Правописание окончаний существительных в единственном и множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 4 класса. Посвящён формированию навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Правописание окончаний существительных в единственном и множественном числе»
Цель : формирование у учащихся умения правильно писать безударные окончания имён существительных.
Задачи: повторить алгоритм определения безударного окончания имени существительного, развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательность и аккуратность при письме.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работой нашей довольны остались,
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
- Тихо садитесь. Запишите в тетрадях : 1 марта.
Классная работа.
2. Слайд 1.
«Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает»
- Прочитайте, как понимаете смысл пословицы?
- Наш урок позволит вам пополнить сундучки знаний. (На доску прикрепляются два сундучка)
3. Игра «Лови ошибку» (устно) у учащихся – «светофорики»
- Часть речи «Имя существительное» вы изучаете с первого класса. А прочны ли ваши знания?
-Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Начальная форма существительных – родительный падеж, единственное число.
- В русском языке 5 падежей.
- Непостоянные признаки существительных – это род и число.
- Склонение – это изменение существительных по лицам и числам.
3. Чистописание.
На доске: большой – маленький
сухой - ? (мокрый)
война - ? (мир)
глубокий - ? (мелкий)
старый -? (молодой)
- Посмотрите на запись, подобрав слова, догадайтесь какую букву будем сегодня писать? (М)
- Какие звуки обозначает?
ммМм мм
- Какое слово лишнее мир (имя существительное)
- Напишите на второй строке мир и подберите однокоренные слова, являющиеся другими частями речи (мирный, помирить, мирно)
4. Словарь
-Вспомним слова на букву «м»
- Заполните перфокарты: м…рковь, мес..ц, м..даль. м..лодия, м..л..ко, м…дведь, м…роз.
- Какой частью речи являются?
- Какое существительное употребляется только в единственном числе?
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (мелодия)
5. Определение темы урока. Целеполагание.
Слайд 2.
Летят на ветки воробьи,
Чтоб обсудить дела свои,
Сидят на ветке воробьи,
Сидят на е, летят на и.
- Это задание поможет сформулировать тему урока.
-Почему слово ветка имеет разное окончание?
- От чего зависит выбор гласных в окончаниях существительных? (От падежа и числа)
- Определите тему.
- Назовите учебные задачи с помощью слов –помощников:
Повторим…
Проверим…
Узнаем…
(На сундучки прикрепляю таблички: единственное число, множественное число)
6. Проверка знаний способов подбора гласных в окончаниях существительных ед. числа:
6. 1. Индивидуальная работа у доски (ученик заполняет таблицу окончаний склонений в Р.п, Д.п, П.п.
1 скл | 2 скл | 3 скл | |
Р.п | |||
Д.п | |||
П.п |
Работа с предложением:
Конь, огонь, земля, вода меня выручат в степи всегда.
(Простое, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными подлежащими)
- Какие слова помощники проверяют окончания существительных 1, 2, 3 склонения?
Вывод: 2 способа (знание таблицы окончаний, знание слов помощников)
7. Работа в парах (1 пара работает у доски). устно
-Распределите словосочетания в два столбика:
Писать в тетрад…, подошёл к опушк.., сделано из шерст.., пришил к скатерт.., думал о рекорд…, находиться на площадк…
8. Самостоятельная работа по учебнику: № 138.
9. Проверка.
10 . Наполняем сундучок сокровищами-знаниями:
(таблица, картинка слова-помощники уже прикреплены после выполнения заданий.)
А эти рисунки какие правила иллюстрируют?
(правописание о или е в Т.п. после твёрдых шипящих и ц, слова на ия, ие. ий)
11. Физкультминутка.
12. Наполняем 2 сундук – множественное число.
Устная работа с таблицей
- В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания?
Составьте устно предложение со словом сосульки так, чтобы в 1 предложении слово было в Им. падеже. А во втором – в винительном.
-Можно ли использовать слова-помощники? Назовите их.
Говори правильно: картинный диктант.
- Я произношу первое слово, а второе учащиеся в Р. п. множ. числа.
Сбор (помидор)
Покупка (апельсинов)
Пара (носок)
Починка (сапог)
Пять (гиря килограммов)
Полка для (туфель)
Самостоятельная разноуровневая работа по объёму учебного материла..
- Вставьте окончания, определите падеж.
1 уровень - 2 предложения зелёная закладка
2 уровень – 3 предложения жёлтая закладка
3 уровень – 4 предложения розовая закладка
Площадк_ перед подъезд__ все были заставлены машин___. Жильц_ с собак___ гуляли чуть в стороне. На лавочк__ сидели старушк_ и родител_ с малыш___ в коляск__. По железным лестниц__ и низким бревнышк__ лазили ребят_ постарше. Под окн___ дома девочк_ играли в классик.._, прыгали через резиночк….
Проверка
Работа в группах «Крылатые выражения»
- Во многих крылатых выражениях можно встретить существительные множественного числа.
- Каждая группа получает конверт с заданием - на карточках напечатаны слова, а на одной карточке не слово. а изображение предмета. Поставив слово - название в необходимую форму, составьте крылатое выражение и объясните его значение.
Можно по пальцам пересчитать (говорят о том, чего очень мало)
Держать язык за зубами (молчать, не болтать лишнего)
Игра не стоит свеч (Затраченное не окупит полученное)
Брать в свои руки (взять на себя руководство)
Пускать пыль в глаза (обманывать, преувеличивать)
Терять почву под ногами (потерять уверенность в самом себе, в успехе дела)
13. Рефлексия учебной деятельности:
- над какой орфограммой работали?
Какие учебные задачи ставили?
-В течение урока вы заполняли карту достижений, отметьте себя на лесенке достижений, скажите по алгоритму:
Знаю…
Запомнил..
Смог…
14. Домашнее задание разноуровневое по трудности задания.
15. А где можете применить свои знания?
- Вставьте пропущенные окончания в тексте и подарим открытки нашим гостям.
С наилучшими пожеланиями от мальчиков и девочек 4 в класса МБОУ гимназии № 3.
16. Спасибо за урок.
Приложение
Словарная работа
М…рковь, м…сяц, м…даль, м…лодия, м…л…ко, м…дведь, м..роз.
Работа в парах.
Распределите словосочетания в два столбика (проведи стрелку):
- и -е
писать в тетрад… подошёл к опушк… сделано из шерст..
пришил к скатерт.. думал о рекорд… находиться на площадк…
Работа с текстом.
Спиши, вставляя окончания, определи падеж.
Площадки перед подъезд… все были заставлены машин…. Жильцы с собак… гуляли чуть в стороне. На лавочк… сидели старушки и родители с малыш.. в коляск…. По железным лестниц…и низким брёвнышк… прыгали ребята постарше. Под окн… дома девочки играли в классики
Словарная работа | |
Работа в парах | |
Самостоятельная работа по учебнику № 138 | |
Работа с текстом | |
Групповая работа |
Домашнее задание
Задание 1.
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
в конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .
Задание 2.
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
На брош… - __________________________
Около постельк… - ____________________
По колыбельк… - ______________________
О медал… - ___________________________
В бутылк… -__________________________
О ноч… - _____________________________
На снег… _____________________________
Задание 3.
Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе
конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...
3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
Урок с приминением ЭОР,...

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...

Урок русского языка. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Обобщение».
Урок русского языка.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний...

Конспект урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. Закрепление"
Цель:развивать речь, учить осознанному чтениюповторить существенные признаки имени прилагательного как части речи;развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существите...

Игра "Домино" по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа"
Игра помогает обобщить знания по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа" и проверить знания учащихся....