Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Именительный падеж» (патриотическое направление)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Лещева Юлия Владимировна

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе  по теме «Именительный падеж» (патриотическое направление)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28» Саратовская область г. Балаково

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе  по теме «Именительный падеж» (патриотическое направление)

Автор: Лещева Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №28 г. Балаково

телефон: 8-937-977-39-70

e-mail: julenka_o@mail.ru

        

        Балаково, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………….3-4

2.Конспект урока................................................…………………......…5-9

3. Приложение………………………………………………………….10-12

4. Используемая литература, интернет - источники …………………13

Пояснительная записка

 Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.

На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию проводится  с минуток чистописания.

Словарная работа. При работе со словами использую межпредметную взаимосвязь

Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материала, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма. Сначала работаю над содержанием. Затем, включаю задания по русскому языку.

Тема урока: Именительный падеж имени существительного.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Задачи:

Образовательные:

1) Закрепить знания об имени существительном.

2) Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

3) Создать условия, при которых школьники самостоятельно и охотно приобретут недостающие знания по теме урока.

Развивающие:

1) Развивать память, внимание, навыки орфографической зоркости, мыслительные операции, речь учащихся.

2) Развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

Личностные результаты:

  • Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

  • Понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в художественном тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных текстов.

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы: Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, часть 2, М., - «Просвещение», 2013,  ПК  учителя, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Соседу по лицу пожмите руку. Присаживайтесь.

Я желаю, чтобы урок принес вам новые знания и радость общения друг с другом. 
Сегодня вы работаете на рабочих листах.

Приветствуют учителя и одноклассников.

Личностные: формирование готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация изученного

5 мин

«Чистописание»
Послушайне  музыкальную композицию (Гимн РФ).

Что вы услышали?(гимн)

Гимн - это государственный символ РФ.

Скажите, как

1) Минутка чистописания.

Подвиньте рабочие литы, запишите число, классная работа.

Я рабочий лист открою

Под наклонном положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

На отлично потружусь. 

Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.

- Внимательно  посмотрите, как  пишутся заглавная   и  строчная  буквы  Р, р.    

 

Что является священной державой? (Россия)

Что вы можете сказать про это слово?(Оно словарное. Написание орфограмм в этом слове проверить нельзя. Их нужно запомнить).

Запишем его. Раздем слово на слоги, поставим ударение. Подберём синоним к слову Россия (Родина, Русь, ...)

Работа со словарём: Россия, Москва, ветер, русский, родина, береза.

Найди лишнее слово? (русский?) По какому принципу нашли его? (По частям речи)

Давайте вспомним что такое имя существительное?

1 .Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы -----

  1. На вопрос что ? отвечают ________, на вопрос кто? Отвечают________ существительные.
  2. Бывают имена нарицательные, а бывают ________
  3.  Они пишутся с _______________
  4. Имя существительное  изменяется по________(числам)
  5. Назовите род имен существительных?
  6. Чтобы определить род имени существительного нужно поставить  его в __________ (начальную форму)
  7. Склонение имён существительных это____(изменение по падежам). Сколько падежей в русском языке? (6) Кто сможет назвать их?

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевые высказывания в устном и письменном виде.

III. Самоопределение к деятельности

Постановка темы и цели урока

7 мин


Упражнение3  в рабочем листе.

Перед вами слова. Прочитайте их.

В  живут разных люди  России национальностей.

Составьте из слов предложение . Запишите его.

В России живут люди разных национальностей.

Выделите грамматическую основу в предложении.

(Люди живут). Подпишите части речи над каждом словом.

Найдите имя существительное в Именительном падеже.

 Докажите.

 Определите тему нашего урока?
(Именительный падеж имени существительного)

-Задачи нашего урока?

()

- И цель нашего урока: научиться находить имена существительные в именительном падеже в тексте.


Познавательные: умение делать вывод на основе выполненной работы.

Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться, находить общее решение.

IV. Работа по теме урока

17 мин

Где мы можем больше узнать про Именительный падеж имени существительного? (в учебнике)

Откроем учебник на странице 42 и прочитаем правило.

Вернёмся к нашему предложению и докажем, что люди - это существительное в именительном падеже.

Упражнение4 .  Прочитайте текст.

Россия - это великая, гостеприимная, уд__вительная стр__на. Наша родина славится л__сами,  ст__пями,  п__лями,  животными, птицами, д__рами природы и полезными ископаемыми.

   Россия богата традициями и культурой. У нас много былин, песен, сказок.

В нашей стране живут трудолюбивые люди.

Русский народ гордится богатством(2) страны.

Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова. Над выделенными словами в тексте укажите падеж.

  1. Посмотрите на иллюстрацию.

IMG_256

IMG_256

  1. Что вы видите.
  2. Да, наша Россия богата армией

Беседа про 2025 год и как мы можем помогать нашим солдатам

Составьте предложение по иллюстрации. Молодцы.

Сейчас вы будете работать в паре.

Прочитайте стихотворение, подчеркните подлежащее и сказуемое. Подпишите над существительным именительный падеж, укажи род.

Пограничник на границе,

Нашу землю стережёт

Чтоб работал и учился

Спокойно весь народ.

Наши лётчики зорко небо стерегут

Наши лётчики охраняют мирный труд!

   

- Чему мы учились выполнив данное упражнение?

аходить в тексте имена существительные в именительном падеже, определять, каким членом предложения оно является)

В русском языке существует 6 падежей.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;  умение делать вывод на основе выполненной работы.

Регулятивные: понимание и выполнение учебной задачи; внесение необходимых коррективов в случае расхождения с эталоном.

Коммуникативные:  умение осознанно строить речевые высказывания в устном и письменном виде; умение работать в группе, вступать в диалог, оказывать помощь при выполнении задания.

V. Самостоятельная работа

5-7 мин

Ребята, скоро мы будем отмечать важную дату для всей страны- это 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какая традиция у нас существует 9 мая?

Мы возлагаем цветы к вечному огню.

Посмотрите в упражнении 76 учебника описывается цветок.

Прочитаем это стихотворение. Запишите по памяти первое четверостишие.

Проверьте себя. Оцените свою работу.

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: умение планировать учебные действия.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменном виде.

VI. Рефлексия

3-5 мин

Подведем итог нашего урока. Если вы согласны с утверждением , то хлопни в ладоши, если не согланы, помашит головой.

А) Склонение – это изменение имён существительных по падежам.

Б) Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кого? чего?

В) Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогом.

Г) Имена существительные в именительном падеже употребляются с предлогами по, к.

Регулятивные: осознание уровня качества своих знаний; сравнение результата с заданным эталоном; достижение поставленной цели.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменном виде.

VII. Итог урока 
Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание
учебник, стр. 42 учить правило, упражнение 74.

Личностные: формирование учебного интереса на уроках русского языка.

Рабочий лист по русскому языку в 3 классе.

____________________________________________

___________________________________________

  1. Минутка чистописания

  1. Работа со словарными словами.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Составьте из слов предложение .
  2. Запишите его.

В  живут разных люди  России национальностей.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выделите грамматическую основу в предложении. Подпишите части речи над каждом словом.  Найдите имя существительное в именительном падеже.

 Упражнение4 .  Прочитайте текст.Выпишите слова с  пропущенными буквами, подберите проверочные слова. Над выделенными словами укажите падеж.  

Россия - это великая стр__на. Наша Родина  славится л_сами, ст_пями, п_лями,  дарами природы.  Россия богата традициями и своей культурой.

В нашей стране живут трудолюбивые люди. Русский народ  гордится богатством  страны!

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Упражнение 76. Запишите первое четверостишие по памяти.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература, интернет - источники

  1. Загадки и ребусы - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html .свободный.- Заглавие с экрана.
  2. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/hudozhestvennaya-literatura/2025/01/16/kartoteka-stihov-ko-dnyu-zashchitnika-otechestva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...


 

Комментарии

Лещева Юлия Владимировна

Спасибо за отзыв