Урок русского языка в 1 классе "Сочетание ЧК/ЧН"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Стец Ксения Александровна

Урок русского языка в 1 «в» классе.

 

 

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Тема урока. Сочетания чк, чн.

Цели урока:

Образовательная.  Помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком. Учить писать слова с сочетаниями чк, чн.

Развивающая. Развивать орфографическую зоркость. Развивать устную и письменную речь учащихся. Расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь.

Воспитательная.   Формировать потребности к новым знаниям. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

ХОД УРОКА.

 

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

  1. Мотивация детей к деятельности.

 

               Прозвенел уже звонок.

               Сядьте тихо и неслышно,

               И скорей начнём урок.

               Будем мы писать, трудиться,

               Ведь заданья нелегки.

               Нам, друзья, нельзя лениться,

               Так как мы – ученики.

 

- Каждый из вас пришел в школу с целью чему-то научиться. 

Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

        - Что значит «приготовить свой ум»? (Убрать все ненужные мысли из головы и думать только об уроке. Ещё вспомнить о чём говорили на прошлом уроке).

- Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?

 

2. Чистописание.

Оформление начала работы в тетрадях – запишем число.

  • Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (Да)
  • Что закрыла тучка? ………………..
  • Она спрятала от нас какие-то задания.
  • Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесём слово вместе. ТУЧКА
  • Проанализируем слово (2слога, 5букв, 5звуков. Один у доски составляет схему слова ТУЧКА).
  • Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]
  • Что вы можете сказать о звуке [ч]? (Согласный, шипящий, непарный, глухой, всегда мягкий.)
  • Молодцы.
  • Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
  • Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам ещё есть о чём-то подумать.

- Сначала скажите, зачем нужны тучки? Хорошо, когда всегда светит солнышко. Может, надо прогнать тучку? (Тучка даёт спасительную влагу всем живым существам; без дождя погибнет, засохнет  все живое на Земле.)

3. Создание проблемной ситуации, выход на тему урока.

- Сделаем приятное тучке, составим про нее предложение. (Дети составляют).

- Я тоже придумала предложение, но ветер перепутал все слова. Восстановите предложение. (Дети восстанавливают.)

Маленькая тучка плывет по небу.

-Почему вопрос вместо слова «тучка»?

-Сегодня должны ответить на этот вопрос.

 Выведение правила записи сочетания ЧК-ЧН.

-Запишите это слово.

-Как же надо написать слово «тучка»? Почему? 

- Какой вывод можем сделать?

Читают дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК- ЧН – ь знак не пишется

3. Работа над закреплением материала.

  • Тут подул сильный  ветерок  и полетела наша тучка. Летела, летела и вдруг увидела интересные слова, остановилась.
  • Прочитайте их.

Печ(?)ка,  удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но, соч(?)ный.

 

  • Почему между сочетаниями чн, чк стоит вопрос?..

 

       Проверим.

               

Печка           

удочка            сочный

ночка            точно

точка             срочно                                    

 

 (Поменяйтесь тетрадями и оцените своего друга)

-Послушайте это правило и запомните.

 

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

 ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

-Садитесь.

 

5. Работа с экраном (первичное закрепление).

 

-Внимание на экран.

-Отгадываем загадки, записываем отгадки и подчёркиваем изученную орфограмму.

-Ещё раз повторим правило. (ОЦЕНИТЬ)

                                                                                                     

7. Работа в учебниках. Стр. 111, упр. 4.

 

8. Работа над правильным произношением слов.

 

-Чему мы учились?

-   Мы учились писать слова с сочетаниями чн-чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница, булочная   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-  Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

           [ч,] на звук [ш].

-   Какое сочетание в этих словах?

-    Как оно пишется?

 

 

9. Закрепление  изученного.

 

-Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

записываете и подчеркиваете сочетания.

 

белка                    яблоко                                      

ёлка                      птица          

рука                       туча                                            

собака                   щука                                                               ОЦЕНКА

      

  Проверьте.

 

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

 

10. Тест.

 

-Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька
  2. редька
  3. ночьной
  4. деньки
  5. ласточка
  6. мучьной

      7.  речка

 

 

11. Итог урока.

 

- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?

– Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным?

– Какое задание вызвало затруднение?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

- За что ты можешь себя похвалить?

- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы! Думаю, вы поделитесь с родителями впечатлением об уроке.

 

12. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. Если вы всё успели, применяли с лёгкостью новое правило, то отбейте мне «ПЯТЬ» ладошкой, а если были трудности, то похлопайте в ладоши, что будет означать, что вам есть над чем поработать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_chkchn_1_kl.pptx686.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Русский язык

Слайд 3

Русский язык

Слайд 4

По маленькая плывёт небу тучка.

Слайд 5

По небу плывёт маленькая тучка.

Слайд 6

Чк , чн пишется без ь

Слайд 7

В сочетании ЧК Места нет для смельчака. Мягкий знак не нужен там, Это сразу ясно нам!

Слайд 8

редька ночьной деньки ласточка мучьной птичька

Слайд 9

1, 3, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....