Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: "Прямое и переносное значение слова". Программа "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: « Прямое и переносное значение слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: Формирование у младших школьников представлений о прямом и переносном значении слов, умения различать и употреблять слова в прямом и переносном значении.
На каждом этапе урока обозначены формируемые УУД.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс –3а
Номер урока -3 (В разделе 5 уроков» урок
Дата проведения –13.10.23г
Тема урока: « Прямое и переносное значение слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: Формирование у младших школьников представлений о прямом и переносном значении слов, умения различать и употреблять слова в прямом и переносном значении.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания младших школьников о слове;
Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»;
Учить различать прямое и переносное значение слова;
Учить употреблять в речи слова в переносном значении.
Развивающие:
Развить у учащихся память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность и доброжелательное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты:
Предметные
Иметь представление о понятие «прямое и переносное значения слова»;
-Уметь различать «прямое и переносное значение слова»;
-Уметь употреблять в речи слова в переносном значении.
Регулятивные
-учатся высказывать свое предположение (версию).
-удерживают учебную задачу.
-составляют план действий.
-осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные
-проявляют готовность слушать и вести диалог.
-признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
-вступают в речевое общение с учителем и одноклассниками.
Познавательные
-находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
-принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
-уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
-оценивают свою учебную деятельность.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деятельностный.
Используемые технологии: технология проблемного обучения.
Оборудование: презентация к уроку, ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.Психологический настрой. | Начинаем ровно в срок, | Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: -проявлять интерес. |
2. Актуализация знаний Цель. Использование имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового знания» | -Откроем рабочую тетрадь, запишем число, классная работа. -Наш урок мы начнем с орфографической минутки. -Сейчас я буду читать вам определение к понятиям, ваша задача угадать, что же это за понятие. -Один ученик будет работать у доски, остальные в тетрадях. 1.Аллея-дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам. 2.Библиотека-учреждение, осуществляющее собирание и хранение книг, журналов. 3.Волейбол-командная спортивная игра с мячом; игроки по определенным правилам, ударяя руками (или другими частями тела выше пояса), стараются послать мяч через сетку и приземлить его на площадку соперника. 4.Извините-вежливая форма просьбы о прощении. 5.Троллейбус-безрельсовое транспортное средство с электрическим приводом, получающее электрический ток. 6.Хоккей-командная спортивная игра с клюшками и мячом (шайбой) ( слайд 2) -Проверим. Предлагаю выполнить взаимопроверку. -С чем вы только что работали? -Правильно со словами. Вы где-нибудь встречались с ними? -А когда писали словарный диктант? -Как вы думаете, по-другому можно сказать дать определение понятию? -Верно, найти лексическое значение слова. -А что такое лексическое значение слов? -Обратите внимание на слайд. Давайте зачитаем с вами, что такое лексикология. Лексикология-это наука, которая изучает словарный состав языка. -Ребята, а что вы знаете о словах? Что такое слово? -Что в слове главное? -На какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе? -Как можно анализировать слова? -А какие слова бывают по значению? -Что значит многозначные слова? Приведите пример. | Проводит орфографическую минутку Организует взвимопроверку Систематизирует знания о лексическом значении слова, о многозначных и однозначных значениях словю | -Настраиваются на работу. -Слушают внимательно учителя. -Записывают число, классная работа. -Выполняют задание. -Лексическое значение — внутреннее содержание слова. - Слово — это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. -Корень. | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. |
3.Самоопределение к деятельности (Мотивация) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | -А какие значения слов вы еще знаете? Чтобы узнать, предлагаю послушать удивительную историю. -Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня! -А вы , сможете описать его? -Объясните значения слов, которые помогли описать друга? Мягкий характер - хороший характер Острый ум - быстро понимающий. Золотые руки - все умеет делать. Светится от счастья - очень рад (слайд 3) -Почему он не смог меня понять? -Чтобы удостовериться в ваших предположениях предлагаю отгадать шифр. -Перед вами карточки с шифром. -Для 1 варианта своя карточка, для 2 варианта своя карточка. -Вам необходимо зачеркнуть ненужные цифры или буквы и узнать почему же иностранец не смог меня понять. 1 вариант: 1П7Р10Я8М45О69Е108З20Н360А78Ч4Е300Н150И28Е46 2 вариант: 100П1Е48Р60Е2Н40О78С130Н23О32Е6З45Н98А6Ч5Е47Н3И2Е20 -Что у вас получилось? Прямое и переносное значение. -Как вы думаете, в каком значение употребила я слова при разговоре с иностранцем? -Совершенно верно. В переносном. -Чтобы он меня понял, в каком значении мне следовало употреблять слова? -Молодцы. В прямом значении. -А, что вы знаете о прямом и переносном значении слов? Когда нужно употреблять слова в прямом, а когда в переносном значении? -А хотите узнать? | Организует включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Подводит к разрешению проблемы. | -Настраиваются на работу. -Слушают внимательно учителя. -Один из названных учеников выразительно читает стихотворение. -Из сказки А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» -Скорлупки золотые. -Осуществляют работу в паре. -Золотые. -Записывают словосочетания : золотые скорлупки, золотые нивы у себя в тетради. - Скорлупки из золота Похожие на цвет золота. -Точно или прямо, прямое значение -Не точно, скрытое сравнение, сравнивают с золотом. -Делают вывод. -В прямом и переносном. | Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Определяот тему урока . ставят цель. Формулируют вывод |
4. Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке. Цель. Формулирование темы урока. | -Пришло время сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. -Какова же тема нашего урока? -Правильно. Тема нашего урока «Прямое и переносное значение слов» ( слайд 4) - Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? ( прикрепить к доске) Узнаем…. Научимся… Закрепим… -Предлагаю разделить на группы и, посовещавшись определить по схеме на доске, какие вы перед собой поставите задачи на сегодняшний урок. -Приступайте. -…-какие вы поставили перед собой задачи? -В конце урока мы с вами вернемся к задачам и определим сумели ли мы их достичь или нет. | Предлагает сформулировать тему и цель урока, поставить задачи | -Настраиваются на работу. -Слушают внимательно учителя. -Определяют тему и задачи урока. -Узнаем о прямом и переносном значении слов. Научимся употреблять в речи слова в прямом и переносном значении. Закрепим полученные знания на практике. -Осуществляют групповую работу. -Высказывают свое мнение. | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
5.Физминутка. | Физминутка с музыкальным сопровождением | Учитель показывает движения | Выполняют физминутку | Познавательные : планирование своих действий, Регулятивные: устанавливание аналогии. |
Изучение нового материала Цель: Различение слов в прямом и переносном знчении | -А сейчас, предлагаю вам зачитать строчки из одного известного стихотворения. -Зачитает нам…. -Белка песенки поет, - Из какого произведения эти строчки? -Правильно, из стихотворения А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане». - Ребята, а как назвал поэт скорлупки от орешков в своей сказке? -Давайте с вами обратимся еще к одним строчкам из стихотворения «Ярко звезд мерцанье» поэта И.Никитина. - Золотые нивы, -Зачитаем нам…. - Посовещавшись в паре, найдите слово, которое употреблялось и в первом и во втором отрывке. -Назовем его. - Давайте запишем словосочетания себе в тетрадь. В первом случае, какое словосочетание мы запишем? Во втором? - Подумайте над значениями одинаковых слов в каждом словосочетании. - Что значит слово «золотая» в 1 словосочетании? - Что значит «золотые»? - Как передано значение слова « золотой в 1 словосочетании? - А во втором словосочетании? -Правильно. Автор перенес значение слова « золото» на нивы по сходству цвета. -Сделаем вывод, сравнив 1 и 2 словосочетания. -В каком значении употреблено словосочетание «Золотая рыбка»? А словосочетание «золотые нивы»? -Сделаем вывод. - Слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение -Что значат слова в прямом значении? А в переносном? -Обратимся к слайду презентациии прочитаем правило, которое представлено. -Читает… -Слова обозначают прямое значение, если…? А в переносном значении? -Ребята, а кто из вас знает, как по-другому называется скрытое сравнение? Она часто употребляется в стихотворениях. -Правильно метафора. Метафора- это перенос признака с одного предмета или явления на другой на основе сходства. -Разберем словосочетания, которые предложены в правиле. Кружева на платье-снежные кружева. -Какое слово употребляется и в 1 словосочетании и во 2?Назовите его. -Как вы думаете, в каком случае слово кружева употребляется в прямом значении, а в каком в переносном? -Почему ты так считаешь? -Разберем следующие словосочетания. Огненное пламя-огненный цветок. -По такому же принципу, разберет словосочетание-… -И последние словосочетания разберет нам-… Льется вода-льется песня. -Молодцы. -Ребята, а вы когда-нибудь употребляли в своей речи слова в переносном значении? Когда? -А как вы думаете, когда в речи лучше применять слова в прямом значении, а когда в переносном? -Всегда ли нужно применять слова прямом значение? Почему? -Совершенно верно. Не всегда стоит употреблять слова только в прямом значении, но иногда следует применять и переносное, чтобы сделать нашу речь точной, выразительной и придать определенную стилистическую эмоциональную окраску. | Формирует умение различать слова в прямом и преносном значении | -Настраиваются на работу. -Слушают внимательно учителя. -Один из названных учеников выразительно читает стихотворение. -Из сказки А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» -Скорлупки золотые. -Осуществляют работу в паре. -Золотые. -Записывают словосочетания : золотые скорлупки, золотые нивы у себя в тетради. - Скорлупки из золота Похожие на цвет золота. -Точно или прямо, прямое значение -Не точно, скрытое сравнение, сравнивают с золотом. -Делают вывод. -В прямом и переносном. -Назван предмет, признак или действие. -Если нужно ярче нарисовать картину. -Метафора. | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель. Включение нового | -Достаточно ли выполнили заданий для усвоения нового материала? -А что еще нужно сделать для усвоения? -Предлагаю выполнить небольшое задание самостоятельно: Перед вами карточки, необходимо выполнить небольшой тест. -Читайте внимательно задание и выполняйте его правильно. 1. Словарный состав языка изучает наука: 1. фонетика 2. Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "БЕЖИТ". Выберите правильный вариант ответа. А за полем, где рябинка 1. В прямом значении. 3.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ПЛЫВУТ". Выберите правильный вариант ответа. Дружно выплыли утята. 1. В прямом значении. 4.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ЛЕЖАТ". Выберите правильный вариант ответа. Пруд синеет круглой чашкой. 1. В прямом значении. 5.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ПРЯЧУ". Выберите правильный вариант ответа. Каждый вечер перед сном 1. В прямом значении. 6. Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ЕМ". Выберите правильный вариант ответа. Я смотрю, лежу ничком 1. В прямом значении. -Надеюсь, вы справились с заданием. Отметки я скажу позже. -Вам было легко или трудно выполнять данное задание? Почему? | Организует самостоятельную работу с самопроверкой (тест) по первичному закреплению знаний | -Настраиваются на работу. -Слушают внимательно учителя. -Отвечают на вопросы. -Ответы на тест: -1-3 2-2 3-2 4-1 5-2 6-1 | Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные результаты: Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
8. Подведение итога урока: Что узнал? Чему научился? С какими трудностями встретился? Достиг ли поставленной цели урока? | -Услышим скоро мы звонок, Вот и кончился урок, И подводим мы итог! -Давайте еще раз назовем тему нашего сегодняшнего урока. -Какие учебные задачи мы ставили перед собой в начале нашего урока? -Мы достигли их? -Что нового вы узнали на уроке? -Что показалось вам легким, а что сложным? | Подводит совместно с детьми итоги урока | -Подводят итоги урока. | Личностные результаты: Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
9. Рефлексия Цель. размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Предлагаю сейчас оценить себя и свою работу на уроке. -Прием «Фразеологизмы» -Посмотрите на слайд. Что вы видите? -Верно, фразеологизмы. А что такое фразеологизм? -Молодцы. -Подберите выражение, которое характеризует вашу работу на сегодняшнем уроке. Слышал краем уха Хлопал ушами Шевелил мозгами Считал ворон Засучив рукава В поте лица Тяп- ляп Не покладая рук | Организация рефлексивной деятельности обучающихся | -Оценивают себя и свою работу на уроке. | Личностные результаты: Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
10. Д/з. | -А сейчас запишем домашнее задание. 1-Посмотрите, перед вами карточка с домашним заданием, вам необходимо возле каждого словосочетания написать прямое это или переносное значение. Всем понятно домашнее задание? 1 вариант Серебряный голос Холодное обращение Холодный ветер Яркий наряд Яркий талант Ледяная глыба Ледяной взгляд Море пшеницы Голубое море Копирует чертёж Копирует походку | Инструктаж по выполнению д/з | Записывают домашнее задание. | Планируют выполнение д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема: "Парные согласные звуки в конце слова".
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс....
Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Тема урока: Буквы Е, е. Работа над словом. Уточнение , обогащение и активизация словаря детей. ...
