Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок по теме "Род имён существительных" для обучающихся 3 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема. Род имён существительных.
Тип урока. Закрепление изученного материала.
Цель: формировать умение определять род имён существительных.
Задачи.
-Формировать интерес к предмету.
-Повторить одну из работ буквы ь на письме и при чтении.
-Закрепить умение определять род имён существительных.
-Формировать умения выполнять цель урока под руководством учителя, делать выводы по изучаемому учебному материалу, действовать по алгоритму.
1.Оргмомент.
2.Минутка чистописания.
Дети, откройте тетрадь, запишите:
16 февраля.
Классная работа.
Выполним минутку чистописания.
Пропишем по образцу.
ь ь ь ь ь ья ье ьё ью ьи
Повторим третью «работу» буквы ь.
Работа №3. «Указательная».
Мягкий знак пишется на конце имён существительных женского рода после шипящих.
Мягкий знак показывает, перед нами имена существительные женского рода с шипящими на конце.
Запишем в тетради имена существительные женского рода с шипящими на конце.
Рожь, печь, дрожь, ложь, дочь, речь, ночь, мышь.
Почему в данных именах существительных мы написали букву ь? …
Запомним: мягкий знак пишется на конце имён существительных женского рода после шипящих.
2.Закрепление изученного материала.
Чему мы учились на прошлом уроке? …
Сегодня мы продолжаем учиться определять род имён существительных.
Как мы определяем род у имён существительных? …
Повторим правило.
**Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, мой, относятся к мужскому роду.
**Имена существительные, которые можно заменить местоимениями она, моя, относятся к женскому роду.
**Имена существительные, которые можно заменить местоимениями оно, моё, относятся к среднему роду.
Сначала запишем в тетради текст с комментированием. В каждом предложении подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Выглянуло солнце. Вся местность ожила. Зазеленела травка. Солнечный луч упал на семена. Ростки потянулись к свету и теплу. В земле крепли их корешки. Над землёй показался маленький стебелёк. С каждым днём он становился выше и выше. Малыш хотел походить на свою мать. Высокая стройная сосна росла рядом.
Теперь берём в руки простой карандаш, находим в предложениях имена существительные, определяем у них род, надписываем его сверху.
Повторим. Род у имён существительных можно определить только в начальной форме.
Какая форма у имён существительных является начальной? ...
Начальная форма – существительные стоят в единственном числе и отвечают на вопросы кто? что?
Как будем действовать? …
План действий.
- Сначала к имени существительному задаём вопрос.
Если этим вопросом является вопрос кто? или что?, то переходим ко второму шагу.
Если вопрос другой, то изменяем форму имени существительного таким образом, чтобы оно отвечало на вопрос кто? или что?
- Определяем число имени существительного.
Если существительное стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.
- Определяем род имени существительного.
Работаем, пользуясь планом.
Выглянуло солнце.
**Солнце. Что? Солнце. Единственное число. Оно, моё, род … средний. Пишем сверху ср. р.
Вся местность ожила.
**Местность. Что? Местность. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
Зазеленела травка.
**Травка. Что? Травка. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
Солнечный луч упал на семена.
**Луч. Что? Луч. Единственное число. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Упал (куда? на что?) на семена. Имя существительное с предлогом. Что? Семена. Множественное число. Много семена, одно … семя. Оно, моё, род … средний. Пишем сверху ср. р.
Ростки потянулись к свету и теплу.
**Ростки. Что? Ростки. Множественное число. Много ростки, один … росток. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Потянулись (куда? к чему?) к свету. Имя существительное с предлогом. Что? Свет. Единственное число. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Потянулись (куда? к чему?) к теплу. Имя существительное с предлогом. Что? Тепло. Единственное число. Оно, моё, род … средний. Пишем сверху ср. р.
В земле крепли их корешки.
**Корешки. Что? Корешки. Множественное число. Много корешки, один … корешок. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Крепли (где? в чём?) в земле. Имя существительное с предлогом. Что? Земля. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
Над землёй показался маленький стебелёк.
**Стебелёк. Что? Стебелёк. Единственное число. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Показался (где? над чем?) над землёй. Имя существительное с предлогом. Что? Земля. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
С каждым днём он становился выше и выше.
**Становился (как? с чем?) с днём. Имя существительное с предлогом. Что? День. Единственное число. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
Малыш хотел походить на свою мать.
**Малыш. Кто? Малыш. Единственное число. Он, мой, род … мужской. Пишем сверху м. р.
**Хотел походить (на кого?) на мать. Имя существительное с предлогом. Кто? Мать. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
Высокая стройная сосна росла рядом.
**Сосна. Что? Сосна. Единственное число. Она, моя, род … женский. Пишем сверху ж. р.
4.Рефлексия.
Что мы учились делать на уроке? …
Мы учились определять род имён существительных по плану.
5.Домашнее задание.
Прочитать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» на странице учебника 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....

Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
