Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Существительное"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Гаранина Анна Александровна

Класс:3

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

Цель: создание условий для формирования представления об изменение имён существительных по падежам.

Задачи:      

  • Формировать представление о названиях падежей и падежных вопросов;
  • Развивать умение изменять имена существительные по падежам;
  • Воспитывать интерес к русскому языку;

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvitelnoe.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф. И. ПАНФЕРОВА»

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

Технологическая карта

урока русского языка,

 студентки группы 3н1

Гараниной Анной Александровной

Методист: Молодцова Т. А.________

Вольск 2020

Класс:3

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

Цель: создание условий для формирования представления об изменение имён существительных по падежам.

Задачи:        

  • Формировать представление о названиях падежей и падежных вопросов;
  • Развивать умение изменять имена существительные по падежам;
  • Воспитывать интерес к русскому языку;

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока:

Этап

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Тихо сядут те, кто согласен с выражением «Язык есть вековой труд целого поколения»

Владимир Иванович Даль

- Садитесь.

- Как вы понимаете данное выражение?

- Автор данного выражения говорит нам о том, что язык это не что-то возникшее в мгновение, а труд, долгий труд всего народа.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.

Минутка чистописания, совмещённая со словарной работой.

- Посмотрите на слова, записанные на доске. Вставьте в них пропущенные буквы, поставьте ударение.

П…трушка, ч…тверг, д…ревня, ч…рнеть, г…рой, п…сок.

- Что общего у этих слов? (1.Словарные слова. 2.Во все слова вставили букву е. 3.Ударение падает на 2 слог.)

-Распределите слова на возможное количество групп, по какому – либо признаку.

(Данные слова можно распределить на группы в зависимости от части речи (сущ – е и глагол, 2 слога и 3 слога.)

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Эта буква находится в глаголе и обозначает согласный, мягкий, звонкий, непарный звук.

- Это буква «н».

- А писать мы её будем вместе с непроверяемой безударной гласной, которую вставляли в словарные слова, записанные на доске. (Е)

- Если вы закончили, покажите правильной посадкой.

- Молодцы ребята!

- Ребята, посмотрите на эти же слова 10 секунд и постарайтесь их запомнить. Сейчас я закрою доску, и вы будете писать их по памяти.

- Если закончили, покажите правильной посадкой.

- Проверим правильность написания, сверяясь с доской.

- Молодцы ребята, у вас хорошая память.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Прогнозирование темы.

-Посмотрите на предложение, записанное на доске, и назовите все существительные.

«Человек изобрел телефон и телевизор».

-Какие существительные встретились в предложениях?

(телефон, телевизор, человек)

Почему вы считаетечто это имена существительные?

(Эти слова отвечают на вопросы кто? Что? И обозначают предметы)

- Назовите грамматические признаки имен существительных.

- Повторим все, что знаем об имени существительном

Изменение слова «друг».

Друг – это человек, который все поймет и поможет.

Друг не забудешь через годы. Друг доверишь любую тайну. Я уважаю своего друг. Я горжусь друг. Многие мечтают о настоящем друг. 

- Понятен ли вам текст? (нет)

- Почему? (Неправильное окончание у слова «друг», поэтому нарушена связь слов в предложениях.)

- И здесь на помощь нам приходят помощники. А как их зовут, вы узнаете сами, разгадав ребус. (Прочитайте буквы)

П16356АД77686ЕЖ756И ИМ8658Ё78Н СУ998ЩЕ878СТВ675ИТЕ876849ЛЬН87ЫХ

- Что у вас получилось?  (Падежи имён существительных)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Верно, тема нашего урока «Изменение имён существительных по падежам».

  1. Построение выхода из проблемной ситуации.

- Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?

Цель: узнаем, как изменяются имена существительные по падежам.

- Исходя из нашей цели, составим план работы на уроке.

План:

1) Познакомимся с падежами имён существительных.

2) Узнаем, как изменяются имена существительные по падежам.

3) Потренируемся изменять имена существительные по падежам.

  1. Реализация построенного проекта.

Осуществление 1 п. плана.

- Тогда приступаем к осуществлению первого пункта плана.  (Познакомимся с падежами имён существительных.)

- У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой

За слово в бой готов любой.

Сказка о падежах.

-Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

  Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.

 Родился – стал родительным.  Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.

 Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.

  Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.

 Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.

-Какие названия падежей запомнили?

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей 

- В русском языке принято изменение существительных по падежам называть склонение.

Знакомый падеж. (Именительный)

-Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже. Если слово является в предложении подлежащим, то оно тоже в именительном падеже.

Определение вопросов падежей.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники 

И.п. (есть) кто?  Что?

Р.п. (нет) кого?  Чего?

Д.п. (дать) кому?  Чему?

В.п.(винить) кого?  Что?

 Т.п.(творить) кем?   Чем?

П.п.(думаю) о ком?   О чем?  

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  

- Какой вывод можно сделать по 1 пункту плана?

Вывод: У имён существительных 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. К каждому падежу задаётся по 2 вопроса.

Физминутка.

- Если на экране появляется слово, которое является именем существительным, то вы приседаете. Если появляется слово другой части речи, то вы поднимаете руки вверх.

-Облако, бежать, дерево, удивительные, по, волшебник, пишет, звезда

Осуществление 2 п. плана.

- Теперь, когда мы познакомились с падежами имён существительных, можем приступить к осуществлению 2 пункта плана.

- Кто помнит, как он  звучит?  (Узнаем, как изменяются имена существительные по падежам)

 - Ребята, как вы думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж существительного? (падежные вопросы)

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? (изменить их по вопросам)

-Верно.

-Что изменяется при этом у существительных?

- Как по-другому называется изменение существительных по падежам? (склонение)

- А теперь зная названия падежей, падежные вопросы можем ли мы изменить по падежам  (просклонять) существительные?

- Ребята, слово «доска» это существительное?

- Итак, давайте просклоняем существительное зима.  Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске).

-Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

- Итак, ребята, какой вывод можно сделать по 2 пункту плана?

Вывод: Для того, чтобы правильно определить падеж существительного, нужно знать падежные вопросы.

Осуществление 3 п. плана.

- Теперь, когда мы знаем, как склонять имена существительные по падежам, можем приступить к осуществлению 3 пункта плана.

-Кто помнит, как он звучит? (Потренируемся изменять имена существительные по падежам.)

- Посмотрите на доску, с этим текстом мы встречалась в начале урока. Давайте теперь просклоняем слово «друг» по падежам. Вставим в слова текста правильное окончание.

Друг – это человек, который все поймет и поможет.

Друг не забудешь через годы. Друг доверишь любую тайну. Я уважаю своего друг. Я горжусь друг. Многие мечтают о настоящем друг. 

- Поднимите руку, кто желает ответить.

- Молодцы ребята!

  1. Закрепление

Работа в группах.

- А сейчас вам предстоит поработать в группах. У каждой группы своё слово, вам нужно просклонять своё слово по падежам.

1 группа - берёза

2 группа – дом

3 группа – директор

Заслушивание групп.

- Если кто-то услышит ошибку, поднимите руку.

  1. Итог

Чтобы знания были впрок,

Давайте подведём итог!

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько падежей у имён существительных?

- Назовите их вопросы, и вопросы, на которые они отвечают?

Рефлексия

-А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке. Если вы на уроке были активны, правильно отвечали на вопросы, поднимали руки, поднимите весёлый смайлик, а если кто- то затруднялся и немного сомневался в себе и своих знаниях, поднимите грустный смайлик.

-В чем испытывали затруднение?

-А теперь, вас оценю я и поставлю вам отметки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...