Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макарова Любовь Викторовна

Урок усвоения новых знаний. На уроке присутствует и фронтальная, и групповая работа, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 9 х. Денисов

Открытый урок русского языка в 3 классе

по теме: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».

Провела: Макарова Л.В.

2024-2025 учебный год.

Декабрь

 «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ).

Задачи урока:

Образовательные: сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком. Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Развивающие: развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемый результат

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы;

- оценивать результат собственной деятельности.

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для письма под диктовку.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

-писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;

-выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);

- использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Давайте настроимся на работу. Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на левой руке. Разгибайте по одному - на правой, на левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас сейчас какое время года?  

Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

- На улице много снега, падают снежинки. Для минутки чистописания у меня тоже для вас есть снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.

е ё ю я

- Что вы о них можете рассказать? (гласные, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

- Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

- А теперь красиво запишем их парами.

3.Актуализация знаний пройденного материала

Фронтальная работа

А теперь замените мне одним словом сочетание слов, чтобы в этом слове были наши гласные, которые мы сейчас записали.

— Замените одним словом, запишите.

• Снежная буря (вьюга).

• Домики для пчёл (ульи).

• Мать, отец, дети (семья).

— Что общего в правописании этих слов?

— Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?

4.  Мотивация знаний

  Образуйте с помощью приставок вы-, пере-,про-, с-, об-, в-  существительные с  корнем –езд- .А я запишу ваши слова.

выезд                                                            съезд

переезд                                                        объезд

проезд                                                          въезд

- Как вы думаете, почему я записала, образованные вами слова в два столбика?

5.  Создание нового знания.

1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)

 6. Создание нового знания.

1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)

2. РАБОТА В ПАРАХ.

- Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)

- Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Выделите в этих словах приставку и корень. Вспомним, что такое приставка и корень.  И скажите, в каком случае в слове пишется разделительный ъ.

объявил                             заявил

разъединил                     соединил

съюлил                             заюлил

съёжился                        поёжился

- Ваши выводы?(ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)

- Почему его назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)

- Посмотрите, перед какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)

3. Составим схему к нашему открытию.

-Расскажите правило по схеме.

 Сравните с правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130

-Совпадает?

 –Молодцы!

-Продолжите  наши столбики и запишите слова с карточки

7. Физминутка

Игра на внимание «Пожалуйста, сделай так»

8. Первичное закрепление знаний.

1) Работа по учебнику упр. 267 стр. 135

Сделаем еще раз вывод: Когда пишется разделительный ъ?

 2) Устно выполнить упр. 268 стр. 136 (фронтальный опрос)

9.  Закрепление

Слушаем и поднимаем карточку с ъ или пустую.

 Об…ём, про…езд, с…ел, об…едки, со…бирают,  под…ёмный, с…ехал, об…явил., с…езд,  из…явил.

10. Рефлексия

-Какую цель перед собой ставили?

Что вы узнали на уроке?

Я узнал….

-Когда пишется разделительный ъ.?

Что вы запомнили?

Я запомнил…..

Чему вы научились на уроке?

Я научился……

-Оцените свою деятельность на уроке.

Остались вопросы –поднимите вопросительный знак.

Всё было понятно – восклицательный знак.

- В начале урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? Тепло в ручках осталось? Подойдите ко мне, давайте соединим тепло наших рук. Смотрите, какой большой, добрый шар у нас получился, так и хочется поделиться со всеми.

11. Домашнее задание.

стр.135 упр.265, выучить правило стр.134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Русский язык. 2 класс. «Закрепление. Состав слова. Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Русский язык. 2 класс. Тема урока: Повторение. Состав слова. Разделительный Ъ и Ь мягкие знаки.Данный урок поможет закрепить и проверить знания по данной теме....

Русский язык. 2 класс. «Закрепление. Состав слова. Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Урок поможет закрепить знания по теме «Закрепление. Состав слова. Правописание разделительных ь и ъ знаков»...

Урок русского языка 4 класс "Повторение. Правописание слов с Ь и Ъ знаками". (Школа России)

Цель: повторить роль Ь и Ъ знаков; систематизировать знания – составить схему-опору.личностные УУД: - развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;регулятивные У...