Конспект урока по русскому языку на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка в начальной школе направлен на формирование понятия о сложных словах, способах их образования и правилах написания, а также на развитие орфографической зоркости и речевых навыков учащихся.Тип урока: открытие нового знания . Построен по технологии деятельностного метода .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в начальной школе.
Тема урока: Сложные слова.
Основные цели:
1.сформировать представление о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней;
2.развивать познавательный интерес учащихся, речь, умение анализировать, сравнивать;
3.воспитывать интерес к языку, к слову.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Урок построен по технологии деятельностного метода .
Материал к занятию:
- карточки ( образцы для самопроверки, эталоны);
- карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в группах;
- иллюстрации;
- этимологические словари;
- электронное приложение к учебнику
Ход урока.
1.Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
Прозвенел для нас звонок-
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.
-Мы пришли учиться, узнавать новое.
-Хотите узнавать новое?( Да)
-Для чего это нужно? ( Чтобы расширять свой кругозор, чтобы быть умнее, грамотнее…)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
-Прежде, чем узнавать новое, повторим то, что изучили на прошлых уроках.
-Как называется главная часть слова?
-Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
-При помощи каких частей образуются новые слова?
-Восстановите на доске алгоритм разбора слова по составу:
1.Измени слово и найди окончание.
2.Подбери родственные слова, выдели корень.
3. Найди приставку в слове.
4.Найди суффикс.
5.Составь схему слова, используя условные обозначения.
( Для выполнения этого задания используются карточки, напечатанные учителем)
-Какие способы образования слов мы знаем? ( Приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный)
Работа с индивидуальными карточками.
-Возьмите карточку №1 и разберите слова по составу. Объясните способ их образования.
Карточка №1. |
Садик , подбородок , лётчик , кормушка , привкус , подарок , снегопад. |
Дети разбирают слова. Объясняют. Возникает затруднение.
Слово снегопад состоит из двух корней. Оно вызвало затруднение в разборе слова по составу.
3.Выявление места и причины затруднения.
Дети определяют место и причину затруднения.
Д.-Мы не знаем, есть ли в русском языке слова с двумя корнями.
Д.-Мы не знаем, каким способом образовано слово. Наверное, в русском языке есть ещё один способ образования новых слов.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель перед собой поставим? (Узнать новый способ словообразования).
-Чтобы легче было достичь цели, предлагаю поработать в группах.
Дети объединяются в группы. Им выдаётся пакет с карточками, план , клей-карандаш, лист бумаги.
Каждая группа работает по выданному плану.
План |
1.Составьте из частей слова. |
2.Наклейте слова на лист. |
3.Сделайте вывод. Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова? |
План. |
|
Рыба, ловить. |
Каша, варить. |
2.Составьте из корней новые слова. |
3. Сделайте вывод. Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова? |
5.Реализация построенного проекта.
Дети работают в группах. Затем представляют свою работу. Размещают на доске составленные слова:
Пешеход, камнепад, пешеход, птицелов, сеновал, волнорез, пчеловод, книголюб, свинопас, пароход, звездопад, полевод, сталевар, мореход, землекоп, саморез.
-Сколько корней в каждом из этих слов?( Два)
-Каким способом образованы слова?( Путём соединения двух корней)
-Какие буквы соединяют корни?(о,е)
Вывешивается схема нового способа образования.
-Если буквы о и е соединяют корни, как вы думаете, как они называются?
( Соединительные гласные)
-Итак, цели мы достигли, узнали о новом способе образования.
-А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Включается электронное приложение)
-Что ещё нового узнали из сообщения Ивана Ивановича?( Слова, образованные путём соединения двух корней, называются сложными.)
Вывешивается табличка:
Сложные слова. |
-Обратимся к учебнику и там прочитаем о сложных словах.
-У меня остался ещё один вопрос, который хотелось бы задать Вам.
-Посмотрите, я разделила слова на 2 группы. По какому принципу я это сделала? ( Слова с соединительной гласной о и соединительной гласной е)
-В каких случаях нужно писать е, а в каких о?
-Точный ответ на этот вопрос дадим, когда прочитаем стихотворение.
После мягких, шипящих и ц
В сложных словах пусть будет е.
А после твёрдых пусть будет о-
Не перепутает их никто.
-Вернёмся к карточке №1. Сможем ли мы теперь разобрать слово снегопад по составу? (Да).
Разбираем слово по составу. Называем способ образования.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Пришло время закрепить полученные знания.
-Перед уроком профессор И.И. Самоваров прислал нам письмо с загадками, а отгадки не простые, а сложные слова.
1.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
2.У меня два колеса,
Руль посередине.
Лишь ногами оттолкнусь,
По дорожке прокачусь.
3.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
4.Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
5.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?
Дети отгадывают загадки. Слова записывают на доске и в тетради. Выделяют корни, подчёркивают соединительные гласные. ( Мухомор, самокат, самовар, пылесос,самолёт)
-Я приготовила для Вас загадки в картинках.
-Угадайте, что за животные на них изображены. ( Носорог, утконос, козодой)
-Докажите, что слово носорог сложное.( Дети маркером у доски выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную)
-Поработайте в парах, запишите слова: утконос, козодой. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
-Откуда у этих животных такие интересные названия?
Работа с этимологическим словарём.
Физкультминутка.
Затем учитель называет слова, если слово сложное, они хлопают, если нет-топают.
Малина, сказка, пулемёт, садовод, дымоход, хоровод, сосна.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка №2.
- Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.
Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход.
Проверяем по образцу. ( Карточки со сложными словами вывешиваются на доску)
Если задание выполнено верно, дети ставят на полях тетради +, если допустили ошибки-?
8. Включение в систему знаний и повторение.
А)Карточка № 3.
Дополните предложения сложными словами. Запишите их в тетрадь.
Выделите корни в сложных словах. Соединительные гласные подчеркните.
В саду начался ___________________.
Морковь-вкусный ________________.
___________покорили вершину горы.
___________следят за посадками молодых деревьев.
Слова для справок:скалолазы, корнеплод, лесоводы, листопад.
Б) Работа с интерактивной доской.
Дети помогают совёнку распределить слова на группы по способу их образования.
9.Рефлексия деятельности( итог урока).
Пришло время подводить итоги.
-С какими словами познакомились сегодня на уроке? ( Со сложными словами)
Игра «Данетка»
-Сложные слова-это все длинные слова? ( Нет)
-Сложные слова образуются путём соединения двух корней?( Да)
Соединяют корни соединительные гласные а и е?( Нет)
-Соединяют корни соединительные гласные о и е?( Да)
Дети в тетрадях цветными карандашами оценивают свою познавательную деятельность на уроке. ( Зелёным цветом-если всё удалось, жёлтым-если недостаточно хорошо поняли тему, синим цветом- если много непонятного)
Записывается домашнее задание: выполнить упражнение из учебника по теме урока.
По желанию предлагается выполнить творческое задание: составить кроссворд на тему «Сложные слова», сочинить сказку, придумать несуществующее животное, название которого сложное слово, нарисовать рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...
