Формирование орфографической зоркости у младших школьников или как научить писать без ошибок
статья по русскому языку (1 класс)
В данной статье делюсь опытом систематической работы над орфографической зоркостью учащихся. Пользуюусь этими приемами много лет и наблюдаю, что они дают хорошие результаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 641.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников или как научить писать без ошибок.
Орфографическая зоркость — это умение пишущего ставить орфографические задачи, то есть быстро обнаруживать орфограммы и определять их типы.
Основная трудность на пути к грамотному письму у детей состоит в том, чтобы научить их «видеть орфограммы», обращать пристальное внимание на звуки в слове, которые находятся в слабой позиции. Под понятием «орфографическая зоркость» принято считать умение замечать орфограммы, оценивая каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая грамотность – один из критериев социальной успешности личности. Освоение грамотного письма на начальном этапе обучения грамоте необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.
Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы. Каким же путем мне удается написать диктант без большого количества неудовлетворительных оценок и наблюдать грамотное изложение письменного материала? Все мы понимаем, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.
Представляю методы и приемы, которые используются мною на уроках обучения грамоте и русского языка.
- Наблюдение за ударными и безударными гласными
При формировании письма важно уделять внимание ударным и безударным гласным. В любых словах мы выделяем ударение знаком и под безударными гласными всегда ставим точку. Тем самым, дети проверяют сколько гласных они написали в слове, выделяя сильную позицию готовятся к изучению орфограммы «Безударный гласный в корне слова». Такая работа проводится систематически. Аналитическая работа приводит к развитию фонематического слуха, учащиеся редко пропускают гласные в словах.
- Знаки ○,▲
С первого класса учащиеся выделяют предлоги в треугольники, а союзы кружком. Таким образом формируется понятие, что предлоги и союзы пишутся раздельно.
- «Звонкий-глухой» [ парный согласный]
Начиная ознакомление с согласными звуками, учащиеся наблюдают за позицией согласного звука и отмечают транскрипцией его глухую или звонкую пару.
Также важно выделять заглавную букву в предложении и точку. Учащиеся часто забывают про эти важные парвила.
Систематическая работа над выделением орфограмм в последующем приводит к формированию орфографической зоркости, дети пишут грамотно. Диктанты 80% учащихся после такой работы пишутся без ошибок.
Привожу некоторые примеры:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...
