Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Сильченкова Светлана Сергеевна

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  первичного  закрепления  знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sushchestvitelnoe.ppt745 КБ
Файл otkr._urok_konspekt.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сильченкова  Светлана  Сергеевна,  учитель  начальных  классов  МБОУ  Михейковская  СОШ.                     Тема:  «Единственное  и  множественное  число  имён  существительных.  Имена  существительные,  неизменяемые  по  числам».                                                                                                                                       Класс: 2                                                                                                                                                                            Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                          Цели  урока:                                                                   формировать  умения  употреблять  в  речи  формы  единственного  и  множественного  числа,  определять  число  имён  существительных, дать  понятие  об  именах  существительных,  не  изменяющихся  по  числам,  развивать  творческие  способности, воспитывать  любовь  к  Родине,  интерес  к  истории  своего  народа.                                                                                                             Личностные  УУД: умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей.                                  Познавательные  УУД: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    Коммуникативные  УУД: умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  урока  и  условиями  коммуникации,  взаимодействовать  в  паре.  Регулятивные УУД:  умение  определять  и  формулировать  цель  деятельности  на  уроке  с  помощью  учителя.                                                                                                                                                                      Ресурсы  урока:                                                                                                                                                        Учебник: Русский  язык.  2  класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений / В. П. Канакина,            В. Г. Горецкий,  сигнальные  карточки,  карточки  с  текстом  для  индивидуальной  работы,  мультимедиа  проектор,  компьютер.

Технологическая  карта  урока.                                                                                           

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Универсальные  действия

  1. Организационный  момент.

Приветствие,  проверка  подготовленности  к  учебному  занятию,  организация  внимания  детей.                                                   Я  рада  всех  вас  видеть. Давайте  улыбнёмся  друг  другу, пожелаем  успеха в  работе.                    Вспомним  наш  девиз:                 Вместе  не  трудно,                         Вместе  не  тесно,                          Вместе  легко  и  всегда  интересно!                                     Правила  посадки.                       Гимнастика  для  пальчиков.                  Солнце  стало  пригревать,                     Стали  капельки  стучать,                          Капля  раз,  капля  два,                   Капли  медленно  сперва,                                 А  потом  быстрей,  быстрей                    Побежали  ручейки,                            Их  попробуй,  догони!                              Чтение  и  запись  числа.

Подготовка  класса  к  работе,  настрой  на  доброжелательное  сотрудничество.  Создание  комфортной  обстановки.

Личностные:  самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками.

2.Актуализация  знаний.

Актуализирует  учебное  содержание, необходимое  и  достаточное  для  восприятия  нового  материала. Создаёт  условия  для  активной  деятельности  учащихся  на  уроке  при  изучении  нового  материала.          Словарная  работа (СЛАЙД 2) Прочитайте  слова  на экране:                         …зык,  Р…ссия, н…род,  род…на, М…сква,  к…никулы.                         – Что общего  у  этих  слов?  Почему  мы называем  их  словарными?                               Запишем  их  в  тетрадь, вставив  пропущенную  букву.      Посмотрите  на экран  и  проверьте  свою  работу. (СЛАЙД 3).                                      Что посоветуем  тем ученикам, кто допустил ошибки в словарных словах?                                            Какой  частью  речи  являются  все  слова?  Что  такое  имя существительное?  Назовите  собственные  имена  существительные?  Какое  слово  лишнее? Что  вы знаете о числе имён существительных?

Отвечают  на  вопросы. Записывают   словарные  слова  в  тетрадь.  Сравнивают  с  эталоном. Самооценка.

Предметные:   создание  условий  для  активной  работы  учеников  при  изучении  нового  материала. Регулятивные: осознание  учащимися  того, что  уже  освоено, осознание  уровня  усвоения. Коммуникативные: умение  точно  и  полно  выражать свои  мысли.

3.Поста новка  учебной  задачи.                         Цель: выявле ние  причины  затруднения. Постановка  цели  урока.

Создание  проблемной ситуации.                                       Назовите, в каком  числе  стоят данные  имена  существительные? Измените число у выделенных  слов. (СЛАЙД 4).                                Язык – языки,                                      народ – народы,                               Москва -?                                         каникулы - ?                                          Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке  такие слова? Давайте проверим.                  Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?                    Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?

Отвечают  на  вопросы. В ходе  работы  выясняют, что не все существительные  изменяются по числам.               Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать  как другие предметы   (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам.                           Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам».                        Цели урока: узнать какие имена существительные не изменяются по числам, научиться находить имена существительные, не изменяемые по числам.                  (СЛАЙД 5-6)

Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы.

4.Объяснение нового материала.

Кто знает, какой праздник отмечает русский народ в конце зимы?  Масленица - великий праздник на Руси. Народ её отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Люди катались на лошадях « по солнышку» - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. (СЛАЙД 7).               Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».  (СЛАЙД 8).  Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника – Масленица. (СЛАЙД 9).                                    К нам сюда скорее просим, Подходи, честной  народ. Веселиться  начинайте.                   Всех нас ярмарка зовёт! Подходите, граждане,                    Угодим каждому!                        Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,-               Коль предмет всего один – его  в сани поместим.                                      А коль в количестве большом – На прилавок отнесём.                    Задание 1.                                         Слова в ед. ч. кладём в сани. Слова во мн. ч. на прилавок.  Работа в парах.                        Вспомним правила работы в паре.  Задание 2.                                 Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч.              Проверка (СЛАЙД 10).                    Какой мы можем сделать вывод? Проверим наше предположение по учебнику стр.64.

Масленица. Проводы русской зимы. Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука, соль, санки, брюки, торты, банты, картина, книга, грибы, сахар, ножницы, стол, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко).             Остальные  ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек. Дети вспоминают правила работы в паре:                                   1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело.                          2. Чётко высказывай своё мнение.                    3. Умей слушать других.                                4. Не смейся над чужими ошибками.

Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Физкультми нутка.                      Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!                                         Гори, гори ясно, чтобы не погасло!                                               (Идут по кругу).                             Побежал в саду ручей.                      (Бегут по кругу).                          Прилетели сто грачей,                   (Машут руками).                                  А сугробы тают, тают, (Приседают).                                             А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх).

Коммуникативные: сотрудничество в выполнении  упражнений. Личностные:                  какое значение  имеет для меня физкультминутка.

6. Закрепление. Включение в систему знаний.

Работа с текстом. (Приложение 1) В каком предложении выражена главная мысль текста?                          Как вы понимаете выражения: «Без блинов нет Масленицы», «Блин хорош  не один». Выпишите предложение, в котором встречаются не изменяемые имена существительные, подчеркните эти слова, напишите над ними в форме какого числа они употребляются.                              Найдите в тексте однокоренные слова, спишите, выделите корень.

Выполняют задание.

7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

(СЛАЙД 11)                                       Тема:                                                 Знал:                                                  Узнал:                                      Продолжите высказывание.  Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме  множественного числа.                                        (СЛАЙД12)                                Предлагаю вам закончить предложения:                                      На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то …                                              После урока мне захотелось…

Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам.

Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка.

8. Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание: выписать из орфографического словарика существительные, не изменяемые по числам.

Записывают домашнее задание.


Приложение                                                                                              1.Прочитайте.                                                                                                                       Без  блинов  нет  и  Масленицы.  Хозяйки  пекли  блины  каждый  день.            В  первый  день – блинища,  во  второй – блины,  в  третий – блинцы,  в  четвёртый – блинчики,  в  пятый -  блинки,  в  шестой -  блиночки,                   в  седьмой – царские  блины.                                                                                                    К  блинам  подавались  сметана,  варенье,   мёд,  рыбья  икра.                Блин  хорош  не  один.                                                                                                     2.Выпишите  предложение, в  котором  встречаются  неизменяемые  имена  существительные.                                                                                        3. Найдите  в  тексте  однокоренные  слова,   выделите  корень.                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Памятка формы слов, которые имеют только форму единственного числа или множественного числа 3 класс УМК ПНШ

Памятка формы слов, которые имеют только форму единственного числа или множественного числа 3 класс УМК ПНШ...