Русский язык "Изменение имён прилагательных по падежам", 3 класс (Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Елинкина Рита

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам" для учащихся 3 класса по программе "Школа России". Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Тема

Изменение  имён прилагательных  по падежам

Класс

3

Автор урока

Рита Рафаэловна

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 6»

УМК

«Школа России»

Цель

Создать условия для формирования умений изменять имена прилагательные в единственном числе по падежам, определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Время реализации урока 

40 минут

Планируемые образовательные результаты

Предметные: изменять имена прилагательные по падежам, развивать умение выделять падежные окончания имён прилагательных, определять падеж имён прилагательных.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать и сохранять учебную задачу, искать информацию, представленную в таблице, перерабатывать полученную информацию, составлять алгоритм действий, совершать действия в соответствии с составленным алгоритмом.

Познавательные УУД: общеучебные – использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; логические – осуществлять сравнение, приводить доказательства, устанавливать причинно-следственные связи; владеть основами смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты: проявлять интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, развивать этические чувства (сопереживания, отзывчивости), экологическое воспитание.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.  

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Русский язык. 3 класс: поурочные разработки по программе «Школа России»

Дидактическое обеспечение урока

учебник «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Оборудование

Проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока «Изменение  имён прилагательных по падежам»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности.

Цель:

Мотивация обучающихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу.

Прозвенел звонок – начинается урок.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять

Буду грамотно писать.

- Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра…улыбнитесь.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым?

- Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали десять хороших дел. А сколько же хороших дел можно сделать за урок!

- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от своей работы! Пусть сегодняшний день принесет нам радость общения и радость от открытия нового на уроке. Успехов вам и удач!

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?  

Виды речевой деятельности:

  • Говорим  
  • Читаем  
  • Пишем  
  • Слушаем  

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

- Запишите в тетрадях дату.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Ученики

Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания

Садятся за парты

Включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

II.  Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

- Какой раздел русского языка мы начали изучать?         

- Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном.

-Все ли тайны имени прилагательного открыли? Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным.

-Посмотрите на доску. Что здесь записано?  

 родная, он, спелое, красивые, читать, сильный, над, весенние.

 - Исключите лишние слова.

- Что общего в этих словах?

- Обратим внимание на прилагательные в форме единственного числа. Что можем о них сказать?

- Значит они…

- Запишем словосочетания с этими прилагательными, выделяя окончания.

- Как еще изменяется прилагательное?

- Назовите прилагательные в форме множественного числа

- Запишем словосочетания с ними, выделим окончания.

-Почему у имен прилагательных разные окончания?

-Какой вопрос возникает? 

Изменяются ли имена прилагательные по падежам?   

                         

Посмотрите на таблицу на стр. 82, сделайте вывод.

- Попробуйте определить падеж у данных прилагательных.

-Кто может сформулировать тему урока?

-Какова цель нашего урока?  

Имя прилагательное      

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Словосочетания

Он, читать, над.

Это имена прилагательные.

Стоят в мужском, женском, среднем роде.

Изменяются по родам.

Родная сестра, сильный ветер, спелое яблоко.

По числам, ед.ч. и мн.ч.

Красивые, весенние.

Красивые цветы, весенние каникулы.

Дети выполняют задание.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

ТЕМА: Изменение имен прилагательных по падежам

   

-Сегодня будем учиться:

- склонять имена прилагательные;

- распознавать падеж имён прилагательных;

- употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- правильно строить свои высказывания и грамотно писать.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи

1. Решение проблемы. Исследование.

- Проведём небольшое исследование:

Работа в группах по рядам:

Задание: просклонять имя существительное вместе с прилагательным, с  которым   оно согласуется. Рассмотрите таблицу   на стр.82, пользуясь ею, попробуйте выполнить работу.    

1 ряд: утренний туман

2 ряд:  утреннее небо

3 ряд:  утренняя роса

2.План исследования.

  1. 1.Просклонять имена прилагательные с именами существительными..
  2. 2. Выделить окончания у имён  прилагательных.
  3. 3.Сделать вывод.

4.Проверка.     

Выслушать мнение представителя каждой группы.

-Оцените свою работу в своей оценочной таблице.

-Сверьте со слайдом. 

 -Какой сделаем вывод?                                  

  ВЫВОД:

  • Имена прилагательные изменяются по падежам.
  • Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

-Подтвердите свои наблюдения.

 Учебник  с.83, прочитать правило

3. Составление алгоритма.

- Можно ли определить падеж по окончанию?

-Что нужно сделать, чтобы определить падеж у имен прилагательных.

Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

Лексическая работа:

- Давайте вспомним, а что такое алгоритм, на каком уроке вам встречалось это понятие?

-Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного?

Составление алгоритма:

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить падеж имени существительного.
  3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.  

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

Делают вывод: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по падежам. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Алгоритм - точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи.

ИЛИ: пошаговое выполнение инструкций

IV.Физминутка

 Цель: активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий

                                    

Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки.

Выполняет движения физминутки

Осуществляют профилактику утомления.

 

Правильное выполнение движений

V.Закрепление новых знаний. Повторение.

- А теперь потренируемся в определении падежа имен прилагательных. Выполним упражнение стр. 83 упр. 144 (устно)

 - стр. 84 упр. 145 работа у доски (ученик) и самостоятельно в тетрадях.

 - стр. 84 упр. 146 выполните самостоятельно.

Проверка

Оцените себя сигнальной карточкой.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.

VI. Рефлексия.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Как определить падеж имени прилагательного?

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  Сегодня я узнал…

•  Я научился…

•  У меня получилось…

•  Мне захотелось…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Стр. 84 упр.147                                   

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс Русский язык Урок 119 "Изменение имён прилагательных по родам",УМК "Школа России"

К технологической карте урока прилагается презентация .Файл с музыкой П.И.Чайковского загрузить не получилось....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Изменение имён прилагательных по падежам"(УМК "Школа России")

Представляю вашему внимаю конспекты уроков и презентации по русскому языку. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам". УМК "Школа России".

Презентация и конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии проблемного о...

Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...

Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение и закрепление умения определять падеж имени прилагательного; умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных.Планируемые результатыПредметные...

Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение, углубление знаний об имени прилагательном; развитие умения определять род, число, падеж имен прилагательных.Планируемые результатыПредметные:Знать начальну...