Открытый урок "Личные местоимения" 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Митрофанова Ирина Сергеевна

Открытый урок "Личные местоимения" 4 класс

Цель и задачи урока:

поближе познакомимся с частью речи –местоимение; 

узнаем особенности личных местоимений; 

выявить группы личных местоимений; 

применить полученные знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mestoimeniya54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Личные местоимения.

Ход урока

Тема: «Роль местоимений в речи.

Ресурсы: карточки для подведения  ито

Организационная структура урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность и старательность.

- Проверим готовность к уроку. У всех на партах лежат рабочие листы, учебники русского языка и письменные принадлежности.

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

- Работать сегодня будем в рабочих листах. Запишите в них число, классная работа.

(слайд) Словарная работа

-Начнем нашу работу со словарной работы. Если правильно выполните ее, то вы узнаете с какой темой мы сегодня познакомимся. Будьте внимательны! 

к

и

л

о

г

р

а

м

М

м

Е

т

р

о

к

л

а

с

С

н

а

я

л

е

с

Т

н

и

ц

а

м

О

р

о

з

р

И

с

у

н

о

к

М

о

с

к

в

а

б

Е

с

е

д

а

м

е

д

л

е

н

Н

о

с

И

р

е

н

ь

к

о

л

Е

с

о

- Давайте прочтем, какое слово по вертикали у вас получилось?  (М е с т о и м е н и е)

-Итак, кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать? (о местоимении)

-Правильно, поговорим о «Местоимении.» 

- Знакомо ли вам это слово? Приходись ли вам с ним встречаться? (да встречались, это название частей речи)

-Предлагаю нам вместе вспомнить, что нам уже известно о местоимении. (составление кластера)

1.Что такое местоимение? (это самостоятельная часть речи)

2.Какое имеют значение? (местоимения не называют предмет, а лишь указывают на него)

3. На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?)

4.Вместо каких частей речи употребляется? (вместо имени существительного)

5.Приведите примеры местоимений. (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

5. Какой группе местоимений они относятся?? (личные)

- Что вы знаете об этой группе? (указывают на предмет, не называя его; отвечают на вопросы кто? что?)

- Сегодня мы расширим свои знания о личных местоимениях.

III. Постановка учебной задачи

- Итак, какая же тема нашего урока? (Личные местоимения)

-Какую цель и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке перед собой? Чему мы должны научиться? (поближе познакомимся с частью речи –местоимение; узнаем особенности личных местоимений; выявить группы личных местоимений; применить полученные знания)

-Молодцы, ребята! Сегодня мы проведем большую работу! А что нового вы узнаете сегодня для себя, поделитесь в конце урока.

IV. Знакомство с новым материалом.

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (местоимения)

Я, ты, он, она, оно.

Мы, вы, они.

-На какие две группы можно разбить личные местоимения? (дети делят на ед.ч и мн.ч)

- Перед вами два столбика местоимений. Назовите местоимения первого столбика. (я, ты, он, она, оно)

-Назовите второй столбик местоимений? (мы, вы, они)

-В чем различие этих местоимений (1-ый столбик местоимения указывают на один предмет, а во втором столбике указывают на несколько предметов)

- Оказывается, каждое местоимение употребляется либо в единственном, либо во множественном числе.

- Правильно, молодцы ребята! Теперь попробуйте разбить эти местоимения на три группы. (дети затрудняются)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c37442537eb80bb77985b5466c229cc68fe36edd-12439438-images-thumbs&n=13

-Чтобы вам справиться с этим заданием, дайте полный ответ на мои вопросы:

-В какой стране ты живёшь? (я живу… )

- Какое слово употребили, назвав себя? (я)

-Отнесем это местоимение в первую группу.

-Чем вы рисовали сегодня на уроке рисования? (Мы рисовали…)

- Какое местоимение вы назвали в своем предложении? (Мы)

-Также отнесем ее в первую группу.

 - Обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени.

Например, пойдет ли ваш сосед гулять после школы.

- С какого местоимения вы начали? (Ты)

Отнесем это местоимение во вторую группу.

 - А если бы вы обратитесь к нескольким ребятам с эти вопросом, то с какого местоимения начнете свое предложение? (Вы)

-Это местоимение также относится ко второй группе.

-Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, то какие местоимения употребим? (Он, она оно)

-Отнесем их в третью группу.

-А если несколько людей отсутствует, то как мы можем сказать? (Они)

-Отправим это местоимение тоже в третью группу.

-Итак, дети, мы разделили местоимения на группы или другими словами на лица.

-Именно отсюда личные местоимения получили такое название, они указывают на лица участвующие в речи.

-Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 71.

-Чтобы закрепить полученные знания о личных местоимениях, самостоятельно выполните задание в рабочих листах. Вам необходимо восстановить таблицу.

Число

1-е лицо

2-е лицо

3- лицо

Ед.ч

я

он, она, ___

Мн.ч.

вы

-Проверим как вы справились с заданием. (Несколько человек зачитывают свою таблицу)

V. Физкультминутка.

-Пришло время немного отдохнуть.

«Я, ты, он, она – Движение первых…»

IV. Продолжение по теме урока.

-Поработаем со стихотворением.

Он, она, оно мое стихотворение

 (сдайд)

Утром —

Так заведено —

Разомкнешь ресницы,

 И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

- О чем идет речь? (О солнце)

- Запишите слово солнце. Каким местоимением можно заменить слово солнце? (оно)

-К какому лицу относится это местоимение? (3 лицо)

-Каким родом является местоимение оно? (ср.р)

-Молодцы.

(слайд)

А стемнеет —

Он придёт:

Тоненький, смущённый,—

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

- О чем здесь идет речь? (О месяце)

- Запишите слово месяц. Каким местоимением можно заменить слово месяц? (он)

-Каким родом является местоимение он? (м.р)

(слайд)

Срок прошёл — плывёт ОНА

В пелене тумана,

 Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

- О чем здесь идет речь? (О луне)

- Запишите слово луна. Каким местоимением можно заменить слово луна? (она)

-Каким родом является местоимение она? (ж.р)

-Итак, какой же вывод мы может сделать? (Что местоимения 3- лица имеют род м.р, ж.р, ср.р)

-Обратимся к учебнику стр.72 и прочитаем, что об этом пишут авторы учебника.

- Совершенно верно, ребята! Мы выяснили, что только местоимения 3-его лица имеют в единственном числе род мужской, женский и средний. А местоимения 1 и 2 лица рода не имеют т.к. местоимения «Я» и «ТЫ» могут применять к себе как мальчик, так и девочка.

-Какую тайну местоимений мы сейчас с вами раскрыли? (Только местоимения 3-го лица единственного числа имеют род, местоимения же 1-го и 2-го лица рода не имеют)

- Поработаем с учебником и выполним на стр.72 упр.120. (самостоятельно)

-Проверим, что у вас получилось.

VII. Закрепление знаний.

-Закрепим наши полученные знания.

- Соедините местоимения, которые соответствуют данным признакам.

       Вы                                    3 л., ед.ч., м. р

       Он                                    1 л., ед.ч.

       Они                                   2 л., мн.ч.,

       Оно                                   3 л., мн.ч,

        Я                                      3 л., ед.ч., ср.р.

VIII. Итог урока. Рефлексия. 

-Скажите, что мы знаем о местоимении? Что нового узнали? (работа с кластером.)

- Оценим свою работу на уроке. Если вы не могли самостоятельно выполнить задание и весь урок работали с учителем, то поднимите карточку с местоимением «МЫ», если вы работали самостоятельно и выполнили все задания успешно, то поднимите карточку с местоимением «Я».

- Все большие молодцы! Мне хотелось, чтобы как можно чаще в нашем классе звучало местоимение «МЫ», ведь Я+ТЫ=МЫ! Всем большое спасибо за урок!

IX. Домашнее задание.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание уч.стр.71-72- правило, упр.119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Праздник "Открытие недели начальных классов"

В данной разработке представлены стихи, песни, частушки, сценки. объединенные тематикой изучения предметов начальной школы. В параде школьных наук представлены основные предметы начального цикла...

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Сценарий линейки открытия недели начальных классов

Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы.       ...

1 сентября. Открытие 3-го класса.

Классный час разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100"....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...