выбирают слова, подчеркивают их.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: 

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

VIII. Рефлексия.

- Назовите следующий пункт плана. (проверка)

 -Какую цель мы ставили перед собой?

- Смогли мы её достичь?

- Составьте предложение по схеме. СЛАЙД 3

                знаю

Я             запомнил

                смог

- Назовите последний пункт плана. (оценка)

  -Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 4

- Нужно ли еще тренироваться в правописании слов с новой орфограммой? Зачем?

-Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания. От этого мне очень радостно!

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самооценку.

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные УУД: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

IX. Домашнее задание.

  1. В раб.тетради урок 57 №1,2,3
  2. Учить правило стр.131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...