конспект урока русского языка 2 класс "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Козлова Любовь Александровна

Цель урока 

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

 

1.Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

2.Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

3.Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;

4.Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5.Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

 

Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

  • Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.);

- правильно употреблять в речи мена существительные.

Личностные:

– формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yaz_imya_sushchestv_2_k.docx80.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

Имя существительное как часть речи

УМК

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока  

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

1.Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

2.Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

3.Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;

4.Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5.Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

  • Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.);

- правильно употреблять в речи мена существительные.

Личностные:

– формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, словарь Ожегова С.И., листы индивидуальных достижений, карточки для работы всей команды, нарисованный снегопад и снежинки трех видов для рефлексии, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме  «Имя существительное».

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч.

Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2.

ЭОР, ЦОР:

  1. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс
  2. Презентация к уроку созданная в программе MicrsoftOffcePowerPoint.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

П.И. Чайковский  «Времена года» «Февраль. Масленица» http://pesni.fm/search/Чайковский/Времена+Года.+Февраль.+Масленица

Песня «Из чего же» http://iplayer.fm/song/9271837/-_Iz_chego_zhe_sdelany_nashi_malchishki/

Диск https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=69a4c5b5f287c8812195fc6101145241&n=33&h=215&w=215

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

- системно-деятельностныйподход;                     - информационно-коммуникационные технологии

- проблемно-диалогическая технология;                   - технология оценивания уровня учебных успехов;

 - личностно-ориентированное обучение;                  - групповая технология;                                    

- здоровьесверегающие технологии;                          - элементы технологии развития критического мышления;                                - исследовательская деятельность.

Конспект урока

Этап урока, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!

Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.

2.Словарная работа

Цель - повторение изученных «зимних» слов.

- Проверьте по плакату свою посадку при письме.

- Запишите слова. Что общего у этих слов?

- Какой общей темой они объедены?

- Какой месяц сейчас идет?

- Что вы можете рассказать об этом месяце?

- Русский советский живописец Игорь Эммануилович Грабарь свои впечатления от февраля перенес на холст. На картине «Февральская лазурь» он изобразил февральское утро, морозный воздух, лазурное (определение дано на слайде) небо, березовую рощу и глубокие сугробы снега. Образ настоящей русской зимы.

- Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте.

- Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. Он самый короткий, но самый вьюжный зимний месяц. В народе о нём говорят: месяц лютый, солнце на лето поворачивает, зиму замыкает, весну строит.

Читают стихотворение, принимают правильную осанку при письме

- Это словарные слова

- Зима

- Февраль

- В феврале 28 дней или 29 дней. Если 29 дней -  такой год называется високосный. Февраль - это последний зимний месяц.

Рассматривают картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Февраль. Масленица».

3.Минутка чистописания.

Цель – формирование каллиграфического навыка письма.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы. Догадались, что эта за буква?

- Буква ф.

Прописывают буквы Фф.

4.Актуализация знаний.

Цель- повторение изученного материала, подведение под тему урока.

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На двух прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?

- Одним словом, как называются эти группы слов?

- Почему не все сектора на круге «Части речи» подписаны?

- Из предложений, тесно связанных между собой.

- Из слов

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Части речи.

- Другие части речи будем изучать в других классах.

5.Самоопределение к деятельности.

Цель – самостоятельное определение темы урока и формирование задач урока.

 - Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать несколько уроков. На слайде будут появляться слова, по ним догадайтесь, о какой части речи пойдем сегодня речь.

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи.

- Вот перед вами Снеговик в роли имени существительном. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме)

- Что нам нужно вспомнить и хорошо запомнить об имени существительном?

- Имя существительное

- На какие вопросы отвечает имя существительное и что обозначает?

6.Систематизация знаний по теме.

Цель – систематизировать уже полученных знаний об имени существительном.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает имя прилагательное. Прочитайте слова и задайте к каждому слову вопрос.

- Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что обозначают эти слова?

- Сможете ли вы сформулировать правило «Имя существительное»?

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

( П. Чесноков)

- Имя существительное мы пока будем подчеркивать одной линией  _____ и сокращенно подписывать сущ.

По частоте употребления имена существительные занимают первое место.

Читают слова и задают вопросы:

Снег – что?, санки – что?, воробей – кто?, лыжи – что?, Снегурочка – кто?, сосулька – что?

- Кто? Что?

- Предметы

- Формулируют правило, на слайде появляются основные признаки существительных.

7.Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи».

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний об имени существительном.

1. - Посмотрите на слова (зима, за зиму, к зиме, от зимы,  с зимой, о зиме). Что можно сказать о них?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Задайте вопросы к этим словам.

- Вы сказали, что это существительные, тогда почему они отвечают на другие вопросы?

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Стр. 46 «Обрати внимание»

- Какой секрет о существительном мы узнали?

-  Кто знает, почему имя существительное получило такое название?

- А вот имя существительное о себе сказало так:

"Давно живу я в мире этом,

даю названья всем предметам".

- Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире. Их с каждым годом становится больше. Почему?

- Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон» Почему?

- Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше?

2. - А только ли предметы обозначает имя существительное?

Прочитайте об этом в учебнике на стр. 47 «Страничка для любознательных».

- Что еще может обозначать имя существительное?

«Корзина мнений» (это существительные, форма одного слова зима)

 - Это существительные?

Задают вопросы с помощью учителя.

«Корзина мнений»

- Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы; (чему?) зиме; (о чем?) о зиме.

 «Корзина идей»

«Корзина мнений»

- Не было еще этих предметов.

- Придумывают новые предметы, дают им название.

«Корзина мнений»

Рассказывают то, о чем прочитали на      стр. 47 «Значения имен существительных»

8.Физминутка. Берегите глаза!

Мы в автобусе сидим, 
Во все стороны глядим. 
Глядим назад, глядим вперед, 
А автобус не везет. 
Внизу речка – глубоко, 
Вверху птички – высоко. 
Щётки по стеклу шуршат 
Все капельки смести хотят. 
Колёса закружились 
Вперёд мы покатились. 

Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз

9.Закрепление полученных знаний.

Цель – развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач.

Закрепим полученные знания об имени существительном.

1.  Работа по электронному приложению к учебнику. Анимация.

2. Работа по учебнику стр. 46 упр. 77

3.  Работа в группе. - Подбери имя существительные к признакам:

Предмет –

Явления природы –

Люди –

Животные –

Географические названия –

События –

Состояние человека –

Качества человека –

4. – Посмотрите, какое солнышко заглянуло к нам в класс. Оно принесло нам задание. Предположите, какое задание принесло нам солнышко.

5. Игра «Заберите с собой только имена существительные»

6. Работа в парах по электронному приложению к учебнику. Упражнение

7. Послушайте песню «Из чего же?»  и мальчики выписывают, из каких предметов сделаны девочки, а девочки – из чего сделаны мальчики.

Выполняют самостоятельно, проверяют по слайду. Оценивают себя.

Работают в группе.  Оценивают себя.

- Распределить существительные на группы по вопросам.

Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель

Работают индивидуально на ноутбуках.

Дети выписывают из песни имена существительные (в начальной форме или в той, в которой стоят слова в песни) проверяют себя по слайду. Самооценка.

10.Подвижная физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Дети выполняют подвижную физминутку под музыку.

11.Самостоятельная работа.

Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

Индивидуальная самостоятельная работа детей  «Кто хочет стать существоведом?»  

Выполняют самостоятельно

12.Итог урока. Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися деятельности на уроке.

- Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке с помощью снежинок.

- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки.

(Называют задачи урока и как они их усвоили).

(Дети передают друг другу нарисованный «снегопад» и прикрепляют к нему снежинки разной формы.

            - я доволен своей работой на уроке

           - я хорошо работал, но умею лучше

           - работа не получилась, не доволен собой

13.Домашнее задание.

Всем Учебник с. 45, правило.  

На выбор

I. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.)

II. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?,  другое – на вопрос ЧТО?

III. Рабочая тетрадь   стр. 24 упр. 51

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России

Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи"  3 класс Школа России...

Конспект урока русского языка «Имя существительное как части речи»

Тип урока: Изучение нового материалаЦель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях ок...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....