Конспект урока во втором классе по теме "Текст-рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока во втором классе по теме "Текст-рассуждение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока. Текст-рассуждение.

Цели: повторить признаки текста; научить детей определять текст-рассуждение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать типы текстов, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Оборудование: учебник, проектор, электронная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Словарная работа.

На доске записаны слова.

 Замените слова синонимами из словарика.

 Вспомним определение синонимов.

 Послушайте стихотворение

Гляди, поехала машина –

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно звать «машина»,

А можно звать «автомобиль».

 Какие слова в стихотворении можно назвать синонимами? (машина-автомобиль)

 Докажите (Синонимы-слова близкие по значению, но разные по звучанию).

  ранец – портфель

  школьник – ученик

  книга – учебник

  дети – ребята

  друг – товарищ

  путь – дорога

  вьюга – метель.

3.  Самоопределение к деятельности

На экране два варианта

1 вариант

   У Пети был попугай. Летом Таня кормила уток. У Лени живет ежик.

2 вариант

   Почему стриж ранней осенью покидает родные края?

Стриж питается летающими насекомыми. К осени этих насекомых

становится меньше.

— В каком из вариантов записан текст? (2вариант).                                                                              — Объясни своё решение. (Этот текст состоит из нескольких предложений. Все предложения объединены общей темой и связаны по смыслу. К тексту можно подобрать заголовок, например «Стриж»)

— Мы уже знаем, что тексты бывают разного типа: повествование, описание и рассуждение. К какому типу относится этот текст? (Это текст- рассуждение.)

 — Докажите. (В нём содержится вопрос «Почему?».)

 — Верно, но кроме вопроса, в тексте- рассуждении есть объяснение и доказательство.

 — Что бы вы назвали объяснением? (Стриж питается летающими насекомыми.)

 — Что бы вы назвали доказательством? (К осени этих насекомых становится меньше.)

     Итак, тема нашего урока — текст рассуждение.

4. Работа по теме урока

    Прочитайте текст.

   Маленькая птичка передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Поэтому эта ловкая птичка называется поползень.

Какой это тип текста? (рассуждение)

Почему вы так решили? (текст отвечает на вопрос «Почему птичка называется поползень?»)

Прочитайте ту часть рассуждения, в которой содержится утверждение.

    (Маленькая птичка передвигается по стволу дерева вниз головой.)

Теперь ту, в которой содержится доказательство.

    (Она как будто ползет.)

5. Физкультминутка

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо,

    Ветерок все тише, тише.

    Деревцо всё выше, выше.

6. Закрепление изученного материала

   Запомни!

Если в тексте что-то объясняется, доказывается и такой текст отвечает

на вопрос «Почему?» («Зачем?»), то такой тип текста называется

рассуждением.

 Работа с учебником стр. 114, упр. № 193.

— Внимательно прочитайте три текста.

1.Что за чудесный вид у синички! Приглядитесь к ней получше - какая она красивая: на головке чёрная шапочка, щёчки белые, грудка жёлтая с длинным чёрным галстучком, а спина и крылья зеленоватые.

2. И вдруг птичка будто проснулась. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.

3. Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.

— Что общее у этих текстов? (общая тема «Синичка»)

— В чём отличие? (тексты разного типа)

Выберите и спишите в тетрадь текст-рассуждение.   

— Какой текст выписали? (третий)

— Докажите, что это текст-рассуждение. (В этом тексте объясняется и доказывается почему синичку назвали лазоревка.)

— Оцените свою работу. «+» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, «—» — с заданием не справился.

7. Рефлексия

— Я прочитаю вам несколько стихотворений. Внимательно послушайте и определите какое из них

написано в форме текста -рассуждения.

           О свинке

У свинки с поросятами розовый бочок,

Хвостик – завитушка, а носик – пятачок. (Текст – описание)

            Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Всё равно его не брошу –

Потому, что он хороший. (Текст – рассуждение)

             Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (Текст – повествование)

8. Подведение итогов урока

— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

— Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение)

— Что нового узнали о тексте - рассуждении? (В тексте – рассуждении есть объяснение, доказательство и ответ на вопрос «Зачем?» или «Почему?».)

9. Домашнее задание

Подумайте, почему в Арктике мех у медведей белый?

Ответ запишите в форме текста- рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Конспект открытого урока во втором классе по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Открытый урок во втором классе коррекционной школы VIII вида по математике с использованием проблемной технологии обучения на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10»....

Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

Конспект урока во втором классе на тему: Правописание слов с безударной гласной, проверяемой ударением

В данном коспекте отражено поэтапное построение урока по данной тематике, соблюдены все цели задачи....

конспект урока во втором классе по окружающему миру

конспект урока во втором классе по окружающему миру...

Конспект урока во втором классе

Конспект урока во втором классе к учебнику английского языка для второго класса (часть 1) под авторством И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкиной с использованием интерактивной доски.)...

Конспект урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Тип урока: закрепление изученного материала.Цель: формировать навык грамотного письма слов, обозначающих клички животных.Задачи:1. Образовательные:улучшать умение различать название животног...