ПРОГРАММА АООП (вариант 2, 1 класс)) по направлению «РЕЧЬ И АЛТЕРНАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА АООП (вариант2, 1 класс)) по направлению «Речь и альтернативные коммуникации»
Подготовила: Котова Асия Филатовна
Учитель начальных классов
I. Планируемые результаты.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),
- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
1.1. Ожидаемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
1.2. Ожидаемые личностные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии:
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
- зрительный контакт «глаза в глаза»
- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
1.3. Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий.
2.1. Содержание учебного предмета, курса.
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки.
Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого.
Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с
учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
формирование элементарных графо моторных умений. развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
2.2. Формы организации учебных занятий.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, с привлечением узких специалистов, учителей – предметников и родителей.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.
№ темы | Тема урока | Кол-во часов, отводимое на освоение каждой темы. | Основные виды деятельности обучающихся на уроке |
Направление: Учитель – ученик (42 часа) | |||
Блок № 1 | «Приветствие взрослого». | 5 | - Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», - фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия. - Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, - положительное реагирование (мимико - жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением. |
Блок № 2 | «Приветствие сказочных персонажей». | 5 | - Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем, - фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; - использование руки для приветствия сказочных персонажей. Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия |
Блок № 3 | «Я и мое имя, моя фотография». | 5 | - Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; - использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии. - Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением. |
Блок № 4 | «Моя любимая игрушка». | 5 | - Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания. - Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками. |
Блок № 5 | «Моя любимая сказка, драматизация сказки». | 6 | - Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий. - Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия) |
Блок № 6 | «Моя любимая игра» | 6 | - Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий. - Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными) |
Блок № 7 | «Мои желания» | 5 | - Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др. - Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д. Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий. |
Блок № 8 | «Мне нравится» | 5 | - Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации. - Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.). Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий. |
Напраление: Учитель – ученик – сверстник (36 часов) | |||
Блок № 1 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 6 | - Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия. - Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом. - Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения. |
Блок № 2 | «Имена сверстников» | 6 | - Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям. - Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение сверстника для совместной игры. - Выполнение элементарных графических заданий. |
Блок № 3 | «Игрушки нашего класса» | 6 | - Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием). - Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях. - Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения. |
Блок № 4 | «Вместе слушаем сказки» | 6 | - Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий. - Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями). - Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.). |
Блок № 4 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 6 | - Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий. - Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями). - Выполнение элементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения). |
Блок № 5 | «Наш класс (фотоальбом)» | 6 | - Выражать доступными вербальными, невербальными средствами (словом, звуком, жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками; запоминание фотографий сверстников среди других детей, узнавание лиц одноклассников на общей фотографии при использовании необходимых средств коммуникации (жест, звуки, слово). - Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует. Коля поливает цветы и т.д.). – - Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.). |
Блок № 6 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 6 | - Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных игровых ситуациях (в предметно-игровых действиях, подвижных играх, хороводах (хороводы "Каравай-каравай", праздники "Осень", "Новый год" , "День рождения" и др.). - Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств коммуникации. – - Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.) |
Направление: Ученик – сверстник (21 час) | |||
Блок № 1 | «Приглашение к взаимодействию» | 3 | - Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных игровых или бытовых действий. - Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.). - Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы). |
Блок № 2 | «Лепим вместе» | 3 | - Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации. - Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.). – - Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение предметов по трафаретам |
Блок № 3 | «Строим вместе» | 3 | - Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации. - Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.). - Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы). |
Блок № 4 | «Рисуем вместе» | 3 | - Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень", "Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий. – - Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не такие, похож - не похож и т.д.). - Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы). |
Блок № 5 | «Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.) | 3 | - Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру. - Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями). - Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка". |
Блок № 6 | «Помоги другу» | 3 | - Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь. - Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов. |
Блок № 7 | «Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.» | 3 | - Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности. - Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь. |
Всего: 99 часов | |||
IV. Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Календарные сроки | |
По плану | По факту | |||
1 | Приветствие взрослого. | 1 | ||
2 | Приветствие взрослого. | 1 | ||
3 | Приветствие взрослого, приветствие учеников | 1 | ||
4 | Приветствие взрослого, приветствие учеников | 1 | ||
5 | Приветствие взрослого, приветствие учеников | 1 | ||
6 | Приветствие сказочных персонажей | 1 | ||
7 | Приветствие сказочных персонаей | 1 | ||
8 | Приветствие сказочных персонаей | 1 | ||
9 | Приветствие сказочных персонаей | 1 | ||
10 | Приветствие сказочных персонаей | 1 | ||
11 | Я и моя фотография. Я и мое имя | 1 | ||
12 | Я и моя фотография. Я и мое имя | 1 | ||
13 | Я и моя фотография. Я и мое имя | 1 | ||
14 | Я и моя фотография. Я и мое имя | 1 | ||
15 | Я и моя фотография. Я и мое имя | 1 | ||
16 | Моя любимая игрушка | 1 | ||
17 | Моя любимая игрушка | 1 | ||
18 | Моя любимая игрушка | 1 | ||
19 | Моя любимая игрушка | 1 | ||
20 | Моя любимая игрушка | 1 | ||
21 | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 1 | ||
22 | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 1 | ||
23 | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 1 | ||
24 | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 1 | ||
25 | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 1 | ||
26 | Моя любимая игра | 1 | ||
27 | Моя любимая игра | 1 | ||
28 | Моя любимая игра | 1 | ||
29 | Моя любимая игра | 1 | ||
30 | Моя любимая игра | 1 | ||
31 | Мои желания | 1 | ||
32 | Мои желания | 1 | ||
33 | Мои желания | 1 | ||
34 | Мои желания | 1 | ||
35 | Мои желания | 1 | ||
36 | Мне нравится… | 1 | ||
37 | Мне нравится… | 1 | ||
38 | Мне нравится… | 1 | ||
39 | Мне нравится… | 1 | ||
40 | Мне нравится… | 1 | ||
41 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
42 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
43 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
44 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
45 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
46 | «Приветствие сверстника» (узнавание) | 1 | ||
47 | «Имена сверстников» | 1 | ||
48 | «Имена сверстников» | 1 | ||
49 | «Имена сверстников» | 1 | ||
50 | «Имена сверстников» | 1 | ||
51 | «Имена сверстников» | 1 | ||
52 | «Имена сверстников» | 1 | ||
53 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
54 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
55 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
56 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
57 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
58 | «Игрушки нашего класса» | 1 | ||
59 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
60 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
61 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
62 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
63 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
64 | «Вместе слушаем сказки» | 1 | ||
65 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
66 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
67 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
68 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
69 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
70 | «Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)» | 1 | ||
71 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
72 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
73 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
74 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
75 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
76 | «Наш класс (фотоальбом)» | 1 | ||
77 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
78 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
79 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
80 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
81 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
82 | «Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)» | 1 | ||
83 | «Приглашение к взаимодействию» | 1 | ||
84 | «Приглашение к взаимодействию» | 1 | ||
85 | «Приглашение к взаимодействию» | 1 | ||
86 | «Лепим вместе» | 1 | ||
87 | «Лепим вместе» | 1 | ||
88 | «Лепим вместе» | 1 | ||
89 | «Строим вместе» | 1 | ||
90 | «Строим вместе» | 1 | ||
91 | «Строим вместе» | 1 | ||
92 | «Рисуем вместе» | 1 | ||
93 | «Рисуем вместе» | 1 | ||
94 | «Рисуем вместе» | 1 | ||
95 | «Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.) | 1 | ||
96 | «Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.) | 1 | ||
97 | «Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.) | 1 | ||
98 | «Помоги другу» | 1 | ||
99 | «Помоги другу» | 1 | ||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр,
наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные
модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал
мяу?» и др.);
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений
речи;
- аудио и видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)...

Программа формирования базовых учебных действий по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 доп. класс (вариант 2)
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП о...

Технологическая карта урока по теме «Мебель» для детей с умеренной умственной отсталостью (программа АООП (вариант-2) Предметная область «Окружающий мир»
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой с...
Методическая разработка для детей, обучающихся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР) «Развивающие шары»
Категория детей: обучающиеся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР).Данная разработка подойдет для работы: педагогу-психологу, педагогу-дефектологу.Актуальность:Сенсорное ...

ПРОГРАММА АООП (вариант2, 1 класс)) по направлению «Изобразительная деятельность»
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ПОТЕБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ С ТМНР...

ПРОГРАММА АООП (вариант 2, 1 класс)) по направлению «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УО И ТМНР...

ПРОГРАММА АООП (вариант2, 1 класс)) по направлению «Изобразительная деятельность»
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР...
