Буква В и звуки, которые она обозначает.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_v_i_zvuki_kotorye_ona_oboznachaet.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганиза-ционный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

-Посмотрите на карточки, лежащие у вас на столах. Выполняя каждое задание, вы должны будете закрашивать кружочки определенным цветом…. Подсказка остается на доске.

#1040;ртикулля-ционная разминка.

Работа со скороговоркой в презентации.

-Ребята, давайте все вместе прочитаем текст на доске.

-Как вы думаете, что мы с вами прочитали? Мы с вами часто работаем и с пословицами. А может это пословица? (спросить нескольких).

-Кто считает, что это скороговорка поднимите зеленый квадрат, кто считает, что это пословица – поднимите синий квадрат. Мнения разделились, давайте разбираться. Скороговорка- это труднопроизносимая фраза или стишок. А вот пословица – это высказывание которое несет в себе какую-то мудрость.

-Это высказывание нас чему-то учит? Как вы думаете легко ли будет быстро проговорить этот стишок? Давайте попробуем.

-Какой вывод делаем?

Скороговорка

нет

Мы прочитали скороговорку.

#1040;ктуализация знаний.

-Ребята, давайте вспомним, какая бывает речь?

Устная речь это когда мы…..

Письменная речь - это когда мы ……

-К какой речи мы относим буквы? Звуки?

-Наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,

кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс, Винни решил посмотреть, чему вы, ребята, научились за время учебы в школе. Поместим его на доску, чтобы он внимательно нас всех слушал. Итак, перед тем как мы с вами начнем изучать новую букву, мы покажем Винни - Пуху, чему мы научились. Для этого положите перед собой карточку №1.

-На улице светило яркое, яркое солнышко, торопился Винни-Пух к нам, нес все буквы, которые мы изучили. Но вдруг набежала тучка, пошел дождик, перепутались все буквы. Помогите Винни-Пуху спрятать буквы под зонтики.

-Как вы думаете, почему у нас один зонтик красный, а другой синий?

-Ребята мы должны успеть выполнить задание до того, как буквы промокнут под дождем, у нас есть всего 1 минута.

-Время пошло.

-Давайте проверим, что у вас получилось. 1 выходит к доске.

а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л

-Молодцы, ребята, не дали буквам промокнуть!

Если вы справились с заданием без ошибок закрасьте 1 кружочек зеленым цветом. ……..

Устная, письменная

Винни-Пух

потому что буквы гласные и согласные

#1042;ыявление места затруднения

-Ребята, а вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

На доске – вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.

-Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили?

- Кто догадался как будет звучать тема урока? (с какого звука начинаются все слова?)

Буква В и звуки, которые она обозначает.

-Молодцы, ребята. Винни – Пух доволен вашей работой. К сожалению, ему пора возвращаться в страну сказок, но напоследок он оставил для нас послание. (вывешиваю на доску). Давайте прочитаем. Как вы думаете, что оставил Винни?

-Верно, это план урока, который мы должны с вами выполнить.

План:

1. Дать характеристику звукам [в] [в]

2. Научиться различать в словах [в] от [в]

3. Научиться находить букву «В» в разных частях слова

4. Научиться писать буквы «В» «в»

-Начнем.

Эти все слова начинаются на букву В

План

#1055;остроение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, положите перед собой карточку №2. Давайте рассмотрим букву В и попробуем дать характеристику звукам.

-Буква В гласная или согласная? Докажите. Произнесем все вместе звук в. Что мешает произнести звук?

-Замечательно. А почему буква В поделена на 2 части?

-Мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть твердыми или мягкими. Делаем вывод, что буква В может иметь 2 звука – твердый в – повторяем и мягкий вь – повторяем. Раскрашиваем.

-А от чего будет зависеть твердость или мягкость звука?

Работа над слогами-слияниями.

На доске слоговая таблица.

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

АВ

ОВ

УВ

ЫВ

ИВ

– читаем слоги хором только в первой строчке;

– читаем слоги с твердым согласным;

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

– прочитаем слог с мягким согласным.

- Читаем слоги столбиками. В какой строке образованы слог-слияния? А во 2 строке? Почему?

- Молодцы! У вас хорошо получается.

Слайд. Давайте рассмотрим слайд. Мы с вами сказали, что буква В может обозначать твердый или мягкий согласный звук.

-А что обозначает колокольчик?

-Давайте проверим. Подставили ладонь под подбородок и произносим звук. Что чувствуем? Вибрацию. Это подтверждает, что звук в звонкий.

Физминутка.

-Возвращаемся к рабочему листу. Сейчас Вам необходимо будет раскрасить звуковую схему к словам волк и воробьи. Слово ваза разбираем вместе. ……+ слоги, ударение, буквы, звуки.

-Слово воробьи самостоятельно. Выполним проверку с помощью карточек.

Молодцы. Если вы справились с заданием без ошибок закрасьте 2 кружочек зеленым цветом…

Игра «Узнай звук».

-Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать: если твёрдый – встают мальчики, если мягкий – встают девочки. Слова на доске.

(Вилка, варежки, вьюга, волк, воробей, виноград, василек, дверь, волосы)

Молодцы!

-Возвращаемся к рабочему листу. Ребята, сейчас нам необходимо определить в какой части слова находится звук в вь. (раскрашиваем простым карандашом).

- Назовите мне слова, которые начинаются с этого звука [в]. (Вова, волосы….)

- А теперь назовите мне слова, где звук в будет в середине слова (корова, диван, голова, слива,)

- А теперь спрячьте его в конец слова (остров, лев, рукав,чернослив)

Молодцы! Если вы справились с заданием без ошибок закрасьте 3 кружочек зеленым цветом…

-Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.

Её называют буква «вэ». (показ буквы на слайде). На что похожа буква в? (на число 13, трубка телефона, очки)

Сегодня мы должны не только познакомиться с буквой в, но и научиться её прописывать. Работаем на шаблонах. Сначала смотрим. Я прописываю заглавную букву.

-Ставим точку на верхней дополнительной линии, ведем прямую наклонную линию до нижней строки, закругляем влево и ведем узкую петлю, не доходя до верхней дополнительной строки пересекаем черту продолжаем вести вверх доводим до верней дополнительной линии закругляем вправо и прописываем верхнее закругление до верхней строки, прописываем нижнее закругление чуть выходя за клетку отрываем ручку не доводя до черты. Прописываем в воздухе. Шаблон под наклоном, спины ровные прописываем заглавную букву в левой части шаблона оставляем место для строчной буквы.

-Строчная буква. Смотрим. Ставим точку на середине рабочей строки. Ведем линию вверх вправо, пересекаем верхнюю строку, ведем линию вверх с большим наклоном, закругление влево, прописываем петлю. Ведем прямую наклонную линию вниз, на нижней строке закругляем вправо и пишем овал, до верхней линии рабочей строки. Прописываем в воздухе. Шаблон под наклоном, спины ровные прописываем строчную букву в правой части шаблона.

-Замечательно. Открываем прописи. На 1 строке прописываем элементы строчной буквы. ……Сколько успеем. Пальчиковая гимнастика.

Молодцы! Если вы правильно и аккуратно прописали заглавную и строчную букву в закрасьте 4 кружочек зеленым цветом…

От последующего гласного звука

Звонкий согласный звук

6. Включение нового знания в систему знаний. Подведение итогов урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? (задаю доп вопросы) Показываю на план урока. Все ли пункты плана мы выполнили?

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, посмотрите на свои кружочки. Посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке. У кого все кружочки закрашены зеленым цветом? У кого есть несколько красных не расстраиваемся и стараемся работать лучше.

-А теперь давайте посмотрим сколько жетонов вы набрали? У кого …..? Больше всего у ….Ребята, какие вы молодцы!

-Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. На этом наш урок закончен, спасибо за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

урок по теме "Знакомство с буквой "С" и звуками,которые она обозначает"

Конспект урока по предмету "Обучение чтению" может помочь в организации учебного процесса учителю начальных классов общеобразовательной школы, работающему по УМК "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает"

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает" по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок обучения грамоте на тему "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде"

Презентация к уроку в период обучения грамоте "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде. " Этот урок - урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия, где дети знакомят...

Буква Ю и звуки, которые она обозначает.

Познакомить с образованием буквы Ю...