Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование понятия правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование понятия правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; 2) учить писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени. | Предметные: 1) учиться правописанию безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; 2) учиться писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени; 3) повторят написание словарных слов и слов с известными орфограммами.
|
Развивающие: 1) развивать умение правильно писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени; 2) развивать речь (устную и письменную); 3) развивать орфографическую зоркость. | Личностные: 1) формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения. 2) формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий. |
Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований. 2) воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 178.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 22.04.2025 Школа: МОУ Аргаяшская СОШ №1 Класс: 4Б Урок: 1 Время: 9:00 - 9:40 Кабинет: 106 | Студент: Галимова Е.А. Группа: 45 Учитель: Абакумова И.В. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени »
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование понятия правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа России» учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
- Всё готово к уроку. А как настроение? Пусть те, кто начинает урок в хорошем расположении духа, мне мило улыбнуться. Как приятно! Моя улыбка вам в ответ. Верю, что в конце урока улыбающихся лиц будет не меньше. – Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Прежде чем перейти к теме урока, попробуйте догадаться о чём пойдёт речь. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто этот господин. - Что вы больше всего любите делать? - Люблю действовать! - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и частицу НЕ! - Какими необыкновенными талантами обладаете? - Могу путешествовать во времени! Кто же этот господин? - Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала? - Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, продолжим узнавать о нём новое. По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании. Мы уже немало знаем о глаголе. Давайте вспомним что нам уже известно. - На экране есть высказывания определите, какие из них верные, а какие неверные. Исправьте ошибки. 1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что? 2. Глаголы бывают I, II и III спряжения. 3. Глаголы изменяются по временам и числам. 4.Глагол в предложении является главным членом предложения - сказуемым. 5. У глаголов совершенного вида 3 временные формы. 6. Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме. 7. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к 1 спряжению. 8. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. 9. Извиняешься - это возвратный глагол 1 лица множественного числа. Фронтальная проверка. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. 1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы бывают I и II спряжения. 3. Глаголы изменяются по временам и числам. 4.Глагол в предложении является главным членом предложения - сказуемым. 5.У глаголов совершенного вида 2 временные формы. 6. Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме. 7. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к II спряжению. 8. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. 9. Извиняешься - это возвратный глагол 2 лица единственного числа. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Презентация № 2,3 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. Вспомним изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов. (На слайде появляются изученные орфограммы) - В нашей схеме один кружок остался незаполненным. Как вы думаете почему? - Поможет нам в этом текст. Прочтите его. Первый удар приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами. Но защитники крепости не сдавались. Над чёрными от копоти стенами в дыму и огне ре…л красный флаг. - О чём текст? О каком историческом событии идёт речь? - Какой великий праздник приближается? - В словах какой части речи пропущена буква? - Определите время глагола. - В какой части слова пропущена буква? - Знаем ли мы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени? Поставьте перед собой цель нашего урока. - Давайте вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Называют орфограммы Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Окончания -ешь, -ишь глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. Ться, тся Родовые окончания глаголов прошедшего времени - познакомимся с новым правилом. Читают текст. - Текст о Великой Отечественной войне. - Приближается День Победы - 9 Мая. Глагол. Прошедшее время. Буква пропущена в суффиксе. Мы не знаем этого правила. Формулируют цель урока. - Научиться писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Учебник Прзентация № 4,5, 6 |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический Внешний контроль | На доске записаны слова бросил - видел - плакал - - Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? - Определите время, докажите. - Разберите по составу, поставьте ударение. - В какой части слова находятся безударные гласные? - Образуйте неопределённую форму, запишите. - Разберите по составу неопределённую форму. Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределённой форме. Сравните. Какой вывод можно сделать о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Составим памятку: Чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, нужно... (алгоритм постепенно открывается на слайдах) Это правило можно оформить в виде опорной схемы: Расскажите правило, пользуясь опорной схемой. Вернёмся к тексту. Определите, какой суффикс надо писать в глаголе ре...л? | Глагол. Прошедшее время, обозначает действие, которое произошло, отвечает на вопросы что делал? что сделал? Записывают, разбирают слова по составу, ставят ударение Брос-и-л, вид-е-л, плак-а-л. Записывают, разбирают слова по составу, ставят ударение. Брос-и-ть, вид-е-ть, плак-а-ть Подчёркивают гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени и в глаголах неопределённой формы. Делают вывод. - В суффиксах глаголов прошедшего времени и в глаголах неопределённой формы пишется одна и та же гласная. Формулируют алгоритм написания. 1.Образовать неопределённую форму. 2. Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть 3. Написать в глаголе прошедшего времени тот суффикс, который стоит в неопределённой форме перед -ть. Рассказывают правило. Реял - это глагол прошедшего времени. Чтобы узнать, какой в нём пишется суффикс перед суффиксом -л-, надо образовать неопределённую форму: реять. В неопределённой форме перед -ть пишется -я-, значит, в глаголе прошедшего времени надо писать суффикс -я. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Доска Презентация №7, 8 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль |
Будем упражняться в написании слов на это правило. №2. Прочитайте текст. О чём текст? Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. Четыре года шла война. Но русские люди не (__________) струс_ли. Они (____________) выдерж_ли все испытания. После войны отличились трудовыми подвигами: заново (_______) стро_ли города, (_______) выращив_ли хлеб. Запишем слова парами. № 3. Прочитайте слова. Что их объединяет? Попробуйте придумать задание, которое предстоит выполнить. Вставьте пропущенные буквы. Определите в каждой строчке лишнее слово. Объясните. нач...л, законч...л, слыш...л став...ла, та...ла, помн...ла се...ло, кле...ло, ве...ло Что общего у слов каждой строчки? |
Читают текст. Текст о тяжёлой жизни людей после Великой Отечественной войны. Формулируют задание. В скобках надо писать глаголы неопределённой формы. Записывают на доске слова парами, выделяют орфограмму. Струсить - струсили выдержать - выдержали строить - строили выращивать - выращивали Глаголы прошедшего времени единственного числа. Высказывают предположения. Вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово. Записывают слова, вставляя пропущенные буквы, объясняют свой выбор. В первой строчке лишнее слово закончил, потому что в этом слове суффикс -и-, а в остальных словах суффикс -а-. Это слова мужского рода. Во второй строчке лишнее слово таяла, потому что в этом слове суффикс -я-, а в остальных словах суффикс -и-. Это слова женского рода. В третьей строчке лишнее слово клеило, потому что в этом слове суффикс -и-, а в остальных словах суффикс -я-. Это слова среднего рода. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
Раскрасьте в каждой строчке гласные, которые надо вставить. -Что у вас получилось? Те, кто правильно вставил пропущенные буквы и раскрасил соответствующие буквы, получит 5. - Поднимите руку, кто справился без ошибок. |
Выполняют задание, раскрашивают в каждой строчке буквы. Цифра 5 Проверяют свою работу. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Презентация №9 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | №5. - Прочитайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился. Чем интересно это стихотворение? В каком времени употреблены глаголы? - Самое главное - видеть "опасные" места. Попробуйте обнаружить слова, при написании которых нам надо применить сегодняшнее правило. Подчеркните глаголы, в которых суффикс перед суффиксом -Л находится в безударном положении. | Читают стихотворение - Стихотворение состоит только из глаголов прошедшего времени. Подчёркивают слова на изученное правило. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Презентация № 10 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какую учебную задачу ставили на уроке? - Какую новую орфограмму добавили в нашу схему? (Появляется слайд) - Мы сегодня с вами на уроке обращались к текстам о В.О.в, в которой советский народ одержал великую победу. Можно ли сказать, что мы с вами на уроке русского языка тоже одержали свою победу? Над чем? - Поднимите руки, кто одержал победу над незнанием, над трудностями? - Спасибо за урок! | Оценивают свою работу. - Научиться писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени. -Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Высказывают предположения. - Над трудностями в изучении русского языка, над пробелами в знаниях. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | Презентация № 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс
Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи; 2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка «Неопределенная форма глагола» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Неопределенная форма глагола»Цель урока: Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" 4 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Глагол" 4 класс. Программа "Нвчальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.
Дата:06.05.2020...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Закрепление". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексия.Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся неопределенной форма глагола.Задачи урокаДидактические:1 Организовать работу по закреплению знаний о неопределенной фо...





