Формирование орфографической зоркости у младших школьников или как научить писать без ошибок
статья по русскому языку (1 класс)

Duger Ayana Aleksandrovna

В данной статье делюсь опытом систематической работы над орфографической зоркостью учащихся. Пользуюусь этими приемами много лет и наблюдаю, что они дают хорошие результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников или как научить писать без ошибок.

Орфографическая зоркость — это умение пишущего ставить орфографические задачи, то есть быстро обнаруживать орфограммы и определять их типы.

Основная трудность на пути к грамотному письму у детей состоит в том, чтобы научить их «видеть орфограммы», обращать пристальное внимание на звуки в слове, которые находятся в слабой позиции. Под понятием «орфографическая зоркость» принято считать умение замечать орфограммы, оценивая каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая грамотность – один из критериев социальной успешности личности. Освоение грамотного письма на начальном этапе обучения грамоте необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы. Каким же путем мне удается написать диктант без большого количества неудовлетворительных оценок и наблюдать грамотное изложение письменного материала? Все мы понимаем, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Представляю методы и приемы, которые используются мною на уроках обучения грамоте и русского языка.

  1. Наблюдение за ударными и безударными гласными

При формировании письма важно уделять внимание ударным и безударным гласным. В любых словах мы выделяем ударение знаком и под безударными гласными всегда ставим точку. Тем самым, дети проверяют сколько гласных они написали в слове, выделяя сильную позицию готовятся к изучению орфограммы «Безударный гласный в корне слова». Такая работа проводится систематически. Аналитическая работа приводит к развитию фонематического слуха, учащиеся редко пропускают гласные в словах.

C:\Users\дугер\Downloads\

  1. Знаки ○,▲

С первого класса учащиеся выделяют предлоги в треугольники, а союзы кружком. Таким образом формируется понятие, что предлоги и союзы пишутся раздельно.

  1. «Звонкий-глухой» [ парный согласный]

Начиная ознакомление с согласными звуками, учащиеся наблюдают за позицией согласного звука и отмечают транскрипцией его глухую или звонкую пару.

C:\Users\дугер\Downloads\

Также важно выделять заглавную букву в предложении и точку. Учащиеся часто забывают про эти важные парвила.

Систематическая работа над выделением орфограмм в последующем приводит к формированию орфографической зоркости, дети пишут грамотно. Диктанты 80% учащихся после такой работы пишутся без ошибок.

Привожу некоторые примеры:

C:\Users\дугер\Downloads\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...

Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач  изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...