Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Штыкина Оксана Николаевна

Разработка урока для 4 класса по русскому языку "Простые и сложные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 4 классе

Тема урока: Простые и сложные предложения.  

Цель  деятельности учителя: создание педагогических условий для формирования представлений о  простых и сложных предложениях (на уровне ознакомления).

Планируемые результаты:

Личностные: 

— соблюдение правил здорового и  безопасного образа жизни;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

—познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

— объединять предложения по определённому признаку;

— устно характеризовать предложения по заданным признакам;

— ориентироваться в изученных понятиях (сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

Базовые исследовательские действия:

— проводить по предложенному алгоритму  синтаксический анализ;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации, необходимой для решения учебно-практической задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения;

— строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

— готовить небольшие публичные выступления.

Совместная деятельность:

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

— самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки.

Самоконтроль:

— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;

— оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;

— адекватно принимать оценку своей работы.

Предметные

- знать характерные признаки  сложного предложения и  простого предложения;
- уметь определять вид предложения;

- уметь ставить знаки препинания между частями предложения;

- выполнять синтаксический разбор.

Тип урока: «открытие» нового знания (сенсорный – наблюдение, поисковый)

Методы организации обучения: учебный диалог, работа с учебником, наблюдение; упражнения: группировка по определённому признаку; нахождение по   заданным характеристикам.

Формы организации обучения: фронтальная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Ход урока:                 

1. Организационный момент.  Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке.

Почему важно изучать  и знать свой язык? (Дети высказывают свои мнения).

Посмотрите на запись на доске:

1) е, о

2) поб…жали, в… сёлыми, стайками, ребята, к , сп…ртивной, пл…щадке

-Какое задание нужно выполнить?

(Дети определяют задание: вставить пропущенную букву. Поочередно объясняют, почему они вставили ту или иную букву.)

2. Актуализация знаний.

Учитель:

- Предложите задание со словами.

Дети:

 - Из данных слов можно составить предложение.

Дети составляют предложения, выбирают наиболее удачное:

Весёлыми стайками ребята побежали к спортивной площадке.

Учитель организует диалог  о пользе занятий физкультурой и спортом.

Учитель:

- Запишем предложение в тетрадь.

- Дайте  характеристику предложению.

Дети работают по алгоритму работы с предложением:

  1. Прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу.
  3. Определить сложное или простое предложение.

3. Целеполагание.

Учитель:

- Давайте выделим в следующем предложении грамматическую основу.

 (На доске  записано предложение.)

Снег выпал деревья покрылись инеем.

Учитель:

- Сколько грамматических основ в первом предложении? Как называется это предложение?

Дети:

- Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа.

Учитель:

- Что можем сказать о 2 –ом предложении?                                

Дети:

- В этом предложении 2 грамматические основы.

Учитель:

- Как можно назвать эти предложения?                                  

Дети: сложное.

Учитель:

- Чего не хватает в записи этого предложения?

Дети: запятой.

Учитель:

- Какая тема нашего урока?

Дети определяют тему урока: простые и сложные предложения. Далее формулируют задачи урока по опорным словам:

1) Вспомнить, какие...

2) Познакомиться с видами сложных …

3) Научиться различать ... и ...;

3) Научиться ставить ...    

4. Первичное закрепление

Работа в парах.

Учитель организует работу в парах: определение вида предложений (простое или сложное) по вариантам:

  1. Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи.
  2. Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины.
  3. Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю.
  4. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
  5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
  6. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. 

Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

Ваша задача составит из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу.

5. Физминутка                                                                               

Учитель проводит её в виде игры «Определи предложение по структуре» (показывают руками: если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное -  2 руки)

6. Открытие нового знания

Групповая работа.

Учитель: Прочитайте предложения. Распределите их на группы. Подумайте, по какому признаку можно это сделать. Обратите внимание на постановку знаков препинаний. Подумайте, как отличить такие предложения от простых распространённых  предложений.

Предлагаются сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения). Дети распределяют на две группы (без называния терминов). Предлагают способ, как  отличить простое предложение от  сложного. После выступления групп, дети приходят к общему выводу.

- Что общего во всех этих предложениях?

- Как на письме разделены части сложных предложений?

7. Первичное использование полученных знаний

Самостоятельная работа

Карточка: прочитай. Определи вид предложения. Вставь пропущенные знаки препинания.

Туча по небу идёт  бочка по морю плывёт.

Скоро закружат  завоют снежные  метели.

Неожиданно выглянуло солнце  и деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит  а бурый волк ей верно служит.

8.Рефлексия

Учитель: продолжи высказывание.

9. Домашнее задание предлагается разноуровневое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....