« Формирование орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО » - презентация.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Косарева Ирина Георгиевна

Описание приёмов работы над развитием орфографической зоркости (теоритический и практический материал).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формировани е орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НО О » Косарева И.Г. МБОУ «СОШ №176» г. Зеленогорск 2023/24 уч . г.

Слайд 2

Актуальность темы

Слайд 3

ФГОС НОО ставит перед учителем конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры . Чем и вызвана актуальность работы над данной методической темой.

Слайд 4

Понятие орфографической зоркости (определение)

Слайд 5

1. Умение с опоставлять произношение и написание, 2. Умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать , какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании, 3. Умение находить в слове область применения орфографического правила, 4. Умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). т.е. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы , т.е. те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Слайд 6

Причины неуспеваемости учащихся

Слайд 7

незнание правил; знание правил, но неумение их применять; учащиеся мало и плохо читают , при чтении допускают ошибки; отсутствует положительная мотивация; плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно; зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Слайд 8

Условия формирования орфографического навыка

Слайд 9

— развитие фонематического слуха; — развитие орфографической зоркости; — овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык; — умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения; — выполнение достаточного количества практических упражнений; — систематическая работа над ошибками .

Слайд 10

Условия успешного решения орфографических задач

Слайд 11

- высокий уровень фонетико-графических знаний и умений, умений формо - и словообразования; - усвоение способов обнаружения и проверки орфограмм; - обогащение словарного запаса за счет словообразовательных упражнений. Фонетико-графические умения вырабатываются на ежеурочных минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного. Умения в области лексики и состава слова (умение определять семантику слова и корня, устанавливать смысловые связи между родственными словами, определять общность их корневых значений) формируются на основе специальных лексико-словообразовательных упражнений.

Слайд 12

Следовательно , орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии : а). систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание); б). развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип ( и, как следствие – применять правило ) , находить допущенные ошибки. Итак , звуковой анализ , т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки безошибочного письма.

Слайд 13

6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задач (М.Львов)

Слайд 14

увидеть орфограмму; определить вид : проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило ; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги» , ступени решения, их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи; решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку . т.о . орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся.

Слайд 15

Ступени формирования орфографического навыка

Слайд 16

Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу. Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт. Третья ступень - составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам. Четвертая ступень - выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно. Пятая ступень - повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму - в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным "свертыванием" алгоритма. Шестая ступень - появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Слайд 17

Этапы выполнения орфографического действия

Слайд 18

1. Опознавательный: Цель этапа : найти орфограмму, выделить опознавательные признаки орфограммы. Общие опознавательные признаки орфограмм : расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; «опасные» звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания; морфемы?, прогнозирование орфограмм в них. 2. Выборочный: Цель этапа : выбрать правило, которое необходимо применить в данном конкретном случае. 3. Заключительный: Цель этапа : применить выбранное правило, определив необходимые и достаточные признаки орфограмм.

Слайд 19

Ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно

Слайд 20

1. Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные. 2. Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие. 3. Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ). 4. Умение подбирать однокоренные слова. 5. Умение изменять форму слова.

Слайд 21

Факторы формирования орфографической зоркости

Слайд 22

Зрительный фактор: Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Слуховой фактор: Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого, поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Рукодвигательный фактор: Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, « запоминает » и затем пишет его уже автоматически. Речедвигательный фактор: Орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный « запоминательный » образ слова.

Слайд 23

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений .

Слайд 24

Методика работы над орфографическим правилом

Слайд 25

1. Подготовка учащихся к восприятию правила. 2. Знакомство с орфографическим правилом: — - Учитель организует проблемную ситуацию. — - Анализ нескольких примеров, специально подобранных с учетом специфики орфограммы. Выделяются общие признаки, позволяющие сделать нужное обобщение. — - Выдвигаются предположения о правильном написании, формулируется орфографическое правило. — - Работа с текстом правила в учебнике. 3. Применение орфографического правила: — - Под руководством учителя определяется последовательность действий, вводится алгоритм или составляется опорная схема. — - Вводятся и отрабатываются конкретные способы действия. — - Коллективное выполнение действий по алгоритму. — - Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. 4. Пооперационный контроль орфографического действия на этапе применения правила.

Слайд 26

Опознавательные признаки орфограмм

Слайд 27

Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Например: « безударные гласные», « парные согласные на конце слов» и т.д. Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм , учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам. Н екоторые упражнения , на отработку названных умений: Прочитать стихотворение. На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Выпишите из текста слова на все изученные правила. Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила. Запишите слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?

Слайд 28

Алгоритм решения орфографических задач

Слайд 29

1 . Выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции); 2. Выяснение , в какой части слова находится данная орфограмма; 3. Подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему; 4. Выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции; 5. Обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции .

Слайд 30

Этапы работы над развитием орфографической зоркости

Слайд 31

Первый этап формирования орфографической зоркости – пропедевтическая работа, которая начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов. Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости, который включает в себя: а. Работу с орфографическим правилом . б. Повторение правила . в. Запоминание непроверяемых написаний.

Слайд 32

Подготовительный (букварный период): Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости: 1 . Показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным. 2 . В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков. 3. Нужно ввести понятие « опасное место » , чтобы настроить детей на появление возможной ошибки. Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных, и научить детей по этим признакам находить орфограммы. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию, имеющий свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений. Работа с орфографическим правилом: Когда возникает опасность ошибочного письма, дети учатся решать орфографические задачи, т.е. начинают изучать правила. Изучение самого правила состоит из следующего: 1. Подготовка к восприятию, цель которой вызвать повышенный интерес к изучению нового материала; 2. Анализ орфографического правила и поиск механизма, когда и как оно работает; 3. Подготовка к первичному формированию понятий через наглядные пособия как средство живого восприятия предметов и явлений; 4. Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им; 5. Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание и представление. На этом этапе детям предлагается чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически , установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм. Повторение правила: Правило понимается лучше, если оно не только механически запоминается. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями. Запоминание непроверяемых написаний: Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное. Орфографическое проговаривание лучше проводить, объединяя слова или в тематические группы, или по принадлежности одному и тому же правилу. Небольшие по объёму « запоминалки » , произносимые хором орфографически , помогают лучше запомнить написание слов.

Слайд 33

Упражнения направлены

Слайд 34

1. На формирование умения видеть орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости); 2. На овладение операциями, обеспечивающими применение правила; 3. На установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий; 4. На уточнение сущности и формулировки правила. Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений . Она строится, прежде всего, с учетом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка.

Слайд 35

Условия для запоминания

Слайд 36

Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить . Заинтересованность . Легче запоминается , что интересно. Яркость восприятия . Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции. Образность запечатления . Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Суть его: выполнение рисунка на букве, которое вызывает трудность при написании. Усиление орфограммы - один из приемов длительного запоминания. В усилении нуждается то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление орфограммы» требует большой творческой активности учащихся.

Слайд 37

Этапы работы ( у силение орфограммы ): Выделение трудной орфограммы. Постановка проблемы : как усилить орфограмму? к ак лучше запомнить именно эту букву? к ак помочь своей памяти? Самостоятельный поиск . Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов . Выбор каждым учеником индивидуального приема запоминания .

Слайд 38

ПЕРЕЧЕНЬ упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости

Слайд 39

• звуко-буквенный анализ слова; • комментированное письмо; • нахождение и подчеркивание орфограмм в словах; • письмо с пропуском букв на месте орфограмм (письмо с «дырками»); • диктанты (предупредительный, комментированный, объяснительный); • подбор слов с той же орфограммой, которая имеется в данном слове; • группировка слов по орфограммам; • орфографический разбор; • какографические упражнения.

Слайд 40

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость

Слайд 41

- списывание; - комментированное письмо; - письмо с проговаривание; - письмо с пропуском орфограмм; - исправления учениками умышленного допущенных ошибочных написаний; - письмо по памяти; - диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховой, словарный); - орфографические пятиминутки.

Слайд 42

Перечень файлов приложения (подробное рассмотрение тезисов презентации, упражнения)

Слайд 43

1 ПАПКИ: 1. ИГРЫ для развития орфографической зоркости: - Игровые моменты. - Нетрадиционные задания в игровой форме. - Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости. 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ упражнения: - Лексические упражнения (несколько документов). 3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения: - Морфологические упражнения (несколько документов). 4. Орфографические 5-МИНУТКИ: - Орфографические 5-минутки. 5. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ работа: - Букварный период. - Вторая группа упражнений, направленная на выработку фонетико-графических умений. - Звуковой анализ. - Первая группа упражнений, нацеленные на пропедевтику. - Примеры упражнений для формирования фонетических понятий. - Проговаривание. - Работа по формированию орфографической зоркости у первоклассников. 6. РАБОТА над ОШИБКАМИ: - Предупреди ошибку. - Работа над ошибками.

Слайд 44

. 7. СИНТАКСИЧЕСКИЕ упражнения: - Синтаксические упражнения (несколько документов). 8. СЛОВАРНЫЕ слова: - Приемы и формы работы над словарным словом (несколько документов). - Традиционные упражнения по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов. 9. СОСТАВ слова: - Работа над составом слова (несколько документов). 10. ТВОРЧЕСКИЕ работы: - Творческие работы. 11. УПРАЖНЕНИЯ для развития орфографической зоркости: - Виды упражнений для развития орфографической зоркости. - Комментированное письмо, списывание, диктанты... - Способы « усиления орфограммы » . - Третья группа упражнений с заданиями на целенаправленное списывание, письмо по памяти, комментированное письмо. - Упражнения, для развития орфографической зоркости. - Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости (несколько документов). 12. ФАКТОРЫ формирования орфографической зоркости + УПРАЖНЕНИЯ: - Развитие зрительного фактора. - Развитие слухового фактора. - Упражнения на развитие зрительного, слухового факторов. - Факторы и их характеристика.

Слайд 45

Нетрадиционные методы и приёмы по формированию орфографической зоркости при изучении словарных слов.

Слайд 46

. МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ . Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов даётся на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

Слайд 47

. МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ . Используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. К о стюм – м о дный Б а зар – тов а р Г а зета – бум а га К о рзина – лук о шко К о нструктор – р о бот К о рабль – в о лны К о нцерт – н о ты Р е монт – инструм е нт Т е традь – кл е тка Л о пата – о страя С о бака – ст о рож Б е рёза – б е лая Л и мон - к и слый Ул и ца – дл и нная М е талл – бл е ск Пр о стор – св о бода Тр е вога – волн е ние Ф а нтазия – мечт а Б а гровый – зак а т К о р и дор – прох о д м и мо М о роз – уз о ры

Слайд 48

. « НЕМОЙ » СЛОВАРИК . Учитель или «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

Слайд 49

. « ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ . Ведущий , не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

Слайд 50

. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают , а затем записывают слово с проговариванием.

Слайд 51

. «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ . Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку. Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

Слайд 52

. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

Слайд 53

. СХЕМЫ - УГАДАЙКИ. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция): ___О___О___ (воробей, молоко…) А___КК_____ (аккуратный ) _______СС__ ( касса, масса…) ___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

Слайд 54

. КОПИЛКА - МИНУТКА. На доске записана группа словарных слов. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Этих слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

Слайд 55

. «ЛИШНЕЕ СЛОВО». Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения: 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5. 2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную . 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. Аргументов много, и «лишних» слов тоже!

Слайд 56

. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ). Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо « примагнитить » к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например: М ШИНА КЛА М ЛИНА МА А М ГАЗИН КА А … … … … Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму.

Слайд 57

. « МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например: УЛ И ЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи . ПАЛЬТО. носит ПАпа .

Слайд 58

. «ШИФРОВКИ». Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление. Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.

Слайд 59

. 1.Шифровка «слоговое сложение». Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА ГО РОД НА РОД ТРА ВА У ГОН ВА ГОН ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН

Слайд 60

. Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з … В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1, 13, 13 , 6, 33 - (А ЛЛ ЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Слайд 61

. Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

Слайд 62

. Шифровка «Добавь гласные». Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например: Живые существа : КРВ (КОРОВА) ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК) СБК (СОБАКА) ВРН (ВОРОНА) Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА) РХ (ОРЕХ) ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА )

Слайд 63

. Шифровка «Части слова». Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА. Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А. Окончание – как у слова КОНЬК И . В итоге получается слово Заморозки.

Слайд 64

. «ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ» . Даны словарные слова… ЗАДАНИЯ: 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…). 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».

Слайд 65

. «МУДРЫЙ СЛОВАРИК». Я использую в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов. Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку _____________(ГОРОХ). Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

Слайд 66

. МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например: К Б Г Л И МОН Б Е РЁЗА В О РОТА С Л Л Л А Ы Я Л Х П Р Л О ПАТА М О РОЗ А Р О МАТ П Л Х З А О Н А С Д Е Т Т

Слайд 67

. «ПРОБА ПЕРА». Практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. Предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов. «Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.

Слайд 68

. ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ». Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль.

Слайд 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 70

. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

Слайд 71

. 5. Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости. 6. Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость. 7. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид. 8. При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию....

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы  обучени...

Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...

“Формирование орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО”

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собст...

Презентация на тему: "Значение списывания при формировании орфографической зоркости у младших школьников"

Презентация на тему: "Значение списывания при формировании орфографической зоркости у младших школьников"...