Урок русского языка в 1 классе "Сочетание ЧК/ЧН"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка в 1 «в» классе.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Тема урока. Сочетания чк, чн.
Цели урока:
Образовательная. Помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком. Учить писать слова с сочетаниями чк, чн.
Развивающая. Развивать орфографическую зоркость. Развивать устную и письменную речь учащихся. Расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь.
Воспитательная. Формировать потребности к новым знаниям. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
ХОД УРОКА.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Мотивация детей к деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Каждый из вас пришел в школу с целью чему-то научиться.
Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.
- Что значит «приготовить свой ум»? (Убрать все ненужные мысли из головы и думать только об уроке. Ещё вспомнить о чём говорили на прошлом уроке).
- Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?
2. Чистописание.
Оформление начала работы в тетрадях – запишем число.
- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (Да)
- Что закрыла тучка? ………………..
- Она спрятала от нас какие-то задания.
- Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе. ТУЧКА
- Проанализируем слово (2слога, 5букв, 5звуков. Один у доски составляет схему слова ТУЧКА).
- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]
- Что вы можете сказать о звуке [ч]? (Согласный, шипящий, непарный, глухой, всегда мягкий.)
- Молодцы.
- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
- Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам ещё есть о чём-то подумать.
- Сначала скажите, зачем нужны тучки? Хорошо, когда всегда светит солнышко. Может, надо прогнать тучку? (Тучка даёт спасительную влагу всем живым существам; без дождя погибнет, засохнет все живое на Земле.)
3. Создание проблемной ситуации, выход на тему урока.
- Сделаем приятное тучке, составим про нее предложение. (Дети составляют).
- Я тоже придумала предложение, но ветер перепутал все слова. Восстановите предложение. (Дети восстанавливают.)
Маленькая тучка плывет по небу.
-Почему вопрос вместо слова «тучка»?
-Сегодня должны ответить на этот вопрос.
Выведение правила записи сочетания ЧК-ЧН.
-Запишите это слово.
-Как же надо написать слово «тучка»? Почему?
- Какой вывод можем сделать?
Читают дети
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях ЧК- ЧН – ь знак не пишется
3. Работа над закреплением материала.
- Тут подул сильный ветерок и полетела наша тучка. Летела, летела и вдруг увидела интересные слова, остановилась.
- Прочитайте их.
Печ(?)ка, удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но, соч(?)ный.
- Почему между сочетаниями чн, чк стоит вопрос?..
Проверим.
Печка
удочка сочный
ночка точно
точка срочно
(Поменяйтесь тетрадями и оцените своего друга)
-Послушайте это правило и запомните.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.
ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.
-Садитесь.
5. Работа с экраном (первичное закрепление).
-Внимание на экран.
-Отгадываем загадки, записываем отгадки и подчёркиваем изученную орфограмму.
-Ещё раз повторим правило. (ОЦЕНИТЬ)
7. Работа в учебниках. Стр. 111, упр. 4.
8. Работа над правильным произношением слов.
-Чему мы учились?
- Мы учились писать слова с сочетаниями чн-чк, а теперь поучимся говорить правильно.
Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница, булочная люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.
- Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук
[ч,] на звук [ш].
- Какое сочетание в этих словах?
- Как оно пишется?
9. Закрепление изученного.
-Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово
записываете и подчеркиваете сочетания.
белка яблоко
ёлка птица
рука туча
собака щука ОЦЕНКА
Проверьте.
Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.
10. Тест.
-Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.
- птичька
- редька
- ночьной
- деньки
- ласточка
- мучьной
7. речка
11. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?
– Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным?
– Какое задание вызвало затруднение?
- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
- За что ты можешь себя похвалить?
- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы! Думаю, вы поделитесь с родителями впечатлением об уроке.
12. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.
- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. Если вы всё успели, применяли с лёгкостью новое правило, то отбейте мне «ПЯТЬ» ладошкой, а если были трудности, то похлопайте в ладоши, что будет означать, что вам есть над чем поработать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 686.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык
Русский язык
По маленькая плывёт небу тучка.
По небу плывёт маленькая тучка.
Чк , чн пишется без ь
В сочетании ЧК Места нет для смельчака. Мягкий знак не нужен там, Это сразу ясно нам!
редька ночьной деньки ласточка мучьной птичька
1, 3, 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....

Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....
