Тема урока: "Единственное и множественное число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Надежда Александровна Балашова

Урок по русскому языку на тему " Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс

Учащиеся научатся на уроке определять грамматический признак имен существительных - число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvennoe_i_mnozhestvennoe_chislo_sushchestvitelnyh.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Цели урока: формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; Определять число имен существительных; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных - число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение.

Личностные:

Учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Ход урока.

#1054;рг. момент. Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся:

- Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем

б). Психологический настрой на урок

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

- Перед тем как писать, надо пальцы нам размять.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный - пощипаем.

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

Девиз: «Новый день – новые знания»

II. Актуализация знаний

#1063;истописание

Какое сейчас время года?

Мы с вами отправимся сегодня в зимний лес

- Путь в лес долгий, трудный. Что необходимо взять с собой (дружбу, взаимовыручку)

- Молодцы! Пошел снег. Как называется это явление в природе?

а).Работа в парах.

У вас на снежинках карточки. Глазами посмотрели на буквы.

Как работаем в парах?

Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

Какая буква у вас осталась? Какая она?

А

Б

К

У

З

Ш

И

Д

О

Ф

П

Э

Ы

Т

В

С

Г

Ж

б)Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.

…ван …ванов …ва …ваново

Объясните свой выбор. Оцените свою работу

#1057;ловарная работа

Мы с вами в лесу, запишем словарные слова, связанные с лесом.

Береза, осина, заяц, ворона, дорога, иней, сорока, снегирь, медведь.

Взаимопроверка. (словарь)

На какие две группы можно разделить данные слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные). Назовем одушевленные имена существительные. Неодушевленные.

Кого зимой встретить в лесу нельзя? Почему?

#1060;изминутка

#1056;абота по теме урока. Открытие нового.

#1048;сследовательская работа. Создание проблемной ситуации.

На доске написаны слова:

Лес, сугробы, дерево, шапка.

- Вставьт данные имена существительные в следующие предложения ( на доске):

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .

- Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

- Мы не можем использовать существительные дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: деревья, шапки

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов).

- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.

-Какие орфограммы выделили?

- Укажите грамматическую основу предложения.

В предложении шапки снеговые. А какие ещё могут быть шапки?

- Это головные уборы. Они бывают разные. (Примеры детей)

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов

2. Физминутка

На дворе у нас мороз,

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать,

И ладошками похлопать.

Но мы будем хлопать не просто так.

В том случае, если я назову имя существительное, обозначающий один предмет , то вы хлопаете один раз, а если несколько - то два раза.

Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик,

Молодцы! Присаживайтесь

( дерево – деревья

Шапка – шапки)

3. Постановка задач урока

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное, которое обозначает один предмет?

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает несколько предметов?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

- Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?

- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч., имя существительное множественного числа – мн.ч..

#1056;абота с правилом стр.61

V. Закрепление

#1048;з упражнения №105 1 ряд выпишут имена существительные единственного числа, а 2 ряд имена существительные множественного числа.

Проверка

#1059;пр. 107

1 ученик выполняет 1 доски

#1057;амостоятельная работа по карточкам.

#1056;ефлексия

-Над какой темой работали сегодня?

-Добились ли мы тех целей, которые ставили в начале нашего путешествия?

-Трудно было или легко на уроке?

Мы с вами побывали в лесу. Уходя из леса нужно сделать ещё одно доброе дело: покормить птиц. Я называю слово, а вам нужно поставить его в другое число. Сколько человек справится – столько птиц и покормим.

Урок наш подходит к концу. И что бы проверить, на сколько вы были внимательны, ответе мне на некоторые вопросы.

На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

Что обозначают имена существительные? (предмет)

В каких числах могут употребляться имена существительные? (в единственном и множественном)

Пень, ели, сосна, шишка, ветки, поляны, след, мышка, лоси, птица

Домашнее задание: упр.106 стр.62

Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

Карточка 1

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа.

Дорога-__________________

карандаш-________________

мороз-___________________

товарищ –________________

картина-__________________

сорока-___________________

Карточка 2

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа. Вставить пропущенные буквы.

Гр…чи-_____________________

пл…ды -______________________

д…жди -____________________

м…ря-______________________

хв…сты-____________________

б..бры- ____________________

Карточка 3

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

Гн…здо-__________________

п…налы-_________________

л…пата-__________________

др…зды –_________________

р…бина-__________________

пт…нцы-_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Конспект урока: "Единственное и множественное число имён существительных"

Цели деятельности учителя: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развива...

Конспект урока «Единственное и множественное число имён существительных». 2 класс

Конспект урока «Единственное и множественное число имён существительных»....

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных."...