Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока (2 класс)
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.27 КБ | |
| 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2-м классе
Тема урока: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
( «Школа России». 2 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Задачи,планируемые результаты
Формирование предметных умений:
1.Определять грамматические признаки имени существительного.
2. Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
3. Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
4.Развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
личностные умения:
1. принимать и осваивать социальную роль ученика;
2.устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
3. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
4. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2. отличать, верно выполненное задание от неверного;
3. осуществлять самоконтроль;
4. совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
1.ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
2.проводить анализ учебного материала;
3.делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Технология – технология проблемного обучения:
Формы обучения: способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
- Организационный момент
- Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей». Давайте улыбнемся др-др.
- Добрый день. Тихо сели. У вас на столах лежат СМАЙЛИКИ.
- Покажите мне пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок?
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
- Давайте подарим гостям наши улыбки.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Чтобы быть успешными на уроке русского языка нам нужно быть, какими?
- внимательными
- аккуратными
- старательными
- уметь слушать,
- думать
- отвечать на вопросы
- помогать друг другу
Я ТЕТР. ОТКРОЮ…….. ЧИСЛО. КЛ. РАБОТА.
- Актуализация полученных знаний.
- Минутка чистописания
- Орфографическая минутка
- Эти гласные могут вызывать у нас сомнения.
- Вставьте пропущенные буквы в слова, назовите орфограмму, проверочное слово в уме
М.ряк, гл.за, з.лёный, х.лодный, л.сник, гн.здо.
- Назовите только имена существительные.
ИМЯ СУЩЕСВИТЕЛЬНОЕ .
Что вы знаете об имени существительном?
Составляем кластер. (На раздельных магнитных карточках написаны слова - часть речи, предмет, кто? что?)
САМОПРОВЕРКА. На доске остаётся запись:
МОРЯК, ГЛАЗА, ЛЕСНИК, ГНЕЗДО
III. Создание проблемной ситуации
- Распределите выписанные вами имена существительные на две группы:
КТО? ЧТО?
- Как называются эти группы?
VI. Определение темы урока и постановка задач
- Какова же тема урока? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
- Какие задачи стоят перед нами?
Чему будем учиться? Правильно задавать вопросы к имени существительному. Отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Учиться отличать по вопросу одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.
V. Совместное открытие нового знания
- Как же узнать, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Можно спросить у товарища, у учителя, прочитать в учебнике, поискать в интернете.)
- Если не хватает своих знаний и знаний товарищей, куда мы можем обратиться? (К учебнику.) Познакомьтесь с правилами в учебнике на с. 48 и 50.
КАК ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА
МОРЯК, ЛЕСНИК - ОДУШ.
ГЛАЗА, ГНЕЗДО – НЕОДУШ.
Закончим составление кластера (кто?– одушевлённые, что? – неодушевлённые)
VI. Первичное закрепление полученных знаний
Подберите к каждой группе существительные.
Люди: (кто?) художник, …, … .
Птицы: (кто?) снегирь, …, … .
Насекомые: (кто?) шмель, …, … .
Домашние животные: (кто?) лошадь, …, … .
Дикие животные: (кто?) медведь, …, … .
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: им. Сущ., которые обозначают………..
Составьте предложение.
Берлоге, зимой, медведь, спит, в.
Зимой медведь спит в берлоге.
Найдите грамматическую основу предложения.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Зимняя спячка медведя длится от 2,5 месяцев до 5-6, в зависимости от климатической зоны. Свою берлогу, в которой он проводит значительную часть своей жизни, косолапый обустраивает не хуже людей. Место для берлоги выбирает в глухой чаще, под корнем упавшего дерева или роет яму.
Подберите к каждой группе имёна существительные.
Инструменты: (что?) топор, …, … .
Обувь: (что?) сапоги, …, … .
Явления природы: (что?) вьюга, …, … .
Растения: (что?) крапива, …, … .
Посуда: (что?) тарелка, …, … .
ВЫВОД: им. Сущ., которые обозначают………..
Загадка
Не скульптура, не лепнина,
Лишь вчера сотворена,
В рамке на стене она –
Труд художника –
КАРТИНА- 3сл., 7б., 7зв..
Физкультминутка.
- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы присядете.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.
VII. Применение полученных знаний
Работа в парах. Работа по индивидуальным карточкам.
Задание.
- Перед вами карточка ЗЕЛЕНЫЕ. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое слово. Задание по рядам.
Рога + забор = (роза)
Сова + баня + капуста = (собака)
Коза + лето + сова = (колесо)
Сито + нива + царица = (синица)
Гиря + тапочки + ракета = (гитара)
Мышцы + катер= (мышка)
- Какая пара справится с заданием быстрее и тише?
- Назовите одушевленные имена существительные.
- А теперь – неодушевленные.
- А какое слово можно отнести было в две группы? (слово «мышка»)
- Что вы себе представили? (животное, маленькое, серое).Составьте предложение.
- Послушайте стихотворение.
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА
МЫШКА
Равнодушная к сыру и салу
Необычная мышка жила.
Открывала странички, листала,
И - о счастье! - пищать не могла.
Обожала шнуры подлиннее
И тепло человеческих рук,
Чтобы коврик был гладкий под нею
И большое пространство вокруг.
- О какой мышке говорится в стихотворении?
- К каким именам существительным теперь относится это слово?
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются и называются «многозначные».
8. Первичное закрепление
- Возьмите карточки БЕЛЫЕ. Выпишите имена существительные: в 2 группы
Комар, одежда, снег, пилот, друг, солнце.
ОДУШ. НЕОДУШ.
- Проверим, прочитайте одушевленные, неодушевленные
- Покажите смайликами, кто выполнил задание без ошибки, у кого одна ошибка, у кого – больше?
- Ребята, подобное задание будет у вас дома.
- Посмотрите у меня на доске имена сущ. Отвечающие на вопрос ЧТО – как они называются?
- Давайте образуем однокоренные сущ., чтобы они отвечали на вопрос КТО?
пожар - пожарный
учеба – учитель
стройка - строитель
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какую часть речи мы исследовали на уроке? Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
- Продолжите предложения:
-Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог …
- Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Покажите смайликом своё настроение после сегодняшнего урока.
- Я тоже очень рада, что у вас все получилось.
Домашние задание: с.51 упр.86
Предварительный просмотр:
Тема: "Именительный падеж" 3 класс
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Формировать умение находить имёна существительные в именительном падеже в тексте.
Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать.
Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.
Ход урока.
Организационный момент.
Настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.
1) Не выкрикиваем.
2) Не перебиваем друг друга.
3) Мы слышим друг друга.
4) Учимся работать сообща.
- Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.
- Перед вами буквы. Прочитайте их. (а, е, о, р, у, э)
- Буква, написание которой мы будем повторять, лишняя в этом ряду. Назовите эту букву.
- Почему он лишняя? Охарактеризуйте её.
- Внимательно посмотрите, как пишутся прописная и строчная буквы Р,р.
-Запишите эти буквы в тетради.
Словарная работа.
Прочитайте слова, записанные на доске.
(Родина, страна, Россия, столица, Москва)
- Что это за слова? (Имена существительные)
- Объясните лексическое значение. (Это страна, в которой человек родился и гражданином которой является; место рождения кого-либо)
- Какие орфограммы в этом слове вы должны запомнить? Запишите слова в свои тетради и подчеркните орфограммы.
Актуализация знаний.
- Работа в парах .Составить пословицу
(На чужой сторонушке солнышко не греет.)
- Как называется это предложение?
- Объясните смысл этой пословицы.
- Какие орфограммы в ней встретились? Объясните их написание.
- Внимательно прочитайте пословицу ещё раз и запишите
- Определите грамматическую основу этого предложения. (солнышко не греет)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. Поиграем в игру "Так- не так"
1) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета. Это так? Почему?
2) Имена собственные пишутся с маленькой буквы. Это так? Почему?
3) Мама, учитель, дети – это одушевлённые имена существительные. Это так? Почему?
4) В русском языке все существительные имеют только два рода. Это так? Почему?
5) Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Это так? Почему?
6) В русском языке 5 падежей. Это так? Почему?
Постановка учебной задачи.
- А теперь отгадайте загадку:
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
- О каком падеже идёт речь? Почему вы так решили?
- На основании вышесказанного, кто попробует определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Именительный падеж имён существительных) Чему мы будем учиться?
- Сегодня мы будем учиться находить имена существительные в именительном падеже в тексте и сформулируем особенности имён существительных в именительном падеже.
-Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?
( узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)
Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
--Послушайте стихотворение про И. падеж
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы-кто? И что?
Ни с кем не спутает никто!
Что вы узнали об именительном падеже?
4)(Памятка)
Именительный падеж
Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
7.Закрепление
Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже , нам предстоит поработать с текстом.
Работа по учебнику. Выполнение упр.74 с. 42
Физминутка
С. 42 ПРАВИЛО
8. Самостоятельная работа.
Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что ?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Пошли ( на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Посмотрела ( на кого ? что? ) на картину. ( В.п./ И.п.)
Включение нового знания в систему знаний.
Поэтическая минутка
С. 43 упр. 76
Записать по памяти. Определить падеж выделин. Слов.
Итог урока. Рефлексия.
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим то, о чём шла речь на уроке.
- Что нового узнали об именах существительных в именительном падеже?
-- Какое задание сегодня на уроке вам особенно понравилось?
- Поднимите руки те, кому сегодня на уроке было легко. А кто пока затрудняется в определении именительного падежа?
Домашнее задание.
С. 42 упр.75
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....

