Открытый урок в рамках регионального проекта " Я учусь в Подмосковье" в 4 классе по теме:Изменение имен существительных по падежам. Предлоги.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Шикова Алсу Ревовна

Цель: Создание условий для организации работы учащихся по исследованию и открытию алгоритма определения падежа имен существительных и умений определять падежи у имен существительных по алгоритму.

Задачи: Развивать умения распознавать и определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам. Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.84 КБ
Файл prezentatsiya.pptx996.19 КБ
Файл rabochiy_list.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная деятельность «Я учусь в Подмосковье»

Урок 31: Изменение  имен существительных по падежам. Предлоги.

Цель: Создание условий для организации работы учащихся по исследованию и открытию алгоритма определения падежа имен существительных и умений определять падежи у имен существительных по алгоритму.

Задачи: Развивать умения распознавать и определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам. Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.

Формируемые УУД

 Личностные универсальные учебные действия:  повышение уровня мотивации учебной и парной  деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

     Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия,  планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)

    Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре

    Коммуникативные универсальные учебные действия:  умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной  и письменной форме, формулирование собственного  мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

Планируемые результаты

Предметные результаты: 

Знать и уметь определять существительные в родительном падеже

Уметь выполнять разбор предложения по членам

Личностные результаты:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь высказывать свое мнение

Метапредметные результаты: 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Уметь слушать и понимать речь других

Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы

Ход урока

I.Введение. Орг.момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы урок пошел вам впрок,

Активно в работу включайся дружок!

-Добрый день, ребята. Проверьте готовность к занятию.

II. Актуализация знаний

Фонетическая разминка:

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте первую чистоговорку.( Слайд 1)

А теперь попробуйте быстрее.

Далее, прочитаем вторую чистоговорку (Слайд 2).

  (Преподаватель следит за правильным произнесением. Слоги и слова произносятся утрированно, чётко произносятся все звуки, темп постепенно убыстряется).(Слайд 1и 2)

- Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Составим алгоритм «Имя существительное» . (Учащиеся по цепочке отвечают и рассказывают об имени существительном)

(Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки:

-собственное или нарицательное

- одушевленное или неодушевленное,

-мужского, женского или среднего рода

 -изменяется по числам и падежам

-изменение имен существительных по падежам – называется склонением;

 -мы знаем три склонения имен существительных.

III . Постановка темы и целей урока. Мотивация к деятельности.

- Откройте тетради и проговариваем стихотворение - помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

- Записываем дату, классная работа.

Д..ректор, пе..он, пого.ка, здра..ствуй, окрес.ность, ша.ка. (И.Р.Д.В.Т.П.)

- Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.)

- Почему они пришли к нам на урок?

- Какую цель мы можем поставить? Чему будем учиться? (Смотрите карточку-подсказку).

(Рабочий     лист)

Будем изучать …

Постараемся вспомнить …

Научимся определять ……. С помощью……………

Повторим …

- В конце урока мы посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.

- Сколько падежей в русском языке?

- А вы знаете, что в других языках мира иначе: например, в немецком - их 4, а в финском - насчитывается целых 15.

Ваша задача – вспомнить  падежи и их предлоги, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения.

IV Учебно-практическая деятельность.

Открываем учебники на странице 117, изучим таблицу и вспомним предложные вопросы и предлоги.

( Ребята проговаривают вопросы и предлоги)

-Какие предлоги употребляются с существительными в Р.п.,  в Д.п.,в В.п., в Т.п., в П.п.

 И.п.- нет предлогов

 Р.п.- без, для, до, из, от, у, около, вокруг,из-за,из-под, после. Кроме

 Д.п.-к,по

 В.п.- про, через,в, на, за,про,через

 Т.п.- с, за,над,под,перед,между

 П.п.- при, о,в, о

-Итак, скажите как можно определить падеж существительного?

 Можно определить падеж существительного по вопросам и предлогам.

1.Самостоятельная работа.

- Давайте, сейчас выполним упражнение 1 на стр.118 и определим падеж имен  существительных, опираясь на предлоги.( письменно в тетрадях)

 2. Физкультминутка.

  1. Дифференцированная работа на рабочих листах.

Задание 1. (для всех)

Определите падеж существительных, подчеркните предлоги, скажите, что обозначает данное выражение:

Жить за каменной стеной (Т.п.).

Как в воду кануть (В.п.).

Встать с левой ноги (Р.п.).

Делать из мухи (Р.п.) слона (В.п.).

Всё в ажуре (П.п.).

Задание 2. (для базового уровня)

           Обозначьте падеж существительных и вставить  пропущенные предлоги.

1.Играл  ____ дудочке  (         п.)

2. Подошёл  ____  осине (           п.)

3. Материал ____ юбки(         п.)

4. Увидел  мышь (       п.  )

5. Шёл ____ роще  (       п. )    

Предлоги: на, для, по, на, к.

Задание 2 (для среднего уровня)

Обозначьте падеж выделенных существительных и вставить пропущенные предлоги.

 1.Слушать _____  радио  (    п.)

2.  Ехать ____ вагоне (     п.)

 3. Около ели  (       п.)

 4. Посадил ____  дачей  (    п. )

 5. Думать ____ школе  (      п.).

Предлоги: о, в, по, перед.

Задание 3 ( для базового  уровня)

Спишите. Вставьте предлоги  В  или  О. Укажите падеж

 существительных.

Мальчик   зашёл ….  парк.  Слоны   жили  … Африке.   Бабушка  думает  ….внуке.  Фотография  напоминает … лете.   …  конце  фильма  звучала    музыка.

Задание 3 ( для среднего уровня)

Вставь пропущенные предлоги и определи падеж у имен существительных.

Дружу ____девочкой

Пели___дружбе

Гостил___друга

Письмо___подружки

Спешила___друзьям

Надеялся___друга.

        

V Подведение итогов.

- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

- Как вы считаете, цели нашего урока достигнуты?

- Что мы узнали в результате урока?

Устный опрос:

Итогом нашего урока будет тест. ( в рабочих листах, для всех)

Проверим себя:

1.Что такое предлог:

А- часть слова

Б  - часть речи

2.Как пишутся предлоги со словами:

А- отдельно

Б - слитно

3.В каком падеже существительные всегда употребляются без предлога:

А  - в  И.п.

Б - в П.п.

4. К, по - это предлоги:

А. - Д.п.

Б.  - И.п.

6. Определи падеж существительного  у дома:

А.  - В.п.

Б.  -  Р.п.

-Желаю вам не останавливаться на достигнутом результате, двигаться только вперед, развивать свои знания и развиваться.

Сдаем рабочие листы.

Спасибо за занятие, вы свободны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Д и ректор, пе рр он, пого д ка, здра в ствуй, окрес т ность, ша п ка Спишите и вставтье пропущенные буквы . Д .. ректор , пе .. он , пого . ка , здра .. ствуй , окрес . ность , ша . .ка .

Слайд 4

Будем изучать … Постараемся вспомнить … Научимся определять ……. с помощью………… Повторим …

Слайд 6

Проверим себя: 1 .Что такое предлог: А- часть слова Б - часть речи 2. Как пишутся предлоги со словами: А- отдельно Б - слитно 3.В каком падеже существительные всегда употребляются без предлога: А - в Именительном .п. Б - в Предложном.п . 4. К, по - это предлоги: А. - Дательного.п . Б. - Именительного.п . 5. Определи падеж существительного у дома : А. – Винительный п. Б. - Родительный.п .



Предварительный просмотр:

Фамилия и Имя_______________________________________________

Будем изучать______________________________________________

Постараемся вспомнить_____________________________________

Научимся определять___________с помощью___________________

Повторим________________________

                                         Задание 1.

Определите падеж существительных, подчеркните предлоги, скажите, что обозначает данное выражение:

Жить за каменной стеной (___.п.).

Как в воду кануть (____.п.).

Встать с левой ноги (____.п.).

Делать из мухи (_____.п.) слона (____.п.).

Всё в ажуре (_____.п.)

Задание 2.

         Обозначьте падеж существительных и вставить  пропущенные предлоги.

1.Играл  ____ дудочке  (         п.)

2. Подошёл  ____  осине (           п.)

3. Материал ____ юбки(         п.)

4. Увидел  мышь (       п.  )

5. Шёл ____ роще  (       п. )    

Предлоги: на, для, по, на, к.

Задание 3.

Спишите. Вставьте предлоги  В  или  О. Укажите падеж

 существительных.

Мальчик   зашёл ….  парк.

 Слоны   жили  … Африке.  

Бабушка  думает  ….внуке.  

Фотография  напоминает … лете.

  …  конце  фильма  звучала    музыка.

Проверим себя:

1.Что такое предлог:

            А- часть слова                       Б  - часть речи

2.Как пишутся предлоги со словами:

            А- отдельно                           Б - слитно

3.В каком падеже существительные всегда употребляются без предлога:

А  - в  Именительном .п.                 Б - в Предложном.п.

4. К, по - это предлоги:

А. - Дательного.п.                           Б.  - Именительного.п.

5. Определи падеж существительного  у дома:

А.  – Винительный п.                      Б.  -  Родительный.п.

Фамилия и Имя_______________________________________________

Будем изучать______________________________________________

Постараемся вспомнить_____________________________________

Научимся определять___________с помощью___________________

Повторим________________________

                                                 Задание 1.

Определите падеж существительных, подчеркните предлоги, скажите, что обозначает данное выражение:

Жить за каменной стеной (___.п.).

Как в воду кануть (____.п.).

Встать с левой ноги (____.п.).

Делать из мухи (_____.п.) слона (____.п.).

Всё в ажуре (_____.п.)

Задание 2.

Обозначьте падеж выделенных существительных и вставить пропущенные предлоги.

 1.Слушать _____  радио  (    п.)

 2.  Ехать ____ вагоне (     п.)

 3. Около ели  (       п.)

 4. Посадил ____  дачей  (    п. )

 5. Думать ____ школе  (      п.).

Предлоги: о, в, по, перед.

Задание 3.

Вставь пропущенные предлоги и определи падеж у имен существительных.

Дружу ____девочкой

Пели___дружбе

Гостил___друга

Письмо___подружки

Спешила___друзьям

Надеялся___друга.

Проверим себя:

1.Что такое предлог:

            А- часть слова                       Б  - часть речи

2.Как пишутся предлоги со словами:

            А- отдельно                           Б - слитно

3.В каком падеже существительные всегда употребляются без предлога:

А  - в  Именительном .п.                 Б - в Предложном.п.

4. К, по - это предлоги:

А. - Дательного.п.                           Б.  - Именительного.п.

5. Определи падеж существительного  у дома:

А.  – Винительный п.                      Б.  -  Родительный.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.

Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь -  школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта ...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: «Изменение существительных по падежам»

Технологическая карта поможет учителю начальных классов в проведении урока по русскому языку с целью формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных....

Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»

Презентация к уроку Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...

Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»

Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...