Конспект урока на тему "Разделительный мягкий знак" для 2 класса по УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галиева Лейля Ильфатовна

Конспект посвящен изучению правил употребления разделительного мягкого знака в русском языке. Рассматриваются случаи обязательного использования мягкого знака для отделения согласных звуков от последующих гласных («Е», «Ё», «Ю», «Я», «И»), что предотвращает неправильное восприятие слов. Подробно описаны различия в значениях слов при наличии или отсутствии разделительного мягкого знака, приведены примеры типичных ошибок и способы их предотвращения. Материал ориентирован на повышение уровня грамотности школьников и взрослых, помогая лучше ориентироваться в правилах правописания русского языка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разделительный мягкий знак418.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак.

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению о роли и написании разделительного мягкого знака.

Задачи:

- дидактические: способствовать ознакомлению с ролью разделительного мягкого знака; способствовать ознакомлению с правилом написания слов с разделительным мягким знаком;

- развивающие: способствовать развитию коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы о роли разделительного мягкого знака, способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

- воспитательные: воспитывать интерес к познанию русского языка при изучении написания слов с разделительным мягким знаком; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.; содействовать воспитанию товарищеской взаимопомощи, усидчивости; научить проводить самооценку;.

Планируемые результаты

Предметные:

Знают роль разделительного мягкого знака;

Знают правило написания разделительного мягкого знака;

Умеют находить в пословицах слова с разделительным

мягким знакам.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами; умеют делать выводы по теме и обобщать;

Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, умеют работать в парах, отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог с учителем и учащимися;

Познавательные: осознают роль разделительного мягкого знака; устанавливать причинно-следственные связи о правиле написания разделительного мягкого знака..

Личностные:

- осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре;

- осознают важность употребления однокоренных слов нормированной речи.

- испытывают чувство ответственности за бережное отношение к природе

объективно оценивают свои достижения на уроке

Ресурсы урока: УМК « Школа России» Русский язык 2 класс: учебник, презентация, листы с заданиями

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

#1054;ргани-зационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лейля Ильфатовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

Самоорганизуются

РУУД

Регулируют свои действия, прогнозируют деятельность на уроке

- эмоциональный настрой к уроку;

- Давайте все дружно встанем и представим солнце. Такое яркое. Теплое. Наступает утро и солнце поднимается медленно высоко-высоко на небо, согревая нас своими лучами. Вместе с солнцем поднимается и наше с вами настроение. Давайте встанем на носочки и потянемся. Надеюсь, что отличное настроение у нас будет до конца урока, а теперь красиво сядьте и выпрямите спинки.

Настраиваются к уроку

Выполняют действия

Создают благоприятный эмоциональный настрой

- проверка готовности к уроку.

-Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Все ли на месте? Уберите лишнее, оставьте только пенал, тетрадь, учебник, дневник и карточки, которые я вам раздала. Готовы? Тогда начнем наш урок.

Организуют рабочее место

Убирают лишние предметы

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

Вспоминают то, о чем говорили на прошлом уроке

Отвечают на вопросы

ПУУД

Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

(Дидактический материал: пословица на экране и на листе А4, задание на презентации – проблемная ситуация(Предложения))

- Наш урок хочу начать с пословицы.

«Золото добывается из земли, знание из книги»

- О чем эта пословица?

- Смысл этой пословицы в том, что книги - это бесценный источник знаний. Подразумевается, как золото. Но, чтобы что-либо получить, надо обязательно приложить усилие и трудиться (добывать). Человек, читающий много книг, становится интеллектуально развит, у него широкий кругозор и с ним интересно общаться.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и обогатим наши знания.

-Давайте запишем нашу пословицу в тетради, но прежде проведем пальчиковую гимнастику.

Семья

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик- я

А это вся моя семья!

- Откройте тетради, запишите число. Сегодня у нас двадцать пятое января. Классная работа. Запишите это предложение в тетрадь, красиво и аккуратно. Помним, что тетрадь должна лежать наклонно. Ручку правильно держим. Кто записал, руку на локоток.

- Сейчас у нас минутка чистописания. Сначала мы с вами вспомним правила правильной посадки. Покажите мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся. Перепишем нашу пословицу.

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам посмотреть на экран и прочитать данные предложения.

Видимо, полёт отменят.

Скоро польёт дождь.

Произнесите выделенное слово в каждом предложении

Одинаково или по-разному они произносятся?

Пары слов произносятся по-разному: полет [п а л’о т ], польет [п а л’ й’ о т ]

- На что во втором слове указывает ь? Верно, разделяет согласный звук т гласного.

- Ребята, а как вы думаете, какую роль еще выполняет разделительный ь в данном случае.

Я вижу, что у вас возникло затруднение, сегодня на уроке мы будем его решать.

-Ребята, вспомните нашу пословицу, что золото добывается из земли, знание из книги. И на сегодняшнем уроке мы с вами добудем новые знания, обращаясь к нашим учебникам.

-В ходе нашего сегодняшнего урока мы с вами постараемся решить это затруднение.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

Осознают свои возможности

ПУУД

Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, анализируют и обобщают.

КУУД

Оформляют свою мысль, высказывают свою точку зрения, грамотно формулируют высказывание.

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Исходя из этого, как мы можем сформулировать цель нашего урока? О чем мы будем говорить? Итак, как вы думаете, с чего мы начнем изучение новой темы?

- Молодцы, я принимаю все ваши ответы. Но хочу их немного скорректировать.

- Цель нашего урока: познакомиться с лекарственными растениями в домашней аптечке.

И тема нашего урока « Растения в домашней аптечке »

Формулируют тему и цели урока

ПУУД

Формирование понятий «весенние месяцы».

IV. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

(Дидактический материал: листы самооценки)

- Чтобы достигнуть цели урока, давайте наметим план действий по изучению нового материала.

- Для этого посмотрите на доску и попробуйте продолжить порядок действий на уроке, расположив их в правильном порядке.

- Ребята, как вы считаете, каков порядок действий на нашем уроке? Я принимаю ваши ответы, обратите внимание на доску. Таким будет порядок работы на нашем уроке.

1. Узнаем роль разделительного мягкого знака

2. Узнаем правило написания разделительного мягкого знака .

3. Научимся находить в пословицах слова с разделительным мягким знаком.

- Ребята, у вас на столах под № 1 лежат листы самооценки(т.е оценочный лист)

- После прохождения каждого этапа мы будем к ним возвращаться и ставить соответствующие знаки: «+» - у вас не осталось вопросов, вам было всё понятно, вы справились легко, «-» - у вас были затруднения, и «?» - остались вопросы.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

ПУУД

Осуществляют поиск нужного материала и анализируют его.

РУУД

Работают по предложенному учителем плану

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

(Дидактический материал: учебник, презентации,)

-- Посмотрим на экран, там нам даны слова:

Солю(салат) – солью(воду)

Полю(грядки) – полью(цветы)

- Объясните значения каждого слова.

- Что сделал разделительный мягкий знак со словами, когда встал в середину слов? (Изменил смысл слов.)

Пары слов произносятся по-разному: полю [пол’у], полью [пол’й’у], солю [сол’у], солью[сол’й’у].

• Какой звук вы слышите после звука [л'] в каждом из выделенных слов?

После согласного звука [л’] в словах полью и солью мы слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у].

После согласного звука [л’] в словах полю и солю мы слышим гласный звук [у].

• Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?

На письме после буквы "эл" в словах полью и солью перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

- ВЫВОД ОН НЕ ТОЛЬКО РАЗДЕЛЯЕТ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ОТ ГЛАСНЫХ, НО И МЕНЯЕТ СМЫСЛ СЛОВА.

Ребята, посмотрите на экран. Посмотрите на схемы и расскажите правила правописания разделительного мягкого (ь) знака. Обсудите в парах, даю вам 1 минуту. (Формулируют правило)

-Посмотрите на схему, что означает зеленый кружок. Верно обозначает мягкий согласный звук. Что обозначает дуга? Корень слова. То есть мягкий (ь) знак пишется после согласных, после корня слова, перед буквами …. Приведите пример. (Вьюга и т.д.)

Откройте учебник на странице 31 и прочитайте правило правописания слов с разделительным мягким (ь) знаком.

- А теперь закройте учебник.

- Какой вывод мы можем сделать?

-Когда пишется разделительный мягкий (ь) знак? (Пишется в других частях слова после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я)

-Хорошо, молодцы! Возьмите ваши листы самооценки и прочитайте 1пункт. Мы познакомились с ролью разделительного мягкого знака? Поставьте соответствующий знак.

физкультминутка

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

- Вот мы с вами и узнали роль разделительного мягкого знака. Давайте преминем их на практике и выполним задание под № #1042;ам нужно списать слова, вставляя, где надо, разделительный Ь. Что он разделяет? Работаем в парах. Как мы работаем в парах?

1. Кол?я приготовил кол?я для палатки. 2. У дома Ул?и стоят ул?и. 3. Мы жи-в?ём недалеко от леса. Мы даже жив?ём видели медведя.

-Давайте посмотрим, что у вас вышло. Почему вы написали в этих словах мягкий знак?

(1 .Коля приготовил колья для палатки. #1059; дома Ули стоят ульи. 3Мы живем далеко от леса. Мы даже живьем видели медведя. используют данные растения.)

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

Проверяют полученные знания с учебника

Оценивают работу

Заполняют таблицу, работая в группах

Оценивают работу

ПУУД

Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты.

РУУД

Выполняют задания в соответствии с целью, контролируют своё поведение.

КУУД

Представляют одноклассникам процесс работы и результат своих действий.

ЛУУД

Проявляют интерес к изученной теме.

3. Первичное закрепление.

- Ребята давайте вспомним нашу пословицу «Золото добывается из земли, знание из книги». Сегодня мы с вами добыли новые знания? Давайте проверим их и выполним еще одно задание самостоятельно.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

Работают в парах, распределяют обязанности для выполнения учебного задания в паре, строят понятные для партнера высказывания, взаимодействуют в паре

4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Мы с вами узнали сегодня много нового, чтобы закрепить эти знания, предлагаю вам выполнить небольшое задание в группах. На экране вам даны пословицы. Вам нужно будет вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму.

1. По плат…ю встречают, по уму провожают.

#1063;тобы рыбку с…есть, надо в воду лесть.

3. Красна птица пер…ями, а человек учен...ем.

Давайте проверим, что у вас вышло, как вы думаете какая пословица лишняя? (2 т.к. там пишется ъ )

- О чем все эти пословицы? Что нужно быть красивым не только с наружи, но и умом. А для этого нужно учиться.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения

Отвечают на вопросы

РУУД

оценивают свои действия при работе с наглядно-образным материалом

5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

(Дидактический материал: тестовое задание, презентация)

- А теперь, ребята, я предлагаю выполнить вам небольшую самостоятельную работу. Работу выполняем индивидуально, а потом проверим по эталону. Друг другу не мешаем.

Задание: выбери один вариант ответа.

#1056;азделительный мягкий знак пишется…

а) после согласных

б)после гласных

в)перед согласными

#1059;кажи слово с разделительным мягким знаком

а)воробьи

б)огоньки

в) коньки

#1050;акое слово из предложенных лишнее?

а) ручьи

б) обезьяна

в)вьюга

г)льдины

#1042; какой пословице есть слова с разделительным мягким знаком?

а)Где хотенье - там и уменье.

б) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

в) С мудрым знаться - ума набраться

#1056;азделительный мягкий знак пишется…

а)в конце слова

б)в корне слова

в)в корне слов перед буквами е,ё,и,ю,я

Критерии оценивания.

0-1 ошибка –оценка 5

2 ошибки - оценка 4

3-4 - ошибки 3

- Ребята, возникли ли у вас ошибки? Давайте разберем их.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

Представляют одноклассникам процесс работы и результат своих действий.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

(Дидактический материал: презентация)

- Ребята, какую тему мы сегодня прошли?

- Вспомним нашу цель. Достигли ли мы её?

- Какую пословицу мы обсудили в начале урока?

«Золото добывается из земли, знание из книги»

- Мы смогли добыть новые знания? Узнали что-то новое? Мы смогли сделать устный журнал?

- Вернёмся к плану, все ли пункты мы выполнили?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Рефлексируют свои действий

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Оцените свою работу на уроке, с помощью этих фраз.

Сегодня на уроке я сделал…

Я понял…

Было интересно...

Я научился...

Запомню надолго…

У меня получилось…

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Оценивают свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи.

Выставление отметок.

- Ребята, вы все очень хорошо работали, но сегодня отмечу самых активных учеников.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Прямой угол.

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа России»).Тема урока: Прямой угол (урок-путешествие).На уроке учащиеся знакомятся с прямым углом, закрепляют вычислительные навыки, разви...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2 (урок 1)

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)...

Конспект урока по математике во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Миллиметр

Конспект урока по математике во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Миллиметр...