Технологическая карта урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам"(3 класс)
план-конспект урока по русскому языку

                                          Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: совершенствовать навык определения  рода имён прилагательных, основываясь на взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1.  Совершенствовать навык  определения рода имени прилагательного.
  2. Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи.

Предметные:

  1. Учиться согласовывать  имя прилагательное с именем существительным.
  2. Изменять прилагательное по родам, определять род имён прилагательных.

Развивающие:

  1. Развивать умение осуществлять обобщение изученного. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Личностные:

  • 1. Осознавать необходимость изучения русского языка для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека.
  • 2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей.
  •  

Воспитательные:

  1. Формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.
  2. Воспитывать самостоятельность обучающихся.

 

УМК: УМК «Школа России», учебник Русский язык. 3 класс 2 часть. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение, 2022.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 27.02.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45-16:25 Кабинет: 213

Студент: Лопаткина Александра Юрьевна

Группа: 35

Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

                         

                                          Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: совершенствовать навык определения  рода имён прилагательных, основываясь на взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1.  Совершенствовать навык  определения рода имени прилагательного.
  2. Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи.

Предметные:

  1. Учиться согласовывать  имя прилагательное с именем существительным.
  2. Изменять прилагательное по родам, определять род имён прилагательных.

Развивающие:

  1. Развивать умение осуществлять обобщение изученного. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

  • 1. Осознавать необходимость изучения русского языка для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека.
  • 2. Оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

  1. Формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре.
  2. Воспитывать самостоятельность обучающихся.

УМК: УМК «Школа России», учебник Русский язык. 3 класс 2 часть. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение, 2022.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную

деятельность на личностно

значимом уровне

Словесный метод: беседа

1.Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Давайте улыбнемся друг другу.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку.

-Давайте откроем тетрадь, запишем число и классная работа.

-Какие орфограммы вам встретились?

Актуализация знаний

Определение темы и цели

Выполнение упражнений

Самостоятельная работа

Подведение итогов

-У каждого из вас на парте листы самооценки, после каждого задания вам нужно дорисовать смайлику лицо.

Весёлое-если у вас всё получилось и не было трудностей.

Задумчивое-были трудности.

Грустное-ничего не получилось. (показываю образец всех видов смайликов)

Приветствуют учителя.

-Двадцать-непроизносимая согласная д, нужно запомнить.

Седьмое-безударная гласная в корне слова, можно проверить словом семь.

Классная-удвоенная согласная в корне слова, нужно запомнить, потому что слово класс-словарное.

Работа-безударная гласная в корне слова-запомнить, потому что словарное слово.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение.

Презентация.

Компьютер.

Тетрадь.

 Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод: беседа

-Ребята, посмотрите в окно, опишите погоду, используя имена прилагательные.

-Давайте запишем словосочетания по диктовку, кто-то один пойдёт к доске, работаем по алгоритму, составьте алгоритм. Ваша задача найти в словосочетании прилагательное, выделить окончание и определить род.

Жёлтый чемодан.

Красивая картина.

Дружный класс.

Любимое дело.

-Ребята, а как вы определяли род у имени прилагательного?

-Оцените вашего одноклассника.

Что повторили? Над чем работали?

На листе самооценки оцените себя.

-Солнечная,холодная, морозная.

Алгоритм:

  1. Найти существительное, с которым связано прилагательное;
  2. Определить род существительного;
  3. От существительного поставить вопрос к прилагательному;
  4. Выделить окончание.

-Жёлтый, окончание ый, мужской род.

Красивая, окончание ая, женский род.

Дружный, окончание ый, мужской род.

Любимое, окончание ое, средний род.

-Чтобы определить род имени прилагательного, нужно определить род имени существительного, с которым имя прилагательное согласуется, также можно определить по окончанию имени прилагательного.

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Лист самооценки.

Постановка учебной задачи  (4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Словесный метод: беседа

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Ребята, что вы сейчас определяли у имени  прилагательного в словосочетаниях?

-Верно!

Подумайте, какая может быть тема сегодня?

-Молодцы!

-Поставьте цель на наш урок.

Опорные слова:

Учиться.…(ОПРЕДЕЛЯТЬ РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО)

Учиться работать по ….  (алгоритму определения рода прилагательного)

Посмотрите, пункты плана перепутались, давайте составим по порядку.

  1. подведение итогов;
  2. самостоятельная работа;
  3. выполнение упражнений;
  4. определение  темы и цели.

После каждого выполнения пункта, будет появляться одна буква( в конце получится слово молодцы)

-Оцените себя.

Формулируют тему и цель урока.

-Определяли окончание и род.

-Изменение имён прилагательных по родам.

-Учиться определять род прилагательного;

Учиться работать по алгоритму определения рода прилагательного.
         1) Определение  темы и цели;

  1. выполнение упражнений;
  2. самостоятельная работа;
  3. подведение итогов.

УУРД:

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУРД:

выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

Компьютер, доска, лист самооценки.

Обобщение и систематизация знаний и умений
 
(20 мин)

Обобщение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный метод:

беседа

Внешний контроль

-Откройте страницу 75, упражнение 129, прочитайте задание.

Обратите внимание на словарное слово.

Методика работы со словарным словом:

1)Читаем орфоэпически;

2)Читаем орфографически;

3)Лексическое значение слова; (составить самим и проверить по словарю);

4)Написать в  тетрадь. (написать строчку каллиграфически. Подчеркнуть орфограмму)

5)Составить предложение

Давайте составим предложение с этим словом и выделим  основу.

Продолжаем работать, что ещё нужно сделать в этом задании?

  Будете выходить по цепочке к доске, остальные работаем в тетради.

-Молодцы! Оцените свою работу и работу вашего одноклассника.

Что нового узнали? Над чем работали?

-Откройте страницу 76, упражнение 131, прочитайте задание про себя, затем вполголоса, что нужно сделать?

-Верно!

-Один из вас пойдёт писать 6 словосочетаний на  доске, второй делать разбор, остальные работаем в тетрадях.

К доске пойдёт…

Делаем первые 6 словосочетаний.

-Давайте устно подберём синонимы и антонимы с прилагательным.

-Молодцы! Оцените тех, кто работал у доски.

Что нового узнали? Над чем работали?

-Молодцы! Оцените тех, кто работал у доски и свою работу.

-Какой пункт плана выполнили? Какой дальше будем выполнять?

 

У меня под окном растёт красивая сирень.

-Составить словосочетания, указать род имён прилагательных и выделить окончания.

-Летняя гроза,женский род.

Утренняя роса- женский род.

Горячее молоко- средний род.

Лёгкий ветерок-мужской род.

Синее небо-средний род.

Колючий ёжик-мужской род.

Весеннее облако-средний род.

Поздняя осень-женский род.

Душистая сирень-женский род.

Раннее утро-средний род.

Могучее дерево-средний род.

-Списать словосочетания, вставить окончания и выделить их, определить род имён прилагательных

-Радостная весть-женский род.

Зимняя дорога-женский род.

Дремучий лес-мужской род.

Северный ветер-мужской род.

Весёлая песня-женский род.

Трескучий мороз-мужской род.

Весть: [в'эс'т'].один слог

в: [в'] - согласный, звонкий парный, мягкий парный.

е: [э] - гласный, ударный.

с: [с'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

т: [т'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

ь -

5 букв, 4 звука

Радостная-весёлая, грустная

Весёлый-радостный, грустный.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

Учебник, тетрадь

Динамическая пауза

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

  1. Организует проведение динамической паузы.

Сели, глазки закрыли, открыли, поморгали.

Ручки размяли.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(7 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Практический метод:

Упражнение

Самооценивание

Эстафета по рядам: 5 словосочетаний, ученики выполняют грамматическое задание и передают следующей паре, чей ряд быстрее выполнит, тот и победил. Последняя парта проверяет по эталону.

Задание: вставь пропущенные окончания, выделите его, определите род имени прилагательного

  1. Клубничн… варенье;
  2. Рыхл.. снег;
  3. Глубок.. лужа;
  4. Вечерн.. мгла;
  5. Поздн… вечер.

Выполняют самостоятельную работу.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,

вести поиск путей преодоления ошибок.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их

Тетрадь.

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Наглядный метод: раздаточный материал

Самооценивание

1.Организует анализ работы по критериям.

-Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

-Посчитайте ваши смайлики, сколько у вас получилось весёлых?

А задумчивых?

Грустных?

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили?

- Продолжите одну из фраз:

На уроке я узнал …

У меня сегодня получилось …

На уроке мне было непонятно …

Теперь я могу…

За урок я поставила отметки..

Домашнее задание: страница 75, упражнение 130.

Спасибо за урок!

1.Анализируют свою работу на уроке.

-«Изменение имён прилагательных по родам.»

- Наша цель –  Продолжить изучать тему «Изменение имён прилагательных по родам.

Закрепить знания по изменению имени прилагательного по родам.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам»(3 класс, УМК "Перспективная начальная школа)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в е...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Прилагательные близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" ( УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о признаках имени прилагательного.Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки имени п...

Технологическая карта урока русский язык "Имена прилагательные в загадках" (УМК: «Школа России» русский язык 3 класс 2 часть. )

Цель урока: обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» в процессе создания проекта «Имена прилагательное в загадках».Планируемые результаты:Предметные:1)...