ПРОГРАММА АООП (вариант 2, 1 класс)) по направлению «РЕЧЬ И АЛТЕРНАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Котова Асия Филатовна

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnyee_kommunikatsii.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА АООП (вариант2, 1 класс)) по направлению «Речь и альтернативные коммуникации»

Подготовила: Котова Асия Филатовна

Учитель начальных классов

I. Планируемые результаты.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

   Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:

- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),

- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),

- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),

- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),

- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),

   Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

1.1. Ожидаемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

1.2.  Ожидаемые личностные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии:

- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

- зрительный контакт «глаза в глаза»

- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.

1.3.  Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :

- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий.

2.1. Содержание учебного предмета, курса.

   Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки.

   Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

   Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

   Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого.

   Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

   Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

   Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

   Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

   Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

   Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с

учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики,

обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

формирование элементарных графо моторных умений. развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

2.2. Формы организации учебных занятий.

   Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, с привлечением узких специалистов, учителей – предметников и родителей.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.

№ темы

Тема урока

Кол-во часов, отводимое на освоение каждой темы.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Направление: Учитель – ученик (42 часа)

Блок № 1

«Приветствие взрослого».

5

- Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза»,

- фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.

- Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок,

- положительное реагирование (мимико - жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

Блок № 2

«Приветствие сказочных персонажей».

5

- Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем,

- фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; - использование руки для приветствия сказочных персонажей. Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия

Блок № 3

«Я и мое имя, моя фотография».

5

- Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы;

- использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.

- Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.

Блок № 4

«Моя любимая игрушка».

5

- Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.

- Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.

Блок № 5

«Моя любимая сказка, драматизация сказки».

6

- Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

- Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия)

Блок № 6

«Моя любимая игра»

6

- Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

- Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными)

Блок № 7

«Мои желания»

5

- Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.

- Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д. Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.

Блок № 8

«Мне нравится»

5

- Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.

- Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.). Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.

Напраление: Учитель – ученик – сверстник (36 часов)

Блок № 1

«Приветствие сверстника» (узнавание)

6

- Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.

- Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.

- Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.

Блок № 2

«Имена сверстников»

6

- Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям.

- Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение сверстника для совместной игры.

- Выполнение элементарных графических заданий.

Блок № 3

«Игрушки нашего класса»

6

- Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).

-  Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.

- Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.

Блок № 4

«Вместе слушаем сказки»

6

- Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

- Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

- Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).

Блок № 4

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

6

- Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

- Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

- Выполнение элементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения).

Блок № 5

«Наш класс (фотоальбом)»

6

- Выражать доступными вербальными, невербальными средствами (словом, звуком, жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками; запоминание фотографий сверстников среди других детей, узнавание лиц одноклассников на общей фотографии при использовании необходимых средств коммуникации (жест, звуки, слово).

- Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует. Коля поливает цветы и т.д.). –

- Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.).

Блок № 6

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

6

- Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных игровых ситуациях (в предметно-игровых действиях, подвижных играх, хороводах (хороводы "Каравай-каравай", праздники "Осень", "Новый год" , "День рождения" и др.).

- Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств коммуникации. –

- Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.)

Направление: Ученик – сверстник (21 час)

Блок № 1

«Приглашение к взаимодействию»

3

- Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных игровых или бытовых действий.

- Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).

- Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).

Блок № 2

«Лепим вместе»

3

- Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.

- Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.). –

-  Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение предметов по трафаретам

Блок № 3

«Строим вместе»

3

- Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.

- Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).

- Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).

Блок № 4

«Рисуем вместе»

3

- Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень", "Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий. –

- Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не такие, похож - не похож и т.д.).

- Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).

Блок № 5

«Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.)

3

- Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.

- Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

- Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".

Блок № 6

«Помоги другу»

3

- Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.

- Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов.

Блок № 7

«Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.»

3

- Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.

- Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.

Всего: 99 часов

IV. Календарно - тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Календарные сроки

По плану

По факту

1

Приветствие взрослого.

1

2

Приветствие взрослого.

1

3

Приветствие взрослого, приветствие учеников

1

4

Приветствие взрослого, приветствие учеников

1

5

Приветствие взрослого, приветствие учеников

1

6

Приветствие сказочных персонажей

1

7

Приветствие сказочных персонаей

1

8

Приветствие сказочных персонаей

1

9

Приветствие сказочных персонаей

1

10

Приветствие сказочных персонаей

1

11

Я и моя фотография. Я и мое имя

1

12

Я и моя фотография. Я и мое имя

1

13

Я и моя фотография. Я и мое имя

1

14

Я и моя фотография. Я и мое имя

1

15

Я и моя фотография. Я и мое имя

1

16

Моя любимая игрушка

1

17

Моя любимая игрушка

1

18

Моя любимая игрушка

1

19

Моя любимая игрушка

1

20

Моя любимая игрушка

1

21

Моя любимая сказка, драматизация сказки

1

22

Моя любимая сказка, драматизация сказки

1

23

Моя любимая сказка, драматизация сказки

1

24

Моя любимая сказка, драматизация сказки

1

25

Моя любимая сказка, драматизация сказки

1

26

Моя любимая игра

1

27

Моя любимая игра

1

28

Моя любимая игра

1

29

Моя любимая игра

1

30

Моя любимая игра

1

31

Мои желания

1

32

Мои желания

1

33

Мои желания

1

34

Мои желания

1

35

Мои желания

1

36

Мне нравится…

1

37

Мне нравится…

1

38

Мне нравится…

1

39

Мне нравится…

1

40

Мне нравится…

1

41

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

42

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

43

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

44

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

45

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

46

«Приветствие сверстника» (узнавание)

1

47

«Имена сверстников»

1

48

«Имена сверстников»

1

49

«Имена сверстников»

1

50

«Имена сверстников»

1

51

«Имена сверстников»

1

52

«Имена сверстников»

1

53

«Игрушки нашего класса»

1

54

«Игрушки нашего класса»

1

55

«Игрушки нашего класса»

1

56

«Игрушки нашего класса»

1

57

«Игрушки нашего класса»

1

58

«Игрушки нашего класса»

1

59

«Вместе слушаем сказки»

1

60

«Вместе слушаем сказки»

1

61

«Вместе слушаем сказки»

1

62

«Вместе слушаем сказки»

1

63

«Вместе слушаем сказки»

1

64

«Вместе слушаем сказки»

1

65

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

66

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

67

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

68

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

69

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

70

«Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами)»

1

71

«Наш класс (фотоальбом)»

1

72

«Наш класс (фотоальбом)»

1

73

«Наш класс (фотоальбом)»

1

74

«Наш класс (фотоальбом)»

1

75

«Наш класс (фотоальбом)»

1

76

«Наш класс (фотоальбом)»

1

77

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

78

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

79

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

80

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

81

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

82

«Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии)»

1

83

«Приглашение к взаимодействию»

1

84

«Приглашение к взаимодействию»

1

85

«Приглашение к взаимодействию»

1

86

«Лепим вместе»

1

87

«Лепим вместе»

1

88

«Лепим вместе»

1

89

«Строим вместе»

1

90

«Строим вместе»

1

91

«Строим вместе»

1

92

«Рисуем вместе»

1

93

«Рисуем вместе»

1

94

«Рисуем вместе»

1

95

«Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.)

1

96

«Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.)

1

97

«Играем вместе» (настольно-печатные, подвижные игры и др.)

1

98

«Помоги другу»

1

99

«Помоги другу»

1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

«Речь и альтернативная коммуникация» включает:

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- фланелеграф;

- рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр,

наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные

модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,

пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал

мяу?» и др.);

 - настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

 - технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства, синтезирующие речь:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания

пиктограмм;

-компьютерные программы символов;

-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений

речи;

- аудио и видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)...

Программа формирования базовых учебных действий по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 доп. класс (вариант 2)

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП о...

Технологическая карта урока по теме «Мебель» для детей с умеренной умственной отсталостью (программа АООП (вариант-2) Предметная область «Окружающий мир»

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой с...

Методическая разработка для детей, обучающихся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР) «Развивающие шары»

Категория детей: обучающиеся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР).Данная разработка подойдет для работы: педагогу-психологу, педагогу-дефектологу.Актуальность:Сенсорное ...

ПРОГРАММА АООП (вариант2, 1 класс)) по направлению «Изобразительная деятельность»

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ПОТЕБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ С ТМНР...

ПРОГРАММА АООП (вариант 2, 1 класс)) по направлению «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УО И ТМНР...