Род глаголов в прошедшем времени.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Ефимова Татьяна Васильевна

Способствовать формированию умений определять род и число глаголов в прошедшем времени, правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (, ), правильно произносить глаголы в прошедшем времени, работать с орфографическим словарем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.04.25_russkiy_yazyk.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Род глаголов в прошедшем времени.

Педагогические
цели

Способствовать формированию умений определять род и число глаголов в прошедшем времени, правильно
записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (
, ), правильно произносить глаголы
в прошедшем времени, работать с орфографическим словарем

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него;
проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации в учебном
тексте, в словаре; овладевают навыками смыслового чтения;
логические – осуществляют анализ, сравнение,
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы-
вания

Основное содержание темы, понятия
и термины

Род глаголов в прошедшем времени. Время и число глаголов. Окончание глаголов.
Неопределенная форма глагола. Синонимы. Антонимы

Образовательные
ресурсы

Учебник 3 класс, часть 2, с. 119-120

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

Индивидуальная. Практический. Письмо

а о е и я

трава вода стена тяжёлый лиса берёза

Назовите орфограмму.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Назовите «лишнее» слово.

Запишите в словарик это слово и запомните. Какой частью речи является это слово? Назовите постоянные и непостоянные признаки этого существительного.

Выполняют письмо
по образцу

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова)

Берёза (словарное слово)

Существительное(что?)

Неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.

Ед.ч., И.п.

Вырабатывают калли-графический почерк

Письмо

III. Актуализация знаний и способов действий.

Парная, фронтальная. Практический, словесный. Составление
предложений

1)Играю, идет, летает,
рисует, плачет, шумит.

Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Что такое глагол? Образуйте от данных глаголов неопределённую. (начальную) форму.

2) Выполните морфологический разбор прилагательного, глагола.: у высокого берега, читает книгу.

Глаголы.

Играть, идти, летать, рисовать, плакать, шуметь.

У высокого(берега):

1 Прил. 2. Н.ф.: высокий. 3 Кач.

4. Ед.ч., м.р., Р.п.

5.Вт.чл.

1.Читает-гл. 2.Н.ф.-читать. 3.Несов. вид, 1 спр.

4. Н. вр., ед.ч., 3 л.

5.Сказуемое.

Различают действия
живого и неживого предметов.

Умеют работать в паре, контролируют действия партнера

Составление предложений

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

V. Усвоение знаний и способов действий.

1. Время, число
и род глаголов
в прошедшем времени (упр. 210). Правило (с. 119)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический. Упражнение,
работа с правилом

 Упр.210 Выпишите глаголы с существительными, с которыми они связаны по смыслу.  Определите время этих глаголов. От чего зависит род глагола в форме прошедшего времени единственного числа?

Солнце грело, дождик падал, гулял ветерок, малина поспела.

Прошедшее время. Определите род каждого глагола в прошедшем времени.

От рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Определяют время,
число и род глаголов
в прошедшем времени. Выделяют окончания глаголов. Извлекают
необходимую информацию из учебного текста

Упражнение, правило

2. Синонимы.

Лексическое значение глаголов. Время, число
и род глаголов

(упр. 211)

Коллективная, индивидуальная. Словесный,
практический. Упражнение

Прочитайте. Докажите, что глаголы: блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.

Вывод: м. р.-нулевое окончание, ж.р.-а, ср.р.-о.

Отвечают на один и тот же вопрос: что делал? близкие по значению.

Списывают глаголы, определяют род, выделяют окончания глаголов в форме прошедшего времени единственного числа.

Приводят доказательства, что указанные глаголы являются синонимами. Определяют лексическое значение глаголов. Выделяют окончания, указывают род

Упражнение, беседа
по вопросам

3. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа с правилом.( с.120)

Фронтальная.

Словесный. Работа с правилом

Читаем правило, запоминаем. Приведите свои примеры на это правило

Читают и запоминают правило. Приводят свои примеры

Извлекают необходимую информацию
из учебного текста

Правило

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Дежурный ученик проводит физкультминутку

Дети выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение

Упр.213 стр.120

Работа с текстом. Определите тему, основную мысль, вид текста.

Читают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют задания

Определяют тему текста, высказывают свое отношение
к нему.

Упражнение

1. Самостоятельная работа
(упр. 212 стр.120)

Индивидуальная форма работы.

Упр.212 стр.120

Самостоятельно выполняют задания.

Выделяют окончания глаголов прошедшего времени, определяют род.

2. Работа со словарями синонимов и антонимов
(упр. 214)

Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа со словарём

Найдите в словаре синонимов(стр.152) и антонимов(стр.153) по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.

Выполняют задания
с помощью словарей

Записывают глаголы
в неопределенной
форме и в форме прошедшего времени
мужского рода единственного числа

Упражнение, работа
со словарем

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Смогли ли вы достичь
цели, задачи урока?

– Какие испытывали
трудности?

– Что воспринималось
легко?

– Дайте оценку уроку

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам.

Домашнее задание: РТ стр.71

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего раз-
вития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Изменение глаголов в прошедшем времени

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 4 классе по теме: "Изменение глаголов в  прошедшем времени", система Л.В.Занкова. Материал позволяет более полно и широко проникнуть ...

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...

Урок ФГОС на тему "Неправильные глаголы в прошедшем времени"

Тип урока: урок открытия новых знаний Тема урока: Неправильные глаголы в прошедшем времени (Irregular verbs in Past Simple) Цель: Научить распознавать неправильные глаголы в прошедшем ...

урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени

Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...