Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференциации. При закреплении изученного используется ранее выполннный проект "Рифмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_13.03_2013gdoc.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Цели:

  1. создать условия для развития умений определять число имен существительных;
  2. изменять существительные по числам;
  3. формировать навык грамотного письма;
  4. развивать монологическую речь учащихся, умение работать в группе;
  5. воспитывать внимательное отношение к слову;
  6. воспитывать чувство коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.

Оборудование: Презентация; цветы с предложениями;  иллюстрация весеннего леса со зверями и птицами, проект «Рифма»; солнышко, тучки, мягкая игрушка - птица;  коробки со словами «Подарок», «Подарки»;  у детей – сигналы.

Методы работы: самостоятельная и индивидуальная работа; работа в группах, парах; комфортность обучения, игровая деятельность.

Приемы работы: средства речевого воздействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение); артистизм учителя при участии его в учебном диалоге.


Ход урока.

I Организация класса   Слайд1

- Ребята, слышали звонок?

Это начинается новый наш урок. (Садитесь)

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.

Хорошо известно всем, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

II Чистописание

- Открыли тетради. Записываем число. Классная работа. Проверьте, как вы сидите, правильно ли лежат ваши тетради.

- Проводим минутку чистописания.

Упражняемся в написании соединения В с в. Слайд 2

- Прописываем целую строчку.

- На следующей строчке красиво, грамотно записываем предложение.

- Что интересного заметили? (Нам встретились родственные слова)

- Назовите общую (одинаковую) часть родственных слов.

- Выделяем её.

III Актуализация опорных знаний.

- Ребята, вспомните, что мы знаем об имени существительном?

- Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (одушевлённые предметы)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? (неодушевлённые предметы)

IV Введение в тему урока

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Весне. Она приглашает нас в весенний лес. Слайд 3

- А к Весне мы отправимся с пустыми руками или с подарком?

- Как вы думаете, она одна в лесу? (Нет, там разные птицы, звери)

- У нас две коробки: на одной написано – подарок, на другой – подарки.

- Какую коробку выберем, чтобы угостить Весну?

- А зверушек?

- Какое слово обозначает один предмет?

- Какое слово обозначает много предметов?

- Кто догадался, чем будем заниматься во время путешествия?  (Будем наблюдать за существительными, которые обозначают один или много предметов) Слайд 4

V Работ по теме урока

  1. Объяснение с диска «Русский язык. 2 класс»
  2. – Мудрая тётушка Сова предлагает прочитать правило. Слайд 5.

  1. Первичное закрепление

- Путь в лес долгий, трудный. Что необходимо взять с собой (дружбу, взаимовыручку)

- Молодцы!

- И отправимся мы туда в сопровождении первого весеннего гостя – грача. Слайд 6

Недаром говорят: Увидел грача – весну встречай.

- Он предлагает выполнить задания в ноутбуках, но предупреждает, что не возьмёт тех, кто будет не внимателен.

  1. Физминутка на экране

            4.  Продолжение работы

А) - А вот и следующий гость летит – скворец. Слайд 7

Он предлагает поиграть в игру «Наоборот». Я называю один предмет, вы – много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы – один.

(школа, вёдра, сапог, воробей, поле, шапка, карандаши, яблоко, лиса, грач, ландыши)

- Вы правильно изменили слова по числам, и скворец приглашает вас продолжить путешествие.

Б) – На опушке леса нас встречает заяц.  Слайд 8

- Сколько букв и сколько звуков в слове заяц? (4 буквы, 5 звуков)

- Почему?  (Буква Я после гласной обозначает 2 звука)

- Заяц вспомнил, что вы готовили проект «Рифмы».

- Прочитайте отрывки из проектов.

          - А теперь он предлагает вам разбиться на группы, найти существительные:

1группа – ед. числа

2 группа – мн. числа

3 группа – и определить число имён сущ.

              В) - Мы продолжаем путешествие по лесной тропинке. Но кто это?  Слайд 9

                 - Белочка спешит предупредить, что впереди тропинку размыло водой. Мы должны

                   преодолеть это препятствие и выполнить упр.107 стр.62 по вариантам.

                 - Проверим, обменявшись тетрадями, и оценим сигналами.

  1. Физминутка для глаз с экрана

 - Мы идём по широкой дорожке. Слайд 10

Нам навстречу медведь. Он только проснулся от зимней спячки, глаза ему слепят солнечные лучи и он просит помочь ему. Сделаем физминутку для глаз.

6. Продолжение работы

А) – Можно отправляться дальше. И вот мы на весенней поляне. (Иллюстрация на доске) Нас встречают лесные звери, птицы.  Но чего не хватает на поляне? (Цветов).

- Давайте мы украсим её. Украсить сможет только тот, кто правильно вставит в предложение подходящее по смыслу слово.

( У каждого разные предложения на цветочках:

  1. Очень красив весенний …
  2. На деревьях появились зелёные …
  3. Около леса нас встретил …
  4. На ёлке сидит  пушистая …
  5. У лисы хитрые …
  6. Белка грызёт крепкие  …
  7. В лесу растёт вечнозелёная …
  8. Из берлоги вылез …
  9. Повсюду слышны птичьи …
  10. Звери меняют свои зимние …
  11. На поляне расцвели весёлые …

               Дети подписывают слово и прикрепляют цветок на поляну)

- Давайте полюбуемся весенней поляной. Слайд 11

- А может надо нарвать букет цветов и принести в класс? (Нет, мы не будем их губить, пусть они живут и радуют нас своей красотой в лесу)

Б) – Я на память об этом уроке приготовила вам пожелание:

По двору весна идёт

И стучится во все двери.

Доброта пускай за ней

В сердца ваши поселится.

- Мы сейчас на время попрощаемся с Весной и её зверушками и возвратимся в класс


VI Рефлексия Презентация

- Определите число имён существительных.

VII Итог урока

 - Вот и подходит к концу наше путешествие.

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

(Имена существительные бывают единственного и множественного числа)

- Если понравилось наше путешествие, поднимите солнышко, а если нет – тучку.

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Я благодарю вас, дети, за хорошую работу на уроке.

Самыми активными были ….

Самыми внимательными были ….

Старались помочь друг другу…

Молодцы! Слайд 12

VII Домашнее задание

        Тетрадь стр.  


Урок русского языка

во 2 классе

«Единственное и множественное число имён существительных»

МОУ «Савостинская СОШ»

                                         Учитель: Воронова В.Б.