Начальный этап обучения детей-инофонов
статья по русскому языку

Статья посвящена изучению методики обучения детей-инофонов русскому языку: начальный этап.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnyy_etap_obucheniya_detey-inofonov.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный этап обучения детей-инофонов

В современном образовательном учреждении при организации учебного процесса по обучению детей-инофонов русскому языку учитель руководствуется государственными документами в области образования, например, основными положениями ФГОС НОО, а также разнообразными специальными задачами обучения русскому как неродному, которые провозглашаются авторами в области методики обучения русскому языку как неродному. Общая задача изучения русского языка детьми инофонами формулируется следующим образом: «сформировать первоначальное представление о системе русского языка, обеспечить овладение практическими умениями и навыками, способствовать усвоению норм русского литературного языка».

К более конкретным задачам можно отнести следующие:

1. Формирование первоначальных навыков чтения (механизма чтения) и элементарного письма как начальной базы систематического языкового образования на русском языке.

2. Формирование словарного запаса учащихся в объеме не менее 500 слов, которые могли бы обеспечить детям бытовую и учебную коммуникацию.

3. Последовательное обогащение/наращивание активного словарного запаса бытовой повседневной лексикой и этикетными фразами, что позволило бы учащимся-инофонам расширять круг общения и учебной коммуникации.

4. Развитие грамматического строя учащихся.

5. Снижение уровня межъязыковой интерференции (предупреждение грамматических ошибок и коррекция речи в данном аспекте, сведение к минимальной степени выраженности акцента)

6. Формирование умений минимального уровня читательской компетентности, обеспечивающего умения читать и понимать текст, отвечать на вопросы по тексту, а также строить собственное высказывание на его материале.

По результатам диагностического обследования учитель составляет индивидуальный план работы, в котором будет обязательно учтен дифференцированный подход к обучению такого ребёнка. Составляется план внеурочной деятельности, дополнительные занятия, кружки и факультативы. Процесс построения учебной деятельности в классе с ребёнком-инофоном должен строиться с учётом особенностей данной группы детей.

Рассмотрим начальные этапы организации уроков русского языка в начальных классах общеобразовательной школы.

Для овладения языком детям-инофонам недостаточно работать на уроках русского языка в определенном классе, поэтому необходимо организовать для них дополнительные занятия в форме факультативных или внеклассных мероприятий с целью концентрации внимания в отношении охвата общественного мнения. Занятия не должно дублировать рассмотрение материала на обобщенном уроке со всем классом, а носить пропедевтический характер, быть направленным на семантизацию, возможно, незнакомых слов, работать с лингвистами, имеющими естественные явления, затрагивающими основы языка.

Дополнительные занятия могут быть ориентированы на осознанное ограничение категорий грамматических языков русского языка. Например, для русскоязычного ученика возникает ошибка в выборе дательного падежа в назначении Ани вместо того, чтобы иметь фонетическую природу, распространение со слабой позицией окончания, и решение орфографической задачи в таких случаях сводится к выбору вопросного слова (кому?) и применение правил для окончания женской рода падежа. Для ребенка-инофона требуются дополнительные данные, связанные со значением падежа: дательный падеж — это адрес, для определения адресата - вопрос кому? и т.д.

Чтобы пополнить словарный запас инофона можно использовать задания в виде оформления словарей, изучения фразеологизмов, пословиц и т.п.

На специальных занятиях можно использовать игровые формы заданий, всевозможные способы изучения новых слов, пословиц, методы совершенствования навыка устной и письменной речи, усвоение пунктуационных и стилистических норм.

В качестве домашней работы можно использовать метод усложненного списывания. Учитель отдельно для каждого инфона подбирает задание. Задание зависит от языкового уровня знаний инофона. Задания могут быть различными: подготовить выразительное чтение фрагмента, выписать незнакомые слова, выделить ударение, подчеркнуть главные члены предложения.

При нулевом уровне знаний языка в роли текста можно брать народные сказки. Данный тип домашней работы помогает адаптироваться инофону в языковой среде, а также способствует совершенствованию орфографических и синтаксический навыков.

При описании грамматического или орфографического явления (на выявление с новой орфограммой) необходимо подбирать максимально доступный наглядный и дидактический материал, изложенный в простой форме (рисунки, схемы, таблицы и т. д.), что будет соответствовать формулировке учащимися правильных выводов.

Необходимость повторения одного и того же словарного, фразового или текстового материала на разных участках работы. Материал должен повторяться, быть разнообразным, постепенно усложняемым.

При подборе материалов для оборота в соответствии с законом необходимо учитывать все особенности изучения языковых аспектов, важно развивать совершенствование графических навыков при выборе орфографических навыков (умение определять звуко-буквенные соответствия в сильных позициях, видеть орфограмму в словах).

Таким образом, выделенные сложные овладения правописанием школьниками-инофонами на начальном изучении русского языка приводят к наличию в их письменных работах значительного количества ошибок слухо-артикуляционного и условно-графического типа. На основании этого следует говорить о необходимости продуктивной работы по формированию орфографической грамматики учащихся-инофонов на начальном обучении в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы в адаптации и обучении детей-инофонов

трудности в адаптации и обучении учащихся, не владеющих русским языком...

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Методики обучения детей-инофонов в школе.

Мое видение обучения детей-инофонов в школе....

Первые шаги в обучении детей инофонов

Презентация "Первые шаги в обучении детей инофонов"....

Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык

Примерная рабочая программа (1 класс)  обучения детей инофонов....

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Статья «Игровые технологии при обучении детей-инофонов на занятиях внеурочной деятельности»

В статье приводятся примеры  и методики применения развивающих игр, помогающих детям-инофонам преодолевать трудности языкового барьера на занятиях внеурочной деятельности....