Согласная буква Ц.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 «Б» классе
по теме
"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Учитель начальных классов
Соловьева Оксана Александровна
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
- Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
- Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Оборудование:
- презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.) А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (Приложение № 3) (С заглавной буквы пишутся
имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
2) Знакомство со звуком [ц].
- Ребята, как вы думаете, а какой звук она обозначает? (Ответы детей).
- Давайте проверим ваши предположения. Предлагаю выявить это в процессе исследования.
- А что такое «исследование»? Где мы можем узнать, что означает это слово?
- Давайте заглянем с «Толковый словарь».
Исследование -научный труд. Исследовать, т. е . подвергнуть изучению, изучить.
- Итак, предлагаю исследовать эту букву.
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
Работа по ленте букв: - назвать гласные буквы (что их объединяет?)
- какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
- какие гласные могут обозначать 2 звука? Когда?
- назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают?)
- назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они?)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет ...)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Как думаете, чему будем учиться?
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается. II. Актуализация знаний.
1.Игра «Перекличка букв»
( у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)
-Выйдите гласные буквы (а, я, о, у, ы, и, е)
-Гласные смягчающие согласные (я, и, е)
-Гласные, с которыми согласные всегда твердые. (а, о, у, ы)
-Гласные, которые могут обозначать 2 звука. (я, е)
-Звонкие согласные (н, м, л, р, б, в, г, д, з)
-Глухие согласные (п, к, т, с, ч)
-Парные согласные, найдите друг друга. (б-п, г-к, д-т,з-с)
-Всегда мягкий согласный (ч)
-Буква, не обозначающая звука. (ь)
-Для чего она нужна?
4. Работа над новым материалом.
Ца- ца, ца-ца-ца, ца-ца,
Цапля, улица, пыльца.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы.
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо. Цапля».
Очень трудно нам стоять
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседей не держаться.
(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).
- Какой звук повторяется в чистоговорке ?
- Дайте характеристику звукам анализ слов «цех», «цапля»; -Сравните звуки, выяснение особенностей звука [ц]. -Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук? | Соотносят звуковую форму слов с буквенной. Определяют, что звук [ц] не имеет мягкой пары. -Работают с фишками. |
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. (Слайд 3)
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.) Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул-
Стал на «Ц» похожим стул.
***
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
– На что похожа буква Ц?
Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?
- Он глухой.
- Послушать, как он звучит в словах. - Как мы произносим звук [ш]? (воздух встречает преграду)
- Посчитаем все звуки в слове.(4)
-Сколько слогов? (2). На какой слог падает ударение?
-Произнесём первый слог.(ши)
-Назовите 1й звук. Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой, шипящий)
-Назовите 2 звук. Дайте характеристику.
-Произнесём второй слог. (пы)
-Назовите 1й звук. Дайте характеристику.
-Назовите 2й звук. Дайте характеристику.
- Определите местонахождение нового звука в слове.
Упражнение «Цветочек»
- Представьте себе, что наша левая ладонь — это спящий цветочек, и его можно разбудить.
Указательным пальцем правой руки дети выполняют вращательное движение по ровной дорожке правой руки. «Будим цветочек». Затем всеми пальцами правой руки нежно гладят каждый палец правой руки, от ладони до кончика (погладим лепестки цветка.
Затем меняют руки. Цветком становится правая ладонь.)
Упражнение 4. Фиолетовый запах
Оставьте открытой одну ладошку и закройте глаза. Педагог кладет каждому ребенку на ладонь фиолетовый бумажный цветок, слегка надушенный чем-то ароматным. Вы разбудили цветочки. Что ощущаете вы теперь, когда цветок проснулся? (Запах, чем-то пахнет, что-то лежит на ладо ни.) Можно открыть глаза и посмотреть на свой разбужен ный цветочек. Чувствуете, какой замечательный аромат? Давайте вдохнем фиолетовый запах!
Вдыхать надо медленно, носом, ощущая тонкий аромат цветка. Животик наполняется воздухом, а плечики не под нимаются. Теперь медленно и плавно выдыхаем ртом.
Хорошо. А сейчас, после вдоха, все по очереди скажут фразу: «Ах, как пахнет!»
Упражнение «Цветочек»
- Представьте себе, что наша левая ладонь — это спящий цветочек, и его можно разбудить.
Указательным пальцем правой руки дети выполняют вращательное движение по ровной дорожке правой руки. «Будим цветочек». Затем всеми пальцами правой руки нежно гладят каждый палец правой руки, от ладони до кончика (погладим лепестки цветка.
Затем меняют руки. Цветком становится правая ладонь.)
Какая бывает речь?
- Продолжите предложение:
- Устная речь – это….
- Письменная речь это…
- Из чего состоит речь?
- Предложения состоят из ….
- Слова делятся на ….
- На какие 2 группы можно разделить звуки?
- Как определить, что звук гласный?
Какой новый звук вы слышите?
Подумайте звук [и] гласный или согласный?
Давайте произнесем его.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте? Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И
1. Определение места звука в словах, работа в группах.
1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова.
2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова.
3 группа – в середине слова.
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?
--Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?
1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.
Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
-Назовите слова с новым звуком. Какой он?
– Итак, давайте знакомиться. Звук [ц]. Послушайте сказки. Назовите слова со звуком [ц].
(Звучат сказки В. Волиной «Занимательная азбука» и «Цыпленок Цып»)
– Хорошо, ребята, вы услышали и произнесли звук [ц]. А как нам его изобразить на письме? Существуют согласные буквы «Ц»: маленькая и большая.
(Учитель снимает листочек, который закрывает буквы на домике. Вывешивается на доске изображение печатных букв «Ц».)
– Итак, наши новые знакомые – это звук [ц] и буква «Ц». На что похожа буква «Ц»?
(Дети читают стихи про букву «Ц» у доски.)
Чтение слоговой таблицы (хором).
– Дополните слог «ЦА» до целого слова.
(Если дети не называют слово «царь», навести их вопросом: как в старину называли главу государства?)
– Кто такой царь? Он главный над всеми. Но царь есть не только у людей. Есть и у зверей. Это лев. А еще цари есть в Москве, в Кремле.
(Учитель показывает изображение Москвы.)
– Что же это за цари? Это царь-пушка и царь-колокол. Они главные над всеми пушками и колоколами.
(Учитель показывает изображение царя-пушки и царя-колокола.)
– Но у слова «царь» есть родственники. Кто придумает сам?
(Вывешивается табличка. Дети читают.)
Царица
Царевич
Царевна
Царство
Царский
– Что у них общего?
4. Подведение к формулированию вывода.
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ.
(Приготовили схемы) – 1 у доски
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.) - Назовите первый слог (цве-), второй (-ты). - На какой слог падает ударение? (На второй.) - Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.) - Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.) - Назовите звук вне слияния. ([ц]) | (Слайд 5) |
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».
Физкультурная минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в слышании нового звука.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
- Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся. (Слайд 6)
- На что похожа буква Ц? (Слайд 7-8)
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. (Слайд 9)
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке? (Слайд 10)
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи.Это тяжелая профессия.) (Слайд 11)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 51 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
Чтение стих –я С. Маршака.
- Для чего подковывать лошадей? Подчеркните слова с б. Ц
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физкультурная минутка.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться
Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! (Слайд 12)
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке
- В каком предложении выражается отношение к цирку?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (чтение 2-3 ребят)
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. (Слайд 13)
1. Игра «Что кому?» (Слайд 14)
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
|
|
2. «Отгадай загадку».(Слайд 15)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово». (Слайд 16)
(Положить перед собой кассу букв)
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
6. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». (Слайд 17)
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
7. Итог урока, рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению (светлый – темный).
Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы «Ц».
Занимались на уроке,
Подустали мы в конце.
Ожидание оценки!
Вы хотите ее знать?
Получите, дорогие
И оценка эта – пять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.
На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х.
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100" ("Букварь", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Тема урока: "Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х."...

Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."
Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами....


