Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: "Прямое и переносное значение слова". Программа "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ягодко Любовь Ивановна

Тема урока: « Прямое и переносное значение слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Формирование у младших школьников представлений о прямом и переносном значении слов, умения различать и употреблять слова в прямом и переносном значении. 

На каждом этапе урока обозначены формируемые УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_shkola_rossii.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Класс –3а

Номер урока -3 (В разделе 5 уроков» урок

 Дата проведения –13.10.23г

Тема урока: « Прямое и переносное значение слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Формирование у младших школьников представлений о прямом и переносном значении слов, умения различать и употреблять слова в прямом и переносном значении.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания младших школьников о слове;

Познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»;

Учить различать прямое и переносное значение слова;

Учить употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивающие: 

Развить у учащихся память, речь, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность и доброжелательное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты:

Предметные

Иметь представление о понятие «прямое и переносное значения слова»;

-Уметь различать «прямое и переносное значение слова»;

-Уметь употреблять в речи слова в переносном значении.

Регулятивные

-учатся высказывать свое предположение (версию).

-удерживают учебную задачу.

-составляют план действий.

-осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные

-проявляют готовность слушать и вести диалог.

-признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

-вступают в речевое общение с учителем и одноклассниками.

Познавательные

-находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

-принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

-уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

-оценивают свою учебную деятельность.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

 Используемые технологии: технология проблемного обучения.

Оборудование: презентация к уроку, ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.Психологический настрой.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!

Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

-проявлять интерес.

2. Актуализация знаний

Цель.

Использование имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового знания»

-Откроем рабочую тетрадь, запишем число, классная работа.

-Наш урок мы начнем с орфографической минутки.

-Сейчас я буду читать вам определение к понятиям, ваша задача угадать, что же это за понятие.

-Один ученик будет работать у доски, остальные в тетрадях.

1.Аллея-дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам.

2.Библиотека-учреждение, осуществляющее собирание и хранение книг, журналов.

3.Волейбол-командная спортивная игра с мячом; игроки по определенным правилам, ударяя руками (или другими частями тела выше пояса), стараются послать мяч через сетку и приземлить его на площадку соперника.

4.Извините-вежливая форма просьбы о прощении.

5.Троллейбус-безрельсовое транспортное средство с электрическим приводом, получающее электрический ток.

6.Хоккей-командная спортивная игра с клюшками и мячом (шайбой) ( слайд 2)

-Проверим. Предлагаю выполнить взаимопроверку.

-С чем вы только что работали?

-Правильно со словами. Вы где-нибудь встречались с ними?

-А когда писали словарный диктант?

-Как вы думаете, по-другому можно сказать дать определение понятию?

-Верно, найти лексическое значение слова.

-А что такое лексическое значение слов?

-Обратите внимание на слайд. Давайте зачитаем с вами, что такое лексикология.

Лексикология-это наука, которая изучает словарный состав языка.

-Ребята, а что вы знаете о словах? Что такое слово?

-Что в слове главное?

-На какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе?

-Как можно анализировать слова?

-А какие слова бывают по значению?

-Что значит многозначные слова? Приведите пример.

Проводит орфографическую минутку

Организует взвимопроверку

Систематизирует знания о лексическом значении слова, о многозначных и однозначных значениях словю

-Настраиваются на работу.

-Слушают внимательно учителя.

-Записывают число, классная работа.

-Выполняют задание.

-Лексическое значение — внутреннее содержание слова.

- Слово — это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

-Корень.

Регулятивные:

учатся высказывать свое предположение (версию).

Коммуникативные:

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

 3.Самоопределение к деятельности (Мотивация)

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

-А какие значения слов вы еще знаете? Чтобы узнать, предлагаю послушать удивительную историю.

-Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня!

-А вы , сможете описать его?

-Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер - хороший характер

Острый ум - быстро понимающий.

Золотые руки - все умеет делать.

Светится от счастья - очень рад (слайд 3)

-Почему он не смог меня понять?

-Чтобы удостовериться в ваших предположениях предлагаю отгадать шифр.

-Перед вами карточки с шифром.

-Для 1 варианта своя карточка, для 2 варианта своя карточка.

-Вам необходимо зачеркнуть ненужные цифры или буквы и узнать почему же иностранец не смог меня понять.

1 вариант: 1П7Р10Я8М45О69Е108З20Н360А78Ч4Е300Н150И28Е46

2 вариант:

100П1Е48Р60Е2Н40О78С130Н23О32Е6З45Н98А6Ч5Е47Н3И2Е20

-Что у вас получилось? Прямое и переносное значение.

-Как вы думаете, в каком значение употребила я слова при разговоре с иностранцем?

-Совершенно верно. В переносном.

-Чтобы он меня понял, в каком значении  мне следовало употреблять слова?

-Молодцы. В прямом значении.

-А, что вы знаете о прямом и переносном значении слов? Когда нужно употреблять слова в прямом, а когда в переносном значении?

-А хотите узнать?

Организует включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Подводит к разрешению проблемы.

-Настраиваются на работу.

-Слушают внимательно учителя.

-Один из названных учеников выразительно читает стихотворение.

-Из сказки А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане»

-Скорлупки золотые.

-Осуществляют работу в паре.

-Золотые.

-Записывают словосочетания : золотые скорлупки, золотые нивы у себя в тетради.

- Скорлупки из золота

Похожие на цвет золота.

-Точно или прямо, прямое значение

-Не точно, скрытое сравнение, сравнивают с золотом.

-Делают вывод.

-В прямом и переносном.

Коммуникативные:

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные: 

Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Определяот тему урока . ставят цель.

Формулируют вывод

4. Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке.

Цель.

Формулирование темы урока.

-Пришло время сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Какова же тема нашего урока?

-Правильно. Тема нашего урока «Прямое и переносное значение слов» ( слайд 4)

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? ( прикрепить к доске)

Узнаем….

Научимся…

Закрепим…

-Предлагаю разделить на группы и, посовещавшись определить по схеме на доске, какие вы перед собой поставите задачи на сегодняшний урок.

-Приступайте.

-…-какие вы поставили перед собой задачи?

-В конце урока мы с вами вернемся к задачам и определим сумели ли мы их достичь или нет.

Предлагает сформулировать тему и цель урока, поставить задачи

-Настраиваются на работу.

-Слушают внимательно учителя.

-Определяют тему и задачи урока.

-Узнаем о прямом и переносном значении слов.

Научимся употреблять в речи слова в прямом и переносном значении.

Закрепим полученные знания на практике.

-Осуществляют групповую работу.

-Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

учатся высказывать свое предположение (версию).

Коммуникативные:

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные: 

Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

5.Физминутка.

Физминутка с музыкальным сопровождением

Учитель показывает движения

Выполняют физминутку

Познавательные : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

Изучение нового материала

Цель: Различение слов в прямом и переносном знчении

-А сейчас, предлагаю вам зачитать строчки из одного известного стихотворения.

-Зачитает нам….

-Белка песенки поет,
Да орешки все грызет; 
А орешки не простые, 
Все скорлупки золотые, 
Ядра – чистый изумруд. (слайд 5)

- Из какого произведения эти строчки?

-Правильно, из стихотворения А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане».

- Ребята, а как назвал поэт скорлупки от орешков в своей сказке?

-Давайте с вами обратимся еще к одним строчкам из  стихотворения «Ярко звезд мерцанье»  поэта И.Никитина.

- Золотые нивы, 
Гладь и блеск озер, 
Светлые заливы, 
Без конца простор. (слайд 6)

-Зачитаем нам….

- Посовещавшись в паре, найдите слово, которое употреблялось и в первом и во втором отрывке.

-Назовем его.

- Давайте запишем словосочетания себе в тетрадь. В первом случае, какое словосочетание мы запишем? Во втором?

- Подумайте над значениями одинаковых слов в каждом словосочетании.

- Что значит слово «золотая» в 1 словосочетании? 

- Что значит «золотые»?

- Как передано значение слова « золотой в 1 словосочетании?

- А во втором словосочетании?

-Правильно. Автор перенес значение слова « золото» на нивы по сходству цвета.

-Сделаем вывод, сравнив 1 и 2 словосочетания.

-В каком значении употреблено словосочетание «Золотая рыбка»? А словосочетание «золотые нивы»?

-Сделаем вывод.

- Слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение

-Что значат слова в прямом значении? А в переносном?

-Обратимся к слайду презентациии прочитаем правило, которое представлено.

-Читает…

-Слова обозначают прямое значение, если…? А в переносном значении?

-Ребята, а кто из вас знает, как по-другому называется скрытое сравнение? Она часто употребляется в стихотворениях.

-Правильно метафора. Метафора- это перенос признака с одного предмета или явления на другой на основе сходства.

-Разберем словосочетания, которые предложены в правиле.

Кружева на платье-снежные кружева.

-Какое слово употребляется и в 1 словосочетании и во 2?Назовите его.

-Как вы думаете, в каком случае слово кружева употребляется в прямом значении, а в каком в переносном?

-Почему ты так считаешь?

-Разберем следующие словосочетания.

Огненное пламя-огненный цветок.

-По такому же принципу, разберет словосочетание-…

-И последние словосочетания разберет нам-…

Льется вода-льется песня.

-Молодцы.

-Ребята, а вы когда-нибудь употребляли в своей речи слова в переносном значении? Когда?

-А как вы думаете, когда в речи лучше применять слова в прямом значении, а когда в переносном?

-Всегда ли нужно применять слова прямом значение? Почему?

-Совершенно верно. Не всегда стоит употреблять слова только в прямом значении, но иногда следует применять и переносное, чтобы сделать нашу речь точной, выразительной и придать определенную стилистическую эмоциональную окраску.

Формирует умение различать слова в прямом и преносном значении

-Настраиваются на работу.

-Слушают внимательно учителя.

-Один из названных учеников выразительно читает стихотворение.

-Из сказки А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане»

-Скорлупки золотые.

-Осуществляют работу в паре.

-Золотые.

-Записывают словосочетания : золотые скорлупки, золотые нивы у себя в тетради.

- Скорлупки из золота

Похожие на цвет золота.

-Точно или прямо, прямое значение

-Не точно, скрытое сравнение, сравнивают с золотом.

-Делают вывод.

-В прямом и переносном.

-Назван предмет, признак или действие.

-Если нужно ярче нарисовать картину.

-Метафора.

Регулятивные:

учатся высказывать свое предположение (версию).

Коммуникативные:

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные: 

Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

-Достаточно ли выполнили заданий для усвоения нового материала?

-А что еще нужно сделать для усвоения?

-Предлагаю выполнить небольшое задание самостоятельно:

Перед вами карточки, необходимо выполнить небольшой тест.

-Читайте внимательно задание и выполняйте его правильно.

1. Словарный состав языка изучает наука:

1. фонетика
2. синтаксис
3. лексикология
4. пунктуация

2. Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "БЕЖИТ". Выберите правильный вариант ответа.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк
бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

3.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ПЛЫВУТ". Выберите правильный вариант ответа.

Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака
плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать...

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

4.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ЛЕЖАТ". Выберите правильный вариант ответа.

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде...
На плоту
лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

5.Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ПРЯЧУ". Выберите правильный вариант ответа.

Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
.И везет на тачке хрюшку...

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

6. Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ЕМ". Выберите правильный вариант ответа.

Я смотрю, лежу ничком
И тихонько
ем конфеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

-Надеюсь, вы справились с заданием. Отметки я скажу позже.

-Вам было легко или трудно выполнять данное задание? Почему?

Организует самостоятельную работу с самопроверкой (тест) по  первичному закреплению знаний

-Настраиваются на работу.

-Слушают внимательно учителя.

-Отвечают на вопросы.

-Ответы на тест:

-1-3

2-2

3-2

4-1

5-2

6-1

Коммуникативные:

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные результаты:

Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

8. Подведение итога урока:

Что узнал?

Чему научился?

С какими трудностями встретился?

Достиг ли поставленной цели урока?

-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

-Давайте еще раз назовем тему нашего сегодняшнего урока.

-Какие учебные задачи мы ставили перед собой в начале нашего урока?

-Мы достигли их?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что показалось вам легким, а что сложным?

Подводит совместно с детьми итоги урока

-Подводят итоги урока.

Личностные результаты:

Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

9. Рефлексия

Цель.

размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

-Предлагаю сейчас оценить себя и свою работу на уроке.

-Прием «Фразеологизмы»

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Верно, фразеологизмы. А что такое фразеологизм?

-Молодцы.

-Подберите выражение, которое характеризует вашу работу на сегодняшнем уроке.

Слышал краем уха

Хлопал ушами

Шевелил мозгами

Считал ворон

Засучив рукава

В поте лица

Тяп- ляп

Не покладая рук

Организация рефлексивной деятельности обучающихся

-Оценивают себя и свою работу на уроке.

Личностные результаты:

Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

10. Д/з.

-А сейчас запишем домашнее задание.

1-Посмотрите, перед вами карточка с домашним заданием, вам необходимо возле каждого словосочетания написать прямое это или переносное значение. Всем понятно домашнее задание?

1 вариант
Золотая табакерка

Серебряный голос

Холодное обращение

Холодный ветер

Яркий наряд

Яркий талант
2 вариант

Ледяная глыба

Ледяной взгляд

Море пшеницы

Голубое море

Копирует чертёж

Копирует походку

Инструктаж по выполнению д/з

Записывают домашнее задание.

Планируют выполнение д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Тема  урока:  Буквы Е, е. Работа  над словом. Уточнение , обогащение и активизация словаря детей.                      ...