Урок по русскому языку по теме "Роль имен прилагательных в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Предмет: Русский язык                                                                                     

УМК: «Школа России»

Тема урока: Роль имен прилагательных в тексте

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: Создание условий для знаний о роли имен прилагательных в тексте

Учебная задача: Какова роль имени прилагательных в тексте?

Результат урока:

 

1.Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные  в  тексте,  определять  их  род и число. Формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»; формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;

 

2.Метапредметные результаты:

Регулятивный результат: Умение ставить учебную задачу урока совместно с учителем; уметь планировать свою деятельность в соответствии с УЗ и искать средства ее осуществления; уметь грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; уметь корректировать и исправлять свои ошибки; Умение составлять алгоритм имени прилагательного; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке;

Познавательный результат: уметь использовать логические операции сравнение, обобщение при обсуждении имени прилагательного, умение находить нужные слова; умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

 

Коммуникативный результат: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем; уметь наблюдать за действиями партнера и находить недочёты и корректировать их. Умение высказывать свою точку зрения; умение работать в паре.

 

3.Личностный результат: осмысление роли имен прилагательных в тексте; расширение словарного запаса учащихся, показать важность употребления имен прилагательных в русской речи; понимание смысла высказывания А. С. Пушкина «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по русскому языку 3 класс45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол урока

Предмет: Русский язык                                                                                     

УМК: «Школа России»

Тема урока: Роль имен прилагательных в тексте

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: Создание условий для знаний о роли имен прилагательных в тексте

Учебная задача: Какова роль имени прилагательных в тексте?

Результат урока:

1.Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные  в  тексте,  определять  их  род и число. Формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»; формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;

2.Метапредметные результаты:

Регулятивный результат: Умение ставить учебную задачу урока совместно с учителем; уметь планировать свою деятельность в соответствии с УЗ и искать средства ее осуществления; уметь грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; уметь корректировать и исправлять свои ошибки; Умение составлять алгоритм имени прилагательного; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке;

Познавательный результат: уметь использовать логические операции сравнение, обобщение при обсуждении имени прилагательного, умение находить нужные слова; умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

Коммуникативный результат: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем; уметь наблюдать за действиями партнера и находить недочёты и корректировать их. Умение высказывать свою точку зрения; умение работать в паре.

3.Личностный результат: осмысление роли имен прилагательных в тексте; расширение словарного запаса учащихся, показать важность употребления имен прилагательных в русской речи; понимание смысла высказывания А. С. Пушкина «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Результат

Орг.этап

- Итак, все успокоились! Смотрю вашу готовность к уроку.

– Провертье,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

 http://festival.1september.ru/articles/621166/f_clip_image002.gif

- Как понимаете слова великого поэта?

-Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше.

- Скажите, как называют человека, который открывает что-то новое, например, в науке?

- Какими качествами должен обладать исследователь? (на доске)

*Готовятся к уроку, проверяют свою готовность*

- каждый раз, когда мы узнаем что-то новое мы делаем открытие.

- исследователь

http://festival.1september.ru/articles/621166/1.gif

Словесный Стимулирование,

Фронтальный, обсуждение, объяснение

Готовность к уроку; Поднять мотивацию к уроку;

Коммуникативный результат: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем; Умение высказывать свою точку зрения; умение работать в паре.

Личностный результат:; расширение словарного запаса учащихся, понимание смысла высказывания А. С. Пушкина «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

2.Постанов-ка учебной задачи

 

2.1.Создание «ситуации успеха»

– А в первую очередь исследователь должен уметь мыслить. Недаром в народе говорят:

- Каждый исследователь, прежде чем познать, создать что-то новое, проходит через много трудностей и препятствий.

– Кто готов стать исследователем сегодня на уроке?

- Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие, своего рода, гимнастику для ума. Составьте слово из рассыпанных слогов. Что получилось? (СЛАЙД)

- Итак сегодня мы о чем поговорим?

- Да, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.

- Что уже может рассказать о себе имя прилагательное? Вспомните. Приведите примеры.

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число.

Задание. Записываем предложения вставляя пропущенные слова.

Погода стояла ____________. Мы сели на ___________ парусник. Вокруг было __________ море.

Нас ждали ____________ приключения.

(синее, ясная, интересные, красивый)

- Какие слова пропущены?

- Пишем очень красивым почерком, ручку держим правильно, сидим прямо, тетрадь держим чуть наклонно.

- И сверху определяем род и число.

http://festival.1september.ru/articles/621166/f_clip_image004.gif

- Мы

- ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

- О имени прилагательном

*Высказывают свои мнения*

Третье марта

Классная работа

- Погода ясная, красивый парусник, сине море, интересные приключения.

Рассуждение, обсуждение, объяснение, ответы на вопросы, беседа, рассказ, иллюстрация, самоконтроль, фронтальный, индивидуальный

Регулятивные результат: Уметь контролировать свои действия при письме;

Уметь грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы;

.Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные  в  тексте,  определять  их  род и число. Формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»; формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;

Регулятивный результат: уметь грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; уметь корректировать и исправлять свои ошибки; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия;

Коммуникативный результат: Умение высказывать свою точку зрения;

2.2.Создание ситуации «разрыва»

- Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?  

- Почему имя прилагательное имеет такое название?  

- Я думаю в течении урока мы как исследователи найдём ответ на этот вопрос и откроем для себя новое да?

- имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, и т.д.

*Высказывание детей*

Ответы на вопросы, проблемный вопрос

Коммуникативный результат: Умение высказывать свою точку зрения;

Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте;

2.3. Совместная формулировка учебной задачи

- Итак, тогда какая у нас сегодняшняя цель исследования?

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

- Еще раз глубже узнать о имени прилагательном.

Проблемный вопрос

Регулятивный результат: Умение ставить учебную задачу урока совместно с учителем; уметь планировать свою деятельность в соответствии с УЗ и искать средства ее осуществления;

3.Решение учебной за-дачи

3.1.Поиск решения учебной задачи

Организация поиска

На слайде слова:

Новенький                         настроение  

Праздничное                   смородина

Душистая                            костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?  

-Образуйте из этих слов словосочетания.

- выполняем самостоятельно, также определяем род.

- Проверка.   Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверяем.

- у всех так получилось? (сверка с эталоном)

- Почему именно так вы соединили пары?  

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? Почему?

- По принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные

 

- новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.

- Подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному

- Имя существительное главное потому, что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак

с именем существительным.

Беседа, рассказ, объяснение, рассуждение, обсуждение, ответы на вопросы, иллюстрация, парная

Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,  определять  их  род и число. формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;

уметь грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; уметь корректировать и исправлять свои ошибки;

Познавательный результат: уметь использовать логические операции сравнение, обобщение при обсуждении имени прилагательного, умение находить нужные слова;

Коммуникативный результат:; уметь наблюдать за действиями партнера и находить недочёты и корректировать их.

3.2.Моделирование

- Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя существительное + имя прилагательное

- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? 

- Что и.суш и и. прил. тесно связаны между собой. 

- Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит.

Моделирование, ответы на вопросы, выдвижение гипотез

Личностный результат: осмысление роли имен прилагательных в тексте; показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

3.3.Применение открытого понятия

Задание

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы

 Обл_ко

 Д_р_га

 За_ц

 Цв_ты

- К какой части речи относятся данные слова? Докажите.

Подберите и запишите по одному прилагательному к данным существительным, определите у прилагательных род и число.

 Проверка: Как же определить род и число у имени прилагательного?

- Закончили? Молодцы!

Задание:

Открываем книги упр 118 стр.68

Прочитайте условие задания.

ОБЛАКО

Дорога

Заяц

Цветы

- Имя существительное

- по существительному: какой род и число у имени существительного, такой же род и число у им. прилагательного

Рассуждение, обсуждение, объяснение, ответы на вопросы.

Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,  определять  их  род и число. формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;

3.Рефлек-сия

1.Самооценка понимания

- Итак какое открытие мы сегодня открыли?

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Для чего служит?

- С какой частью речи связано?

2. Самооценка деятельности

Закончите предложения:

Мне было интересно …

Я выполнял задания …

Моё настроение …

Я оцениваю свою работу …

- что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе

*Высказывание детей*

*Продолжают предложения*

Обсуждение, ответы на вопросы, выдвижение гипотез

Личностный результат: осмысление роли имен прилагательных в тексте; показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

Предметный результат: обобщить знания о роли прилагательных в тексте; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,  определять  их  род и число. формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте;