Методическая разработка «Использование приема синквейн на уроках в начальной школе»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка «Использование приема «Синквейна» на уроках в начальной школе» адресована педагогам общеобразовательных учреждений, работающим с младшими школьниками. Данная разработка посвящена проблеме создания развивающей среды на уроках в рамках ФГОС НОО.
В представленной работе рассмотрен прием «Синквкйна» из технологии критического мышления. Этот прием способствует становлению у детей положительной учебной мотивации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 825 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №9 имени Гумера Хазинуровича Миннибаева муниципального образования город-курорт Геленджик
Методическая разработка
«Использование приема синквейн на уроках в начальной школе»
Автор: Крыжановская
Людмила Александровна
учитель начальных классов, директор.
Сурова Юлия Николаевна,
учитель начальных классов
Геленджик 2023 год
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………………. 4
1.Основная часть……………………………………………………………………...6-10
- Понятие ………………………………………………………….................................6
- Правила построения………………………………………………………………….6
- Как использовать синквейн на уроках…………………………………………….. 7
- Как научить детей писать синквейн……………………………………………… …7
- Область применения…………………………………………………………………..8
- Варианты работы с синквейном………………………………………………………9
- Достоинство приема…………………………………………………………………. 9
2.Практическое применение приемов синквейна………………………………..10-16
Заключение………………………………………………………………………………17
Список литературы ………………………………………………………………… … 19
Приложение…………………………………………………………………………. … 20
Аннотация
Методическая разработка «Использование приема «Синквейна» на уроках в начальной школе» адресована педагогам общеобразовательных учреждений, работающим с младшими школьниками. Данная разработка посвящена проблеме создания развивающей среды на уроках в рамках ФГОС НОО.
В представленной работе рассмотрен прием «Синквкйна» из технологии критического мышления. Этот прием способствует становлению у детей положительной учебной мотивации.
Применение приема «Синквейн» из данной разработки, поможет ученикам достичь более высоких образовательных результатов:
- Расширению и активизации объема словаря.
- Формированию структуры значения слова.
- Развитию лексической системности.
- Развитию словообразования.
- Уточнению грамматического значения слова.
- Реализации умений и способностей.
- Активизации познавательной деятельности.
- Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
- Развитию свободного творчества.
- Развитию образного мышления.
- Способности обобщать информацию и делать выводы.
- Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Введение
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Изучая современные подходы к обучению, меня заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление — это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению материала.
Актуальность данной методической разработки заключаются в том, что в основе обновлённого Стандарта лежит системно -деятельный подход, который обеспечивает;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что не всегда удавалось достичь положительного результата в обучении. В классах бывает достаточно большой процент обучающихся, не усвоивших программу или усвоивших ее очень слабо, и это, не может волновать учителя.
Все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития индивидуальных способностей каждого ребенка в условиях обучения по одной программе. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л. В. Выготский, П. Я. Гальперин.
В связи с этим возникает вопрос: каким образом решить данную проблему? Как организовать учебный процесс при обучении так, чтобы помочь ученикам достичь более высоких образовательных результатов.
Таким образом, целью данной методической разработки является повышение качества образовательного процесса с помощью приема синкейна также мотивация педагогов к овладению технологией ТРКМ ФГОС НОО.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические аспекты ТРКМ- метода синквейна.
2. Изучить особенности применения ТРКМ - метода синквейна в современном педагогическом процессе начальной школы.
3.Развивать у школьников самостоятельность в образовательной деятельности и интерес к учебному предмету.
1. Основная часть
1.1. Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
1.2. Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего, одним словом, и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся, к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
1.3. Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
1.4. Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
1.5. Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
1.6. Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
1.7. Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
2.Практическое применение приема синквейн
Система работы учителя
Знакомство учеников с синквейном и его структурой провожу во 2 классе.
Для запоминания составляем схему-подсказку «Структура синквейна»
Синквейн помогает оживить уроки, вносит элемент новизны.
Жёсткая структура синквейна не сковывает полёта фантазии, но помогает чётко сформулировать задачи.
Познакомив учеников со структурой синквейна, начинаем коллективно работать над его составлением по тексту-описанию. Дети, предлагая своё слово, должны убедительно обосновать выбор.
Таким образом, синквейн использовался мной в качестве способа интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. «Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость»
Масленица
Пылающие (печи), снежная (дорога), веселые (сани)
Чувствую (слово), вызывает, живет
Сродни слову русская душа
Радость
Приём синквейна, как показывает практика, удачно, органично вписывается в ход урока любого типа (изучения нового, повторения) и уместен на любом этапе урока. Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Однако мой опыт показывает, что есть и другие возможности.
Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:
В начале урока | Проверка домашнего задания Актуализация имеющихся знаний Пробуждение интереса к получению новой информации Постановка собственных целей обучения |
При изучении новой темы | Осмысление содержания Получение новой информации Корректировка учеником поставленных целей обучения |
Заключительная часть урока | Обобщение, синтез информации Сортировка информации (главное – второстепенное) Рефлексия, обмен мнениями Редактирование |
Синквейн на уроках русского языка и литературы
Если ученик знает содержание учебного материала, умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, то составление синквейнов будет ему интересно.
На уроках применяю следующие способы работы учащихся с синквейнами:
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
-Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Так при изучении новых тем «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика», «Орфография» работаем над составлением нового синквейна, что позволяет систематизировать материал:
Имя существительное
Собственное, нарицательное
Обозначает, называет, помогает
Интересная часть речи.
Предмет
***
Прилагательные
Яркие, образные
Образуют, изменяют, помогают
Украшают нашу речь.
Эпитеты
***
Прилагательное
Относительное, притяжательное
Относится, принадлежит, склоняется
Обозначает признак предмета.
Часть речи
На уроках литературы тоже предлагаю ученикам использовать этот способ (Приложение №1).
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна, например:
Союзы
Сочинительные, подчинительные
Соединяют, разделяют, противопоставляют
Знать их нам надо.
Служебная часть речи
***
Используя предложенные синквейны, ученики составляют краткий рассказ.
Коррекция и совершенствование готового синквейна как на уроках русского языка, так и на уроках литературы позволяют выявить степень усвоения материала, например:
Глагол
Переходный, невозвратный
Обозначает, употребляется, объединяет
«Вся разительность прозы – в глаголе…» (Ю. В. Бондарев)
Часть речи
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна, например:
(???????)
Собственное, нарицательное
Обозначает, называет, помогает
Интересная часть речи.
Предмет
Ответ: имя существительное
(???????)
Сочинительный, подчинительный
Связывает, помогает, служит
Знать нам союзы обязательно.
Часть речи
Ответ: союз
(???????)
Гордая, капризная
Любуется, мучает, веселится
«Ещё никогда она не была так чудно хороша».
Красавица
Ответ: Оксана
(???????)
Благородный, обедневший
Приехал, учил, влюбился
Мне его так жаль.
Дефорж
Ответ: Дубровский
(???????)
Мудрая, лучезарная
Врачует, спасает, любит
Душу человека сберегает.
Святая
Ответ: Феврония
Составление нового синквейна на уроках литературы
(творческие работы учащихся)
Илья Муромец
Большой, сильный
Встречается, отправляется, сражается
Побеждает Соловья-разбойника
Герой
***
Илья Муромец
Заботливый, храбрый
Встречается, побеждает, расправляется
Освобождает прямоезжую дорогу.
Защитник
***
Илья Муромец
Удаленький, дородный
Победил, отказался, приехал
«…он срубил ему да буйну голову».
Богатырь
***
Левша
Умелый, заботливый
Подковывает, посещает, возвращается
«Мы к своей родине привержены».
Патриот
***
Левша
Косой, трудолюбивый
Мастерит, едет, не остаётся
Подковал блоху искусно.
Умелец
***
Волк
Хитрый, злой
Встретил, обвинил, уволок
« И в тёмный лес Ягнёнка уволок»
Зло
***
Волк
Сильный, наглый
Рыскает, кричит, гневается
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»
Грубиян
***
Ягнёнок
Крошечный, слабый
Приходит, оправдывается, погибает
Ни в чём не виноват.
Доброта
***
Ягнёнок
Беззащитный, вежливый
Приходит, оправдывается, страдает
«Мне от роду нет и года»
Жертва
***
Пушкин
Талантливый, интересный
Писал, любил, удивлял
«Это солнце русской поэзии».
Гений
***
Пушкин
Великий, известный
Слушает, изучает, сочиняет
Работает в разных жанрах.
Творец
***
Маяковский
Эмоциональный, красивый
Выступает, приглашает, пишет
Боится встречи с солнцем.
Поэт
***
Платонов
Мудрый, загадочный
Писал, сочинял, учил
У него самобытный стиль.
Климентов
На окружающем мире или кубановедение можно предложить детям составить синквейны про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.
Работая над темой опыта, я убедилась в том, что использование синквейна на уроках русского языка и литературы способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и мотивации к изучению этих предметов. Ребята овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной, справочной литературой, выполняют задания не только репродуктивного, но и творческого характера.
Я убеждена, что эффективность использования синквейна велика. Этот методический приём является средством формирования аналитических и творческих компетенций учащихся. Составляя синквейны, ученики обогащают словарный запас, учатся формулировать идею, делают краткий пересказ, реализуют свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн – эффективный метод развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.
Заключение
Уже в начальной школе закладываются основы личности ученика как субъекта познавательной деятельности, дружеские отношения со сверстниками, познавательные интересы. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Именно потому, что с помощью этого небольшого стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они становятся такими популярными на уроках.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
- Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
- Ответственность за успешный результат учащиеся в большей степени берут на себя.
- Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
- Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.
- Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, обобщать, делать выводы и кратко их формулировать.
- Синквейн учит школьников критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.
- Он даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого. Синквейн же получается у всех.
Таким образом, синквейн помогает осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой теме. Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
Ценность его заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
Развивать мышление – значит развивать умение думать. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Список литературы
1.Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. /В.М. Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2.Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. /В.М. Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Баннов, А.М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. / А.М. Баннов. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
4.Гин, А.А.Приемы педагогической техники . пособие для учителя. /А.А. Гин. – М.: Вита – пресс, 2004.
5.Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. /Н.Д. Душка. – Журнал «Логопед», №5 2005.
Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/
2.Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
3. Педагогический словарь http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html
Приложение
Литературное чтение в начальной школе, 4 класс. Конспект
Урок с применением технологии развития критического мышления. Применение методов и приёмов ТРКМ позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть организовать оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Тема: Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка», 4 класс.
Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
-иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка;
-правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение;
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».
Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
-создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно - этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
-способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
-создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).
Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, стр. 61; кроссворд; раздаточный материал (таблицы на пёрышках, белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), рисунки учащихся, портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрация к 3 главе сказки; «уточка» на указке для гимнастики глаз, презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.
Упражнение «Пёрышко».
- Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.
Упражнение «Стайка» (голосовая имитация).
- Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает.
3)Речевая разминка:
Утка моя, селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку,
не тупи носку!
Задания для учащихся:
- прочитайте про себя, хором;
- найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);
- 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
- 2 ряд читает быстро;
- 3 ряд читает медленно.
- Мы провели разминку и можем начинать работать.
II. Стадия вызова
1) Фронтальный опрос.
- Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Ответы учащихся).
Обратить внимание на выставку рисунков.
- Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:
- Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
- Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
- Активно поработать на уроке.
- Узнать что-то новое.
- Поразмышлять о поступках героев.
- Порадоваться за себя и своих одноклассников.
- Проявить себя в различных формах работы.
- Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
- Получить хорошую отметку за урок.
- Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
- Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.
2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».
Реклама
Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом пёрышки, которые обронили утки и гуси, пролетающие мимо нас.
- Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине - Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:
1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года?
2…его отец был священником?
3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам?
4… Мамин учился на ветеринара?
5… работал репетитором, чтоб прокормить семью?
6…женился на Татьяне Абрамовой?
7…родилась дочь Елена?
8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»?
9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии?
10…он умер в 80 лет?
- Отложите пёрышки в сторонку. Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Д. Мамина – Сибиряка.
3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.
Учащийся, либо два учащихся, заинтересовавшиеся творчеством автора на предыдущем уроке, излагают подготовленный материал.
Оценивание. Учитель выставляет две отметки с комментированием по мере достижения цели данного этапа урока.
После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, учитель зачитывает вопросы, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.
В это время те учащиеся, которые рассказывали о Д. Мамине –Сибиряке, работают индивидуально, разгадывают кроссворд.
Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки.
4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».
- Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка».
- Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:
- Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток.
Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».
Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.
5) Физкультминутка.
На носочки встанем, облачко достанем.
На корточки присядем, травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.
III. Стадия осмысления.
1) Изографы.
- Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).
- Правильно, это новые герои сказки.
- Напомните, пожалуйста, что такое изографы?
2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
- Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?
Кубарем - вертясь, стремительно (о падении).
- Подберите синоним к этому слову. (Кувырком)
- Покажите рукой как это выглядит.
- Составьте предложение, используя слово «кубарем».
- Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб)
- Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)
Полынья.
Предложить одному из учащихся (с более слабыми способностями) найти значение слова в словаре С.И.Ожегова. В это время другие учащиеся выполняют следующее задание:
- Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь - многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями).
Ученик зачитывает толкование слова из словаря: Полынья, -и, родительный падеж множественное число -ней, женский род. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.
- Составьте предложение с этим словом. (Сани провалились в полынью.)
- С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)
Не больше 15 сажен – сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).
- Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя).
- Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)
Не спесива – не высокомерная, не гордая.
- Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.
3) Гимнастика для глаз «Наблюдаем за полётом уточки».
На указке прикреплена «уточка», учитель имитирует «полёт» уточки, учащиеся следят глазами.
4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
- Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.
5) Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии...» )
Виды работы с текстом:
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное, диалог лисы и утки).
«Вслух – про себя»
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации.
- Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся).
- О чём с ужасом думала Серая Шейка?
- Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?
- Какой вы представили Лису?
- Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?
- Как вела себя Лиса?
- Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?
- Как бы вы чувствовали себя на её месте?
- Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?
- Можно ли их назвать друзьями? Почему?
Оценивание. С учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения», учащиеся, читающие текст сказки и отвечающие на вопросы, получают отметки с комментированием учителя (выразительное, правильное чтение текста произведения, наличие полного грамотного ответа).
6) Подвижная игра.
- Ребята, герои сказки приготовили вам игру «Угадайка». Сейчас я вам буду показывать прилагательные, а вы должны «изобразить» героя, которому принадлежит данная характеристика (трусливый – дети изображают зайца, приставляю руки к голове, имитируя длинные уши; хитрая – кокетливая лиса; беззащитная – взмахи крыльями, как уточка и т.д.)
На слайде каждое прилагательное, после показа детьми, «прикрепляется» к соответствующему персонажу.
IV. Рефлексия.
1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн».
- В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки. Напоминаю Правила построения синквейна.
- Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.
Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится
Как-нибудь, милая, пробьёшься
Калека
Лиса
Хитрая, бессовестная
Крадётся, ждёт, тревожит
Тёплая старухе шуба будет
Плутовка
Заяц
Беззащитный, робкий
Возмущается, боится, беспокоится
Друг познаётся в беде
Косой
- Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)
- Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.
Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь.
Я рада за всех нас и за каждого в отдельности, рада за то, что у каждого из вас очень доброе и трепетное сердце, как у зайца в сказке. Рада за то, что как истинные пионеры, вы тоже не остались в стороне, а с честью согласились помочь ребёнку-инвалиду, отказались от своих подарков, развешивали листовки с призывом помощи для Жени Батуревич, посещали благотворительный концерт в её честь.
Будьте всегда добрыми и милосердными и не забывайте: «Друг познаётся в беде!»
2) Приём «Кубик Блума».
Учащиеся поочерёдно бросают кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик: «Опиши» (назвать форму косяка, цвет перьев уточки, размер полыньи и т.д.); «Сравни» (указать сходства зайца и уточки, изменения в природе и т.д.; «Предложи ассоциацию» (с чем у ассоциируется зима , с кем – Серая Шейка и т.д.; «Проанализируй» (сколько это – сажень, при какой температуре замерзает вода в реке и т.д.; «Используй» (как и где можно применить «кубарем», спесивый характер и т.д. ; «Дай оценку» (перечислите достоинства зайца и недостатки лисы и т.д.).
3) Фронтальный опрос.
- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».
- На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.
V. Домашнее задание.
- Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки.
- Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Аффирмация.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
- Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.
Конспект занятия по развитию речи «Весна» с использованием «синквейна»
Цель: Использование технологии «методики «синквейна» в развитии связной речи.
Задачи: закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Учить самостоятельно работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.
Материал: ИКТ (аудиозапись, видеописьмо), песочные часы, картинки, конверт с цветными кружочками, схема синквейна, смайлики.
Ход занятия.
Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года. Весна».
Педагог: Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек.
(Релаксационный момент)
Педагог: Дети, каждый из вас представил весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом.
(Педагог добивается от детей полных предложений)
Педагог: Ребята, но сегодня день какой - то холодный, пасмурный, как будто и не весна вовсе. Чтобы солнышко пригрело и улыбнулось, нам нужно с вами выполнить задание, которое нам передали с видеописьмом и песочными часами.
(На экране видео: руководитель т/о ходит по парку ранней весной; задает детям вопрос)
- Ребята, за одну минуту песочных часов вы должны назвать 7 весенних признаков. Как только вы справитесь с заданием, солнышко выйдет из-за тучи и начнет светить ярче.
(Ответы детей. Педагог крепит солнышко на доску)
Педагог:
Кто пришёл так тихо- тихо? Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна!
Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И у меня для вас есть еще одно. Я буду вам загадывать загадки, а вы, отгадав их, должны найти соответствующую картинку.
- Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).
- Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый,
Самый нежный,
Чистый маленький... (Подснежник)
- Тучи ветром нагоняются,
Он на землю собирается.
Коль на землю попадёт,
Сад польёт и огород…(Дождь)
Педагог: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкуьтминутку.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сдувает росу.
В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
Педагог: Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется?
( Демонстрируется схема «синквейна»)
Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.
Педагог: Давайте с вами вспомним, какое слово на первой строке мы должны сказать. ( Название предмета)
На второй строке какие слова должны быть? ( Слова – признаки)
На третьей строке какие слова должны быть? ( Слова – действия)
На четвертой строке? ( Нужно составить предложение с данным словом)
И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.
У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике. Готовы? Приступаем к заданию.
РУЧЕЙ
Весенний, звонкий
Течет, шумит, льется
Шумит весенний, звонкий ручеек.
Вода
ПОДСНЕЖНИК
Красивый, нежный
Растет, пахнет, радует
Весной появились первые подснежники.
Цветок.
ДОЖДЬ
Теплый, мокрый
Идет, мочит, брызгает
На улице начался дождь.
Зонт
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенними преобразованиями. Давайте и мы Весну–Красну поблагодарим, песенку ей споем.
(Хоровод «Веснянка»)
- Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.
Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем
Педагог: За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.
Литература:
- Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - М., Мозаика-синтез., 2011.
- Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера. - 2002.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
- Эльвина Азатовна «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников».
Урок развития речи с использованием приёма критического мышления. Составление синквейна «Цветы».
Класс: 2
Тема: Цветы
Цель: формировать навыки составления стиха, используя приём синквейна.
Задача:
развивать критическое мышление, связную речь учащихся;
воспитывать любовь к природе, к художественному слову.
Оборудование урока: иллюстративный демонстрация цветов, слайдовая презентация урока.
Оформление: класс оформить в виде поляны, шаблоны цветочков.
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учебные УУД |
I.Организационный момент | 1-3 мин | (Перед началом урока играет тихая музыка, обучающиеся проходят, готовятся к уроку. Гости присаживаются на заранее приготовленные места.) Здравствуйте ребята! -Посмотрите друг на друга, улыбнулись, улыбайтесь, улыбайтесь! Сколь много света и тепла! Я думаю этот свет и тепло мы пронесем в течение всего урока и дня! - Какое у вас настроение? Замечательно, что у вас прекрасное настроение! Сегодня вы видите у нас на уроке гости! По приветствуем наших гостей! Подарим им тепло и наше хорошее настроение! | - готовятся к уроку Приветствуют учителя и гостей - улыбаются друг другу | - формирование внетренней позиции школьника на уровне роложительного отношения к уроку |
II. Актуализация знаний. | 4-5 мин. | Ребята посмотрите вокруг, что необычного вы увидели? (вокруг цветы). - Кто как думает, о чём же пойдёт речь на нашем уроке? - Почему так считаете? - Какие цветы вы знаете? - В жизни где мы встречаем цветы? -А вы любите цветы? Правильно ли мы ответили, мы узнаем, посмотрев небольшую презентацию! | - смотрят что необычного в классе - отвечают на заданные вопросы (вокруг цветы, поляна со цветами); - Знают цветы: розы, анютины глазки, венерин башмачок, астра и т.д. | - Планирование деятельности для достижения результата; - учатся владеть диалогической формой коммуникации, задавать вопросы; |
III. Определение темы и цели урока | 3-4 мин. | - Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема: Цветы Открываем тетради, записываем число, тема. | - слушают учителя - делают запись в тетради | - планирование деятельности для достижения результата; |
IV. Изучение нового материала | 15 мин. | Они дарят нам радость, красоту и свою нежность. «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство». По этому случаю, я приглашаю всех вас сегодня совершить визуальную прогулку в цветочный поляну! (Стук в дверь) Появляется Цветочная фея! (без настроения, грустная). - Здравствуйте ребята! -Здравствуйте! (отвечают дети). - А что наша цветочная фея такая грустная, без настроения? - Я только вернулась с цветочной поляны, все цветочки поникли, вянут. - Почему это? - Кощей приходил и заколдовал все цветочки. - Ребята, поможемте нашим цветочкам ожить, снова почувствовать свет и тепло солнечных лучей! Чтоб они снова радовали нас. - А как же мы его попросим? - И что нам делать? - Может позовемте Кощея? - Позовемте, ребята! -Да! (Всех хором позовемте его) - Кощей! Кощей! Кощей! (Заходит кощей). - Что звали? Дети: Мы слышали, вы заколдовали все цветочки на поляне! - Расколдуйте? - Ха-ха-ха! - Неееет, за просто так не расколдую я цветочки! - А что же нам для этого сделать нужно! Кощей: (чешет затылок). - Ладно, я вам дам возможность, но вы должны исполнить мои задания. - Какие? - Вот даю вашему учителю конверт с заданием. Выполните! Тогда я вам расколдую цветочную поляну. У меня много дел, я оставлю надсмотрщика, который будет наблюдать за вами. - Ну что, ребята, выполним задания Кощея! - Да! | - слушают - приветствуют цветочную фею. - отвечают на вопросы цветочной феи - соглашаются оказать помощь цветочной феи - зовут Кощея - обращают внимание на Кощея - слушают Кощея - отвечают на вопросы Кощея - получают конверт с заданиями | - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - задавать вопросы; |
Релаксация. Музыка. Закрепление изученного Домашнее задания Самооценивание. | 1. Задание. «Сочинить стих». - Ура, ребята! Я придумала, как можно быстро сочинить небольшой стих! Сочиним мы его по - американски. Это очень интересно и очень быстро! - Такие стихи называются синквейнами. Синквейн - в переводе из французского, означает 5 строк. Таким образом, мы будем с вами короткие стихи сочинять, состоящие всего из пяти строк. Придумала их американская писательница Аделаида Крэпси. - Давайте пробовать вместе: - Ребята, выберите каждый свой любимый цветок! Молодцы! Мы придумали первую строчку нашего стиха. - Теперь ответьте на вопрос какой ваш цветок? - Давайте выслушаемте и запишем понравившиеся 2 слова. А эти два слова мы соединим союзом и. - Сочиняем третью строку. Что делает ваш цветок? радует, пахнет, цветет, бодрит, дарит. - А теперь напишите, как вы относитесь к цветам? Это должно быть предложение. Оно может состоять из четырех слов. Например! Дарит людям радость и настроение! Молодцы! Нам осталось сочинить последнюю пятую строку. - Что вы представляете, когда произносите это слово? Это должно быть только одно слово, и отвечал на вопрос что или кто? - Чтоб Кощей нам расколдовал цветочную поляну, чисто, аккуратно запишем сочиненный синквейн в тетрадь. Поздравляю вас ребята! Сегодня вы стали маленькими писателями! Все! Мы выполнили задания Кощея! Позовемте его! - Кощей, Кощей! Кощей! - Вот мы с детками сочинили стихи по твоей просьбе, послушаете, присаживайтесь. Слушаем! (Дети читают что у них получилось). Кощей, вам понравились наши стихи? Да, ребята, ваши стихи очень красивые! Спасибо Вам, я был не прав, простите меня, я расколдую, цветочную поляну. (расколдовывает). - А теперь представьте солнечный летний день. Вы лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов. - Ребята, давайте еще раз посмотримте вокруг, какая замечательная поляна получилась, хотелось бы вам посадить на этой полянке свой цветок? - Да! В этой корзине лежат цветочки, раскрасьте их вашим любимым цветом, и посадите их на нашей замечательной полянке! - Фея и Кощей присоединяются! Садят вместе цветочки. Ребята, посмотрите на полянку, какая у нас она красивая, собрала все цвета радуги. Есть ли желание сорвать эти безвинные красивые цветочки? Конверты с домашним заданиям. Дома откроете конверт и прочитаете! (легенды о цветах). В конверте лежат листы, какой конверт выдернет ребенок, то лист он готовит домашнее задания. - Предлагаю вам выставить себе оценку по пятибалльной шкале: «Как я сегодня работал на уроке?» Спасибо за урок! До свидания! Резервные задания Задание: "Пазлы" (Задача детей, собрать пазлы и узнать название цветка. Составить 1 предложение с названием одного из цветов). Записать в тетрадь. См. приложение 1. Задание: Предложенный текст разделить на предложения. Поставить точки. Определить границы предложения. (Читают полученный текст). Задание: Игра «Составь рассказ». В конверте дано 3предложения, записанные в разброс. Задание: Загадки | - сочиняем синквейн - знакомятся с понятием синквейн - берут черновики Записывают первую строчку - вторую строчку - записывают третью строчку - записывают 4 строчку - записывают последнюю строчку - переписывают в тетрадь - зовут Кощея - читают стишки свои - дети закрывают глаза и представляютс ясный солнечный день - раскрашивают цветочки; - выбирают цветок | - формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать возможность существованию у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера; - учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, основам смыслового восприятия художественных текстов; - проводят анализ, самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Методическая разработка "Использование коррекционно-развивающих игр на уроках"
Предлагаемая мною работа позволяет учителю при минимальной затрате средств и времени организовать на каждом уроке работу по развитию у детей с задержкой психического развития отдельных пси...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
























