Русский язык, 2 класс. Текст- описание.Роль прилагательных в тексте.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Русский язык
Учитель: Морозова Ольга Сергеевна
Дата проведения: 9 апреля 2014 г.
Тема: «Текст- описание. Роль имён прилагательных в тексте»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Задача урока: закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.
Формировать УУД:
- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Слайд №1 Я раскрываю почки, в зеленые листочки. - Назовите признаки весны. - Какие изменения происходят в природе? -У нас сегодня небо хмурое. Можем ли мы утверждать, что оно весеннее? -Давайте поможем нашему небу проснуться от зимы. Пусть на нём сегодня светит солнышко. - У вас на партах есть солнышко и облачко, пододвиньте их к себе. - На солнышке напишите, то, что вы ждёте от сегодняшнего урока. А на облачке, то, чего боитесь, опасаетесь в уроке. -Отложите облака и солнышки. А в конце урока мы проверим, помогли ли мы проснуться нашему небу. -Для того чтобы не терять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали, вспомним правила поведения. 1) Внимательно слушать учителя, выполнять требования. 2) Не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей. 3) Поднимать руку, если хочешь ответить или задать вопрос. 4) Работать активно. | Отгадывают загадку: Весна. Называют признаки весны. Высказывают вслух своё мнение. Записывают на солнышке и облачке свои ожидания и опасения. Проговаривают вслух правила поведения на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; организацию учащимися своей учебной деятельности. Личностные: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им Оформлять свои мысли в устной форме |
II. Актуализация знаний. (10 мин) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. | Начнём урок со словарной работы. Для это отгадайте еще одну весеннюю загадку. Отступили снега и метели, Птицы с юга домой прилетели. Кружат, трели разводят певцы. Кто весну прославляет? Слайд 3 - Да, ребята, действительно, это скворцы. Запишите это слова у себя в тетрадях. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте проверку. -Какая орфограмма есть в этом слове? Можно ли ее проверить? - Поставьте плюс, если все верно и минус, если есть недочеты. -Верните тетрадь соседу. - А сейчас я предлагаю вам сделать фонетический разбор этого слова. Что значит фонетический? - Записываем: скворцы [скварцы/] – 2 слога С [ с ] – согл., глух. парн., тв. парн. К [ к ] – согл., глух. парн., тв. парн. В [ в ] – согл., зв. парн., тв. парн. О [ а ] – гл., безуд. Р [ р ] – согл., зв. непарн., тв. парн. Ц [ ц ] – согл., глух. непарн., тв. непарн. Ы [ ы/] – гл., уд.
7 б., 7 зв. -Составьте словосочетания с этим словом. -Хорошо, молодцы. Красивый скворец. Что изменилось? - Если мы к слову зададим вопрос КАКИЕ?, что мы узнаем? - А если это прилагательное единственного числа, какой вопрос зададим? | Отгадывают загадку. Скворцы Записывают слово с орфограммой в тетрадь. Осуществляют взаимопроверку. Объясняют орфограмму. Оценивают работу друг у друга. Отвечают на вопрос: звукобуквенный разбор слова. Делают фонетический разбор. Составляют словосочетания. Отвечают устно: изменилось число прилагательного и существительного. Это прилагательное множественного числа. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физминутка. (3 мин.) | Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте) По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону) И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу) Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону) Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть) | Выполняют упражнения. | Регулятивные: положительный и эмоциональный настрой. Саморегуляция. Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
III. Открытие нового знания. Постановка проблемы. (10 мин) Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. (8 мин) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. | Чтобы справиться со следующим заданием, Вам необходимо объединиться в пары. -Давайте вспомним правила поведения в паре: 1)Говорим вежливо, 2) Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3)Внимательно слушаем, 4)Четко высказываем свое мнение. -Внимание на экран. Перед вами два текста. Сравните их. Что значит сравнить? ТЕКСТ 1. Наступила весна. Побежали ручейки. Появились проталины. Светит солнце. ТЕКСТ 2. Наступила долгожданная весна. Потекли веселые ручейки. Появились первые темные проталинки. Светит яркое солнце. - Чем похожи эти тексты? -Есть ли в них отличия? А если есть такие отличия, то какие слова помогают нам это понять? Какова роль этих слов? А как тогда назвать текст, в котором прилагательных очень много? (текст-описание) | - Открываем новое знание. Проговаривают правила поведения в паре. Читают и сравнивают текст. Работают в парах. Отвечают на вопросы. Делают вывод. | Познавательные: структурирование знаний. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; работать в паре, выполнять различные роли. Высказывать своё предположение. |
IV. Формулировка темы, постановка цели урока (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы и постановку цели урока. | - Давайте назовёт тему нашего сегодняшнего урока? Мы должны сегодня изучить новый вид текста, текст-описание и определить, какова роль прилагательных в нем. | С помощью учителя формулируют тему урока. | Регулятивные: Высказывать своё предположение Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
V. Первичное закрепление. (5 мин) Цели: - организовать первичное применение нового знания. - зафиксировать новое содержание урока. | Итак, мы с вами узнали, в чем же особенность текста-описания. В чем же? Если перед нами текст-описание, какие вопросы мы можем задать к этому тексту? -Давайте узнаем, правильно ли мы думаем? Откройте учебники на странице 96 и прочитайте правило в рамке. -Ребята, сошлись наши мнения с мнениями автора учебника? Какой вывод мы можем сделать? Продолжаем работать дальше. - № 166 страничка 96 -Прочитайте текст. -Давайте выполним первое задание под текстом. Мы прочитали текст? Докажи, … . А какой это текст? описание или повествование? По каким признакам вы это определили? Молодцы! | - Применяем новые знания. Самостоятельно читают.
Делают выводы. | Познавательные: Уметь решать задачи с альтернативным условием. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
VI.Закрепление изученного ранее (3 мин) Цели: - применение нового знания. - закрепить полученные знания. | - А теперь выполняем второе задание. Спишите, подчеркните прилагательные (Как подчеркиваются прилагательные?) и над каждым прилагательным определите и напишите его число.
Сверьте результаты с доской и оцените себя отметкой. Пять – если нет ошибок, Четыре – если одна ошибка. Если больше, чем одна, значит нужно еще поработать. ! (Составьте свой текст-описание, запишите его в тетради, найдите и подчеркните прилагательные, определите и напишите над ними их число) | Работают самостоятельно. Выполняют задание, предложенное учителем. Оценивают себя. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Использование полученных знаний. Регулятивные: работа по намеченному плану. |
VII. Домашнее задание. (3 мин) Цель: - организовать выполнение д/з. | Проводит инструктаж по выполнению и оформлению. Стр. 97 упражнение номер 167. Только первое задание. | Слушают инструктаж по выполнению и оформлению. | |
VII. Итог урока. (1 мин) | - С чем мы сегодня познакомились на уроке? - Что такое текст-описание? Какова роль прилагательных в тексте-описание? - А где и когда текст-описание может пригодиться нам в жизни? -Вы сегодня молодцы, за урок я вам ставлю только положительные отметки. Кто- то активно отвечал, кто- то работал у доски, кто- то быстрее работал в паре. | Личностные: значимость решения учебных задач, связь с реальными жизненными целями и ситуациями. Жизненная позиция в отношении мира, окружающих людей. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | |
VIII. Рефлексия. (3 мин) Цели: - организовать рефлексию собственной учебной деятельности; | - Мы много работали, и пришло время обратить внимание на наше небо. В начале урока, вы писали на красивых листочках свои ожидания и опасения. -Я вас оценила, а теперь вы оцените себя сами. Возьмите свои солнышки и облака. - Прочитайте их ещё раз. - Если ваше ожидание подтвердилось, прикрепите солнышко к дереву. Если всё же опасения остались, значит прикрепите облачко. -Посмотрите, какое красивое весеннее небо у нас получилось. Это говорит о том, что цель нашего урока достигнута. Молодцы! | Регулятивные – контролировать свои действия и партнёра, вносить необходимые коррективы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Роль имен прилагательных в тексте"
Роль имен прилагательных в тексте, 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных в тексте"
Род имен прилагательных в тексте, 3 класс...
Урок по русскому языку по теме "Роль имен прилагательных в тексте"
Предмет: Русский язык...
Презентация к уроку русского языка по теме "Роль имен прилагательных в тексте"
Презентация к уроку русского языка...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Использование имён прилагательных в тексте-описании"
Использование имён прилагательных в тексте-описании....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

