Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лобышева Анастасия Сергеевна

Технологическая карта .3 класс.Русский язык. Тема "Предложный падеж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предложный падеж40.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.02.2023

Класс: 3 «Г»

Тема урока: Предложный падеж.

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся об особенностях имени существительного в форме предложного падежа посредством выполнения заданий, осознание значимости и возможности применения этого умения в реальной жизни.

Задачи урока

К концу урока дети будут:

  1. систематизировать знания о ранее изученных падежах в процессе выполнения практических знаний;
  2. научатся определять существительные в предложном падеже в словосочетании и предложении;
  3. научатся сознательно употреблять в речи существительные в предложном падеже с помощью выполнения заданий репродуктивного характера.

Предметные результаты:

Знать падежи имен существительных; предлоги предложного падежа имени существительного

Уметь определять падежи имен существительных по вопросам и предлогам.

Уметь сознательно употреблять в речи существительные в предложном падеже.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по намеченному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; участвовать в диалоге, в общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные УУД: Уметь осознавать познавательную задачу, решать её ( под руководством учителя или самостоятельно); ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.                                                                                                                                                                                                                                    Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по русскому языку.                                                                                                                                                                              

Ключевые понятия: предложный падеж.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в группах и парах, учебник русского языка В.П. Канакина В.Г., Горецкий 3 класс 2 часть.

Этап

Методы, формы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

-  Посмотрите на экран.

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.В. Ломоносова.                     Слайд

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»? Какой частью речи является слово – награда?

Показывают готовность к уроку. Отвечают на вопросы:

- Хорошее, отличное, позитивное настроение.

- имя существительное

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

      (4-5 мин)

Формы: групповая, фронтальная

Словесный метод: беседа. Взаимопроверка

Практический метод: упражнение, работа у доски, работа в тетрадях

Проводит проверку знаний о склонении  имен существительных:

Обратите внимание на доску. Прочитайте слова. Какой частью  речи являются эти  слова?

Бер*г, б*рёза, гор*д, з*вод, комн*та, р*бина,  ябл*ко

- Что еще общего в этой группе слов?

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

Проверка: на слайде

-Ребята, определите падеж имен существительных?

- Какие падежи вы знаете?

-Сейчас вас ждет групповая работа.

-Назовите мне правила работы в группе.

-Я вас поделю на 6 групп (по 5,6 чел. примерно) и раздам конверты с заданием.

-В конверте помещены названия падежей и падежные вопросы. Ваша задача выстроить падеж и вопрос к нему в правильном порядке. Прикрепить на клей.

По окончании, крепим работу на доске.

-Проверяем (слайд)

-Молодцы!

Проверяют полученные ранее знания.

Читают слова, анализируют.

-Словарные слова, имена существительные

-Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.

-именительный

- 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

-уметь слушать других, быть доброжелательным, не перебивать говорящего

-Именительный: Кто? Что?

-Родительный: Кого? Чего?

-Дательный: Кому? Чему?

-Винительный: Кого? Что?

-Творительный: Кем? Чем?

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

-Ребята, что вы заметили, выполняя работу, которая представлена на слайде?

-Именительный: Кто? Что?

-Родительный: Кого? Чего?

-Дательный: Кому? Чему?

-Винительный: Кого? Что?

-Творительный: Кем? Чем?

- Какая тема нашего урока?

«Предложный падеж имен существительных».

 -Какую цель мы поставим перед собой?

-Верно

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.  Слайд

  1. Название падежа.
  2. Вопросы падежа.
  3. Предлоги падежа.
  4. Член предложения.

- Итак, ребята, начинаем исследование предложного падежа.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

- нет предложного падежа

-предложный падеж

- научиться определять предложный падеж имен существительных

Предметные: знать части речи, падежи и падежные вопросы, уметь определять падеж. Метапредметные:

Р: овладевать способами решения учебной задачи. Выбирать один из них для решения учебной задачи.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, умение работать в группе.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания
 (8-10 мин)

+ физминутка 2 мин

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический: выполнение упражнения по правилу

Внимание на экран

Прочитайте словосочетание, вам все здесь понятно?

Мечтали …собаке, играли…дворе, грелась …солнышке, думал…уроке, спрятался…траве, читал…луне.

Давайте вернем все предлоги на место. Слайд

Вам необходимо к каждому сущ-му подобрать нужный предлог и определить падеж имени сущ-го. Работаем с комментированием в тетради. Кто готов?

Итак, обратим внимание на составленные словосочетания. Имена сущ-ые в каком стоят падеже?

На кАкие вопросы отвечают имена сущ в Пп?

Повторили Хором

А еще какие вопросы вы  задавали?

Повторили хором

Обратите внимание на вопросы, что интересного вы заметили?

Какие предлоги мы употребляли вместе с именами сущ-ми в Пп?

Повторили Хором

Обратите внимание на предлог О,ОБ .. Если сущ-ое начинается на гласную букву, то мы употребляем предлог ОБ(Об улитке, Об уроке, об окне…). Если  сущ-ое  начинается на согл букву, то мы употребляем предлог О (О маме, О папе, О солнце…)

Ещё, что интересного вы заметили в вопросах?

Кто догадался, почему данный падеж  так назвали?

Хором ВЫВОД- существительное в Пп употребляется всегда с предлогом

Предложный падеж – это единственный падеж, у которого есть предлоги!

Откроем учебники и сверим с выводом в учебнике. Верны ли наши выводы? Стр 54

- В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-нет предлогов

-в Пп

-Имена сущ в Пп отвечают на вопросы О КОМ, О ЧЁМ

-В ЧЁМ, НА ЧЁМ, ПРИ ЧЁМ,

-вопросы употребляются с предлогами

-О,ПРИ,НА,ОБ,В,ВО

-все сущ-ые и вопросы употребляются только с предлогами

-

Предметные: уметь определять падеж по вопросам и предлогам Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль; адекватно воспринимать оценку своей работы, товарищами.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Первичное закрепление новыз знаний

Закрепление нового материала.

Самост. работа с самопроверкой
( мин)

Формы: индивидуальная, фронтальная

Практический метод: самостоятельная работа

На чём мы с вами остановились?

Теперь полученные знания попробуем применить на практике.

- А теперь выполним упр. 99.

-прочитайте первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок?

- Прочитай второй отрывок?

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование .Работаем в группе. Каждая группа получает карточку , ваша задача найти к выделенному слову толкование и указать падеж над именами существительными.

Проверяем, карточка под цифрой 1.(ВИДИТ: ВЕСЬ СИЯЯ В ЗЛАТЕ) ….

СЛАЙД

Организует выполнение работы в паре

 -Сейчас вам предстоит выполнить работу на карточках в паре. Какие правила  должны помнить при работе в паре

- Возьмите карточки, укажите  падеж имён существительных. Подчеркните словосочетания с именами сущ-ми в Пп

Упр 98 стр 54

блестела на траве (____)

  1. Вышел из трамвая (_Рп_)
  2. Ехал по шоссе(Дп)
  3. Сказал при товарище(_Пп_)
  4. Читал о космосе (_Пп__)
  5. Угостил шоколадкой (Тп)
  6. Пришёл в пальто (Пп_)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

- Чему вы научились, выполняя это задание?

- А теперь проверим. (слайд) Ставим + -. Ставим себе оценки. После урока я соберу карточки и проверю еще раз.

Вывод: по каким признакам мы определяем предложный падеж у имён существительных?

- Верно, мы определяем предложный падеж у имен существительных по вопросу, по предлогу, по окончаниям.

Выполняют задание. Оценивают работу других.

-сказка о Царе Салтане

-сказка о рыбаке и рыбке

- злате – изделия из золота,

 в палате – большая комната, на престоле – царский трон,

 в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов,

 кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани

- работаем сообща, разделить обязанности и договориться

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа,   уметь самостоятельно определять падеж имён существительных

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса; умение работать в парах.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Форма: индивидуальная, работа в группах

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение заданий, упражнений обобщающего характера с включением работы по новому правилу

Организует выполнение задания на повторение материала:

Найдите упр 100 на стр 55

Прочитайте задание и составьте предложения. Работаем устно

Люди живут в доме.

Белка живет в дупле.

Черепаха живет в песке.

Чиж живет в гнезде.

Листья находятся на дереве.

Рыба живет в воде.

Чучело находится в огороде.

Собака живет в конуре.

Чайник находится на кухне.

Лиса живет в норе.

Шишка находится на дереве.

Ласточка живет в гнезде.

Мыши живут в домах.

В каких предложениях вы употребили глагол ЖИВЁТ для обозначения действий неживого предмета?

Запишите 2 предложения . и назовите имена сущ-ые в Пп. Выполним разбор предложений.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

А теперь давайте определим, каким членом предложения являются и. сущ. в П. п.  Прочитаем предложение: Белка живет в дупле.

- Живет кто? Белка.

- Задайте вопрос от глагола к имени сущ. в предложном падеже. (Живёт в чём?)

- Значит, каким членом предложения является это имя существительное?

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.)

Мы с вами ответили на последний пункт нашего исследования.

Итак  , ребята

Выполняют задание. Оценивают работу других.

-глагол ЖИВЁТ можно употребить для обозначения действий неживого предмета, в переносном значении

(например – листья живут на деревьях, шишки живут на деревьях, чучело живет в огороде…)

-белка

В дупле

- второстепенным

Предметные:уметь самостоятельно определять падеж имён существительных

Метапредметные:

Р: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные : ориентация на развитие навыков сотрудничества со сверстниками, учителем.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: ответы на вопросы

Практический: выполнение коротких действий

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Кто назовёт тему нашего урока?

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

- Каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже?

-Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? мы достигли цели?

-Теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если считаете, что сегодня хорошо поработали, знаете, на какие вопросы отвечает П.п. и с какими предлогами употребляется. КРАСНЫЙ, если вы не совсем поняли тему.

-Молодцы! Сегодня на уроке активно работали и получили такие оценки.  Спасибо за работу.

Отвечают на вопросы:

-Предложный падеж имён существительных.

- Узнать особенности предложного падежа имён существительных.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку своей работы .

П: анализ, обобщение

К: учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...