Урок русского языка "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Урок- закрепления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yaz.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Программа: «Школа России»

Тема урока: Склонение имён существительных.

Цели и задачи урока:

Предметные:

познакомить с падежами имен существительных;

формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

развивать умение формулировать цели своей деятельности;

развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные:

развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с падежными вопросами, тесты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

С каким настроением вы пришли на урок, если с хорошим, покажите солнышко, а плохое настроение -  тучку. Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к  знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

2. Минутка чистописания.

Записали число, классная работа

Минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

ПОгода, п Енал, пАльто, гЕрой, пОсуда, пшЕница, ужИн, жИвотное.

У. Какие же буквы будем писать?

Д. а, о, е, и

3. Словарная работа.

Актуализация знаний

-  Что  общего в этих словах? (Все они словарные и являются именами существительными.)

-  Докажите, что это имена существительные. (Они  обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

-  На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные женского, мужского и среднего рода. Одушевленные и неодушевленные).

-  В каком числе записаны эти имена существительные? ( В единственном числе.)

-  В каком ещё числе могут быть имена существительные? (Во множественном числе.)

-  Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)

  2) Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым словарным словом.

Прочитайте его.

- Ужин

Что обозначает слово ужин?

- Вечерняя еда.

На какую букву падает ударение?

    Назовите безударную гласную.

    Запишите это слово и запомните как оно пишется.

3) Восстановление деформированных предложений.

Составьте из данных слов предложения, напишите в тетрадь

    С ем ь я, за, собра лась, ужином, вся.

    Бабушка, пир игов, к уж и ну исп е кла. ( сделать карточки и у доски собрать предложение

(Работа у доски)

- Вся семья собралась за ужином.

- Бабушка к ужину испекла пирогов.

     Назовите однокоренные слова.

     Выпишите из предложения словосочетания со словом ужин.

(Работа у доски)

- Собрались  за ужином

 - Испекла к ужину

Какая часть слова ужин изменялась?

- Окончание.

Выделите окончание.

Для чего изменяется окончание?

- Для связи слов в предложении.

4. Тема урока.

1)  Как  называется изменение окончаний имён существительных по вопросам.

- Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

Так какая же тема нашего урока?

- Склонение имён существительных.

Какую цель ставим на уроке?

2) Сегодня на уроке вы будете закреплять свои знания, умения по теме склонение имен существительных

    Сейчас я предлагаю вам просклонять слово ужин, но делать вы это будете в форме игры которую назовем ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН, ваша задача найти падеж , его опорное слово и вопрос, и слово ужин в нужном падеже

   Почему у каждого падежа по 2 вопроса?

- Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.

4) Работа в паре

Теперь поработаете в паре, возьмите карточку сиреневого цвета

 Каждый «попробует» свои силы  1 вариант проговаривает первое слово  второму варианту, 2 вариант  проговаривает свое слово  первому Выделяйте окончание).  У вас 2 минуты

(Дети пользуются вспомогательными карточками: падеж, вспомогательное слово, вопрос)

(Проверка).

                                                                              1 вариант                           2 вариант

Именительный

Есть

сов а

сосн  а

Родительный

Нет

Дательный

Дать

Винительный

Вижу

Творительный

доволен

 

Предложный

думаю

Какая часть слова изменялась?

- Окончание.

Выделите его.

Как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам?

- Склонением или изменением по падежам.

1) Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним следующие задания

Встаньте у кого на парте лежит квадрат зеленого цвета (6 человек) Вы будете работать в группе . Подойдите к столу , прочитайте задания, все ли вам понятно на выполнения у вас 5 минут

Работа в группе

Составь из слов каждой строчки предложение. Слово (река) поставь в нужной форме. Надпишите падеж существительных.

(река), зимой, на, появился, лед. ______________________________________

Замело, (река), берега, снегом. _______________________________________

Гордятся, (река), жители, города, своей. _______________________________

 

Пока группа ребят работает над заданием мы с вами сейчас соберем пеналы

    Что необычного в моих пеналах?  

    Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имени существительного в словосочетаниях?

- Падежные вопросы и предлоги.

Определите падеж существительного…

Проверка групповой работы

А теперь давайте проверим, полученные вами предложения

6. Итог урока.

Что повторяли на уроке?

Чему учились?

7. Рефлексия.

Оцените себя, как вы работали по  теме урока.

 8. Домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...

Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.

Конспект  открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного."  Данный мате...